Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе воспитания (или обучения)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы выявить влияние коррекционной программы на развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте. Были выделены следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей младших школьников.
2. Эмпирически выявить диагностику развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
3. На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных оценить эффективность коррекционной программы.
4. На основе теоретико-эмпирического анализа обосновать степень «желательности» использования данной коррекционной программы в педагогической практике.
Гипотеза: В основу исследования легло предположение о том, что эффективность применения комплекса целенаправленных форм и программы будет способствовать развитию творческих способностей у детей.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста 5
1.1 Понятие творческих способностей и подходы к их развитию 5
1.2 Условия развития творческих способностей младших школьников 8
1.3 Формы и методы развития творческих способностей младших школьников 11
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе воспитания 16
2.1 Методические основы организации опытно-экспериментальной работы 16
2.2 Методика по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе воспитания 19
2.3 Динамика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста 22
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложения 33

Файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей детей-2.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

1 группа – «Познание». Цель — накопление творческого опыта познания действительности.  Приобретаемые умения:

  • изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков — цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;
  • рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;
  • моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.

2 группа – «Создание». Цель — накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений.  Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:

  • получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности;
  • ориентирование на идеальный конечный результат развития системы;
  • переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.

3 группа – «Преобразование». Цель — приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений.  Приобретаемые умения:

  • моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);
  • моделировать изменения внутреннего строения систем;
  • учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.

4-я группа – «Использование в новом качестве». Цель — накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений.  Приобретаемые умения:

  • рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;
  • находить фантастическое применение реально существующим системам;
  • осуществлять перенос функций в различные области применения;
  • получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.

Содержание групп творческих заданий представлено в приложении 2 тематическими сериями.

Творческие задания  дифференцируются по таким параметрам, как:

  • сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
  • сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
  • формы представления противоречий (явные, скрытые).

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие «система», а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Выбираемые учащимися  методы творчества при выполнении заданий  характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности.

III уровень — предполагает  выполнение заданий на основе  перебора вариантов и накопленного творческого опыта в школьном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества, как: метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, дихотомия, синектика, отдельные типовые приемы фантазирования.

II уровень — предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов таких как: метод маленьких человечков, методы преодоления психологической инерции, системный оператор, ресурсный подход, законы развития систем.

I уровень — предполагает  выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов таких как: адаптированный алгоритм решения изобретательских задач, приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени, типовые приемы разрешения противоречия.

Каждый из методов  творчества имеет определенные функции (приложение 4). Так же конспект некоторых занятий по развитию творческих способностей представлен в Приложении 5.

 

 

2.3 Динамика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

 

 

На первом этапе исследования по методике «Дорисовка фигур» (автор О.М.Дъяченко, А.И.Кирилова) нами выявлено 6 типов решений школьниками экспериментальных задач на воображение.

0 тип. Этот тип решения  характеризуется тем, что ученик  еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип. Ученик дорисовывает  фигуру на карточке так, что  получается изображение отдельного субъекта (дерево и т.п.), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

2 тип. Изображается  отдельный субъект, но с разнообразными  деталями.

3 тип. Изображая отдельный  объект, младший школьник уже  включает его в какой-нибудь  воображаемый сюжет (не просто  девочка, а девочка, делающая зарядку).

4тип. Ребенок изображает  несколько объектов по воображаемому  сюжету (девочка гуляет с собакой).

5тип. Заданная фигура  используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ученик, то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов воплощаемого образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину и т.п.).

При этом типе решения  ученик проявляет большую свободу  в использовании элементов для создания образов воображения.

В ходе выполнения задания  ребенок может вносить различные  дополнения, изменения, варьировать и преобразовывать знакомый материал, а также создавать новые комбинации из усвоенных старых элементов.

Данные исследования представлены в таблице 2.1.  

Таблица 2.1 -   Диагностика способов создания рисунков и их оригинальности

Классы

Общее кол-во учащихся

Типы решения задач

(коэффициент оригинальности)

0 тип

1 тип

2 тип

3 тип

4 тип

5 тип

1 «а» класс (контрольная группа)

20

2

2

5

5

3

3

1 «б» класс (экспериментальная группа)

20

4

4

3

3

5

1


 

 Таким образом, коэффициент оригинальности каждого испытуемого во всех группах оказался тесно связанным с выявленными типами решения предложенных задач. При этом, чем сложнее был тип решения, способ манипулирования образами воображения, который применял ребенок, тем выше оказывался у него коэффициент оригинальности в данной возрастной группе.

 

Рисунок 2.1 - Диагностика  способов создания рисунков и их оригинальности

 

На втором этапе констатирующего эксперимента мы использовали методику Е.А.Панько «Придумай игру». Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике были следующие:

  1. оригинальность и новизна;
  2. продуманность условий;
  3. наличие в игре различных ролей для ее участников;
  4. наличие в игре определенных правил;
  5. точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из критериев  придуманная учеником игра может  оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно). 1 балл – наличие, но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная школьником игра в сумме может получиться от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

Выводы об уровне фантазии:

10 баллов – очень  высокий;

8-9 баллов – высокий;

6-7 баллов – средний;

4-5 баллов – низкий;

0-3 балла – очень  низкий.

Результаты исследования отображены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 -  Оценка содержания придуманной игры

Классы

Общее кол-во учащихся

Уровень развития творческого начала в игре

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

1 «а» класс (контрольная группа)

20

4

3

5

5

3

1 «б» класс (экспериментальная группа)

20

2

3

3

7

5


 

Таким образом, в контрольной  группе 7 человек проявили высокий  уровень фантазии в организации и придумывании содержания игры, а в экспериментальной группе 5 человек, низкий уровень фантазии – в экспериментальной группе – 12 учащихся, в контрольной – 8.

 

Рисунок 2.2 – Структурная оценка содержания придуманной игры

На третьем этапе  констатирующего эксперимента мы применяли методику Р. С. Немова «Вербальная фантазия» и разработали параметры по оцениванию элементов фантазии младших школьников.

 Оценивание скорости  процессов воображения

Если в течение 1 минуты ребенок не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Ребенок получает 1 балл, если он сам придумал рассказ за одну минуту. Если ребенок в течение 1 минуты придумал как минимум два разных сюжета, это оценивается в 2 балла.

  Оценивание необычности, оригинальности образов

0 баллов – пересказ  ранее увиденного, услышанного;

1 балл – пересказ  раннее известного с внесением  элементов новизны;

2 балла – самостоятельное  придумывание рассказа с новым  сюжетом. 

  Оценивание богатства  фантазии

При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе учащегося.

2 балла  – число предметов и признаков  превышает десять;

1 балл - общее количество  деталей от шести до десяти;

0 баллов – признаков  в рассказе мало, но не менее  пяти.

  Оценивание глубины  и проработанности образов

Этот показатель определяется по тому, насколько разнообразно в  рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе.

0 баллов – центральный  объект изображен схематично, без  детальной проработки его аспектов;

1 балл – при описании  центрального объекта рассказа  его детализация умеренная;

2 балла – главный  образ расписан достаточно подробно.

Оценивание впечатлительности  и эмоциональности

Этот показатель оценивается  по тому, вызывают ли образы в рассказе интерес и эмоции у слушателя.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе воспитания (или обучения)