Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе воспитания (или обучения)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы выявить влияние коррекционной программы на развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте. Были выделены следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей младших школьников.
2. Эмпирически выявить диагностику развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
3. На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных оценить эффективность коррекционной программы.
4. На основе теоретико-эмпирического анализа обосновать степень «желательности» использования данной коррекционной программы в педагогической практике.
Гипотеза: В основу исследования легло предположение о том, что эффективность применения комплекса целенаправленных форм и программы будет способствовать развитию творческих способностей у детей.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста 5
1.1 Понятие творческих способностей и подходы к их развитию 5
1.2 Условия развития творческих способностей младших школьников 8
1.3 Формы и методы развития творческих способностей младших школьников 11
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе воспитания 16
2.1 Методические основы организации опытно-экспериментальной работы 16
2.2 Методика по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе воспитания 19
2.3 Динамика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста 22
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложения 33

Файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей детей-2.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка  является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением. 

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает  из  самого  характера  творческого  процесса,  который  требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч.  Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам [15, с. 167].

Четвертое  условие  успешного  развития  творческих  способностей  заключается  в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Помощь взрослых и, в  частности, педагога заключается в  том, чтобы научить ребенка творить. Ребенок в результате такой помощи должен научиться:

  • удивляться всему, будто видит все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил;
  • видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) — так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память;
  • мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое).

Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует еще научиться:

  • владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).
  • создавать «законченную вещь», то есть произведение.

Поэтому очень важно  ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

  • смотреть, чтобы увидеть красоту;
  • слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;
  • почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;
  • говорить так, чтобы тебя услышали;
  • быть самим собой;
  • трудиться творчески;
  • творить вдохновенно.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что  учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов.

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

  • творческое мышление,
  • творческое воображение,
  • применение методов организации творческой деятельности [4, с. 189].

Для развития творческого  мышления и творческого воображения  учащихся необходимо развить следующие умения:

  1. классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  2. устанавливать причинно-следственные связи;
  3. видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  4. рассматривать систему в развитии;
  5. делать предположения прогнозного характера;
  6. выделять противоположные признаки объекта;
  7. выявлять и формулировать противоречия;
  8. разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  9. представлять пространственные объекты;
  10. использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
  11. представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:
    • преодоление психологической инерции мышления;
    • оценивание оригинальности решения;
    • сужение поля поиска решения;
    • фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;
    • мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения [7, с. 197].

Отечественные психологи  и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина, является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:

  • перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,
  • комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др. [1, с. 182].

 

1.3 Формы и методы развития творческих способностей младших школьников

 

Проблема развития, коррекция  и совершенствования мышления учащихся, одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный путь ее решения - рациональная организация всего учебного процесса. В качестве дополнительного, вспомогательного  пути может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг мышления.

Есть основания считать, что общим базисом для полноценного протекания любого мыслительного процесса, является наличие как минимум трех универсальных составляющих мышления:

1. Высокий уровень  сформированности элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, выделения существенного и других, выступающих в качестве наиболее дробных элементов мышления;

2. Высокий уровень  активности, раскованности и плюралистичности  мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез;

3. Высокий уровень  организованности и целенаправленности  мышления, проявляющийся в четкой  ориентации на выделение существенного  в явлениях, использование обобщенных  схем анализа явления.

Представленный комплекс направлен прежде всего на  шлифовку элементарных мыслительных операций. Он включает в себя следующие интеллектуальные игры:

1. Составление предложений  – состоит из произвольных  взятых слов.

2. Исключение лишнего  слова – из произвольно взятых  слов.

3. Поиск аналогов - необходимо  найти как можно больше аналогов  произвольно выбранного предмета.

4. Поиск противоположных предметов.

5. Поиск предметов  по заданным признакам  (две  противоположные функции: дверь и закрывает и открывает вход в помещение.

6. Поиск соединительных  звеньев («лопата» –> « экскаватор», «автомобиль»).

7. Способы применения  предмета («книга»)

8. Формирование определений  («дырка»)

9. Выражение мысли  другими словами (Нынешним летом  будет очень тепло ® ни одно слово не должно повторяться).

10.  Перечень возможных  причин – «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь открыта»

11. Перечень заглавий  к рассказу.

12. Сокращение рассказа.

13. Построение сообщения по алгоритму [16, с. 157].

Главная задача начальной  школы - обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом.

Источником полноценного развития ребенка начальных классов  школы выступают два вида деятельности. Во-первых любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной ему культуре.

В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая  направлена на овладение ребенком знаниями, необходимыми для жизни в обществе.

Во - вторых, любой ребенок  в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не наделена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Осуществляя указанные  виды деятельности, дети решают многие задачи и с разной целью. Так, в  учебной деятельности решаются учебно-тренировочные  задачи и для того, чтобы овладеть каким–то умением, освоить то или  иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью: развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Состояние современной  начальной школы нельзя считать  нормальным. С одной стороны - засилье  деятельности по усвоению знаний и  умений, которое существовало, тормозит развитие интеллекта детей, в первую очередь, творческого мышления. В связи с такой системой преподавания дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют готовые решения, причем как правило, только одно решение. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения или, наоборот, имеет множество решений. Кроме того дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они не в состоянии действовать самостоятельно, чтобы найти какой - то новый способ.

С другой стороны, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка, в частности отношение к самому себе. Постепенно дети привыкают оценивать себя, свои возможности только через успешное или неуспешное решение типовых задач, решение которых зависит от выученности соответствующего правила, от степени усвоения определенных знаний. Чаще всего это приводит к тому, что высокая самооценка зависит у ребенка не от проявления своей выдумки или сообразительности, а лишь от прилежания и старательности в освоении правил и знаний [10, с. 157].

Однако нельзя сказать, что в современной начальной  школе вообще отсутствуют задачи поискового характера. Но, во - первых, решение таких задач доступно далеко не всем детям, а лишь самым сообразительным, и, во - вторых, решение этих задач носит необязательный характер.

Нам представляется, что  в настоящее время имеются  благоприятные условия для того, чтобы изменить соотношение деятельности по условию знаний, умений и поисковой деятельности в учебной жизни школьников младших классов.

Смысл нашего предложения состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых любые дети - с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные - могли бы решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом. Последнее требование весьма важно, поскольку в этом случае ребенок, который не усвоил какой - то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах,  поскольку решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка.

Курс поставлен на материале двенадцати видов задач  не учебного содержания и включает сто девятнадцать занятий. Данный курс включает четыре темы: «Развитие способности комбинировать», «Развитие способности планировать», «Развитие способности анализировать», «Развитие способности рассуждать». Каждая из этих тем осваивается в цикле из 27–36 занятий. Каждый цикл включает три серии занятий, каждая из которых включает 9-12 занятий на материале какого - то одного вида задач.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное  решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие  условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии  проводится коллективное обсуждение решения  задачи определенного вида. Благодаря  этому методу у детей формируется  такое важное качество деятельности и поведения, как осознанность собственных  действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе воспитания (или обучения)