Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи посредством изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:36, доклад

Краткое описание

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым (1977), М.М. Кольцовой (1973), Л.А. Кукуевым (1968), Л.А. Новиковым (1957) и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. М.М. Кольцова пришла к заключению, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» (1973, с. 130). Кроме того, М.М. Кольцова указывает, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Оглавление

Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи посредством изобразительной деятельности
Полноценное развитие речи является необходимым условием гармоничного развития личности
Современные представления о влиянии изобразительной деятельности на развитие дошкольников
Влияние занятий по изобразительной деятельности на мелкую моторику и речь дошкольников с общим нарушением речи
Библиография

Файлы: 1 файл

Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи посредством изобразительной деятельности..docx

— 23.39 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

Министерство образования и  науки Московской области

ГОУ ВПО «Московский государственный  областной социально-гуманитарный институт»

 

Доклад на тему:

«Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи посредством изобразительной  деятельности.»

 

 

 

 

 

 

Коломна,2011

 

Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи посредством изобразительной  деятельности.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее  значение функции руки. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым (1977), М.М. Кольцовой (1973), Л.А. Кукуевым (1968), Л.А. Новиковым (1957) и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. М.М. Кольцова пришла к заключению, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» (1973, с. 130). Кроме того, М.М. Кольцова указывает, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Полноценное развитие речи является необходимым условием гармоничного развития личности.

Речь - это деятельность, которая  осуществляется при согласованном  функционировании головного мозга  и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции  принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический  анализаторы.

Речь организует и активизирует мышление детей, помогая им устанавливать  смысловые связи между частями  воспринимаемого материала и  определять порядок необходимых  действий. Речь способствует формированию графических умений и навыков. Рисование, по мнению Л.С.Выготского, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».

Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:

-   происходит обогащение словаря дошкольников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на занятиях по изобразительной деятельности, а затем входят в активный словарный запас;

- осуществляется становление и развитие речи как средства общения;

-   совершенствуется регулирующая функция речи.

Помимо этого занятия по изобразительной  деятельности способствуют развитию мелкой моторики кисти руки: зрительно-моторной координации, тонких движений руки, регуляция  их объема и четкости.

Современные представления  о влиянии изобразительной деятельности на развитие дошкольников.

Занятия по рисованию, лепке, аппликации в массовом детском саду объединяются под названием «Изобразительная деятельность» или продуктивная деятельность, так как результатом  их является создание ребенком определенного  продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и  воспитания дошкольника с нарушением речи велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. [43] Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, красками и карандашами обогащает представления детей об окружающих предметах и способствует проявлению умственной и речевой активности. В рамках изобразительной деятельности детей обучают рисованию, лепке, аппликации.Изобразительная деятельность подводит дошкольников с нарушениями речи к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир посредством линий, красок, цвета, формы.

 

  Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечает: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией". Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. [24]

Таким образом, "есть основания  рассматривать кисть руки, как  орган речи - такой же, как артикуляционный  аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга".

Движения пальцев рук у людей  совершенствовались из поколения в  поколение, так как люди выполняли  руками все более и более тонкую и сложную работу. В связи с  этим происходило увеличение площади  двигательной проекции кисти руки в  человеческом мозге. Так, развитие функций  руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются  тонкие движения пальцев рук, затем  появляется артикуляция слогов; все  последующее совершенствование  речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцами.

Исследователи детского изотворчества подчеркивают необходимость овладения техникой, основами изограмотности для создания рисунка, для развития способности к изображению. «В руке живописца, - отмечает А.Г. Ковалев, - синтезированы, или сплавлены, высокоразвитые моторные функции с обобщенными умениями, закрепленными в системе движений». [23]

В процессе изотворчества, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. [36]

На занятиях изобразительной деятельностью  детей можно познакомить с  новыми словами, учить понимать, различать  и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов, признаки действий. Разнообразный наглядный  материал помогает уточнить понимание  названий предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в  короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов и уточняет их лексические, грамматические и фонетические оттенки.

В продуктивной (изобразительной) деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и речи у детей  с речевым недоразвитием, так  как речь приобретает действительно  практическую направленность и имеет  большое значение для выполнения предложенной деятельности. Различные  виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при  осуществлении легко можно создавать  проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации сформируют коммуникативную  направленность речи. [45]

Изобразительная деятельность имеет  большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря  своей наглядности. Дети быстрее  и полнее усваивают речевой материал, так как на занятиях по изобразительной  деятельности в качестве наглядной  опоры часто используются натуральные  объекты. Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными  речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозможных речевых  комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик  уточняется. Слово прочно входит сначала  в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм. Особенно высокие показатели наблюдаются при каждодневном использовании  всего наглядного материала,

Продуктивная изобразительная  деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок  сам непосредственно действует  с предметом. Огромное влияние этого  фактора для развития речи ребенка  отмечено М.М. Кольцовой. В описанных  ею опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинали реагировать на слово, обозначающее предмет, если имели возможность эти предметом манипулировать. [24]

 

В продуктивной деятельности создаются  условия для осуществления тесной связи слова с действием, с  признаками действия. Обеспечить связь  слова с предметом значительно  легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку  или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картину связь слова  с движением или состоянием предмета. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку  ребенок сам выполняет разнообразные  действия. [48] Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи  различных действий и явлений. Следует  особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной  деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми  и ритмичными. Ускоряется и процесс  усвоения навыков изображения. Дети придают нарисованному предмету движение. На основе предметного рисунка, с помощью речи дети создают целый  сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными им словами их диалог.

 

Необходимо специально воспитывать  у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем  и совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки («Ленточки красные, длинные, красивые»). Слово помогает осмыслению процесса изображения. Ребенок с  общим недоразвитием речи неспособен к самостоятельному всестороннему  наблюдению изображаемых предметов. Поэтому очень велика роль взрослого (воспитателя, логопеда) в выработке у детей умения прослеживать особенность формы, контур предмета и его частей, цвет и другие признаки (мяч большой, круглый, красный). Таким образом, руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение рисованию, но и на развитие восприятия воображения. Специфическое построение обследования объекта, подкрепленное словом, следует включать в различные виды изобразительной деятельности. Специфика построения обследования предмета состоит в том, что зрительное и тактильное восприятие объекта должно целенаправленно и максимально комментироваться речью взрослого. Формирование способности сравнивать на занятиях изобразительной деятельностью, помогает детям осознать действия с различными предметами, обратить внимание на различные признаки предметов, выполнять различные действия, строить противопоставленную речь. [27]

Влияние занятий по изобразительной  деятельности на мелкую моторику и  речь дошкольников с общим нарушением речи

Изобразительная деятельность, также  как и другие виды деятельности, благоприятна для развития речи. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она способствует углублению представлений детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением.

В продуктивной (изобразительной) деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и речи у детей  с речевым недоразвитием, так  как речь приобретает действительно  практическую направленность и имеет  большое значение для выполнения предложенной деятельности. Различные  виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации сформируют коммуникативную направленность речи. [45]

В продуктивной деятельности создаются  условия для осуществления тесной связи слова с действием, с  признаками действия. Обеспечить связь  слова с предметом значительно  легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку  или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картину связь слова  с движением или состоянием предмета. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку  ребенок сам выполняет разнообразные  действия. [48] Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи  различных действий и явлений. Следует  особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной  деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми  и ритмичными. Ускоряется и процесс  усвоения навыков изображения. Дети придают нарисованному предмету движение. На основе предметного рисунка, с помощью речи дети создают целый  сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными им словами их диалог.

Таким образом, изобразительная деятельность - одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника. На занятиях, изобразительной  деятельностью решаются специальные  коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д. Используя различные виды изобразительной  деятельности, можно развивать у  детей зрительно-моторную координацию  движений, их точность, объем и направленность.

Информация о работе Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи посредством изобразительной деятельности