Пути формирования познавательных интересов младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования стало выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования познавательных интересов младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения
Задачами исследования является:
Изучить накопленный опыт по проблеме исследования
Рассмотреть особенности познавательных интересов младших школьников
Провести исследование уровня развития мотивационной сферы учащихся, познавательных интересов
Провести эксперимент по формированию познавательного интереса младших школьников в классе компенсирующего обучения
Сформулировать выводы по результатам эксперимента

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…..
3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательных интересов …………………………………………………

6
1.1.Исторический аспект проблемы формирования познавательного интереса учащихся общеобразовательных школ ……...

6
1.2.Содержание понятий интерес, познавательный интерес, учебно-познавательная деятельность, мотивация …………………………..

10
1.3.Специфика познавательных интересов младших школьников ……………………………………………………………………

25
1.4.характеристика детей класса ККО …………………………
29
Глава 2. Пути формирования познавательных интересов младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения ………………………………………………………………………


35
2.1.Анализ эксперимента по формированию познавательного интереса младших школьников в классе компенсирующего обучения …...

35
2.2.Сравнительная диагностика уровня познавательных интересов младших школьников в классе компенсирующего обучения …

44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...

БИБЛИОГРАФИЯ ………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

Окружающий мир. У этого предмета большие возможности развивать познавательный интерес к детей. С раннего возраста дети интересуются всем, что их окружает, задают вопросы. Составляя тематическое планирование по данному предмету, мы старались охватить вниманием наиболее интересные и важные на наш взгляд темы.

В процессе обучения необходимо воспитывать прежде всего общий интерес к знаниям у каждого школьника. Научить ребенка удивляться и быть наблюдательным едва ли не самое важное в школьном преподавании.

Внеклассная работа с детьми велась в русле шести направлений: здоровья, интеллект, общение, нравственность, досуг. И основывалась на следующих принципах:

  1. Принцип открытости. Планирование жизни в классе осуществлялось совместно с учащимися.
  2. Принцип привлекательности будущего дела. Младшим школьникам присуща конкретность типа: «что будет, если…?», им не интересны расплывчаты цели, поэтому в своей работе мы старались объяснить цель планируемого дела, мероприятия.
  3. Принцип свободы участия. Предлагая учащимся участвовать во внеклассном мероприятии, мы старались максимально учитывать их мнения, интересы и желания.
  4. Принцип обратной связи. Каждое мероприятие обсуждалось на предмет того, что получилось, что не удалось, что понравилось, что можно было бы изменить.
  5. Принцип успешности. Мы старались показать каждому ученику, что его вклад в общее дело по достоинству оценен, отмечали реальный успех и достижение каждого участника и класса в целом.

Каждое направление давало учащимся новые знания, повышало интерес к знаниям, заключенным в данных направлениях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Данная дипломная работа посвящена проблеме формирования познавательных интересов у учащихся младшего школьного возраста, обучающихся в классе компенсирующего обучения. Психологами и методистами доказано, что появление интереса к обучению у детей, обучающихся в классе компенсирующего обучения, в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, способствует коррекции внимания, мышления, памяти и других психических процессов.

В первой главе излагается теоретический аспект проблемы формирования познавательного интереса. Вторая глава была посвящена практическому решению данного вопроса. Проведен анализ формирующего этапа эксперимента, сравнительной диагностики, которые показали, что цель достигнута, гипотеза подтвердилась.

По результатам исследования сделаны следующие выводы:

  1. Подходы к исследованию проблемы группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы: 1.) как преподаватель учит; 2.) как школьник учится и как при этом осуществляется его развитие.
  2. Интерес в своем развитии проходит следующий путь: от любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к познавательной активности, от них к пробудившейся научной любознательности и все более устойчивой направленности личности на глубокое изучение различных предметов, к проявлению особого внимания к некоторым из них.
  3. Интерес к учению возрастет если мотивы учения станут более действенными, личностно значимыми, осознанными.
  4. Изучение познавательных интересов школьников настоятельно требует их диагностики, выявления общевозрастных и специфических особенностей познавательного интереса каждого школьника, чтобы нацелить педагогические воздействия с большей точностью и надежностью. Этому в известной мере помогают: наблюдение, анкетирование, беседа.
  5. В настоящее время не разработаны специальные методики, позволяющие выявить уровень познавательного интереса, его направленность, что очень осложняет работу начинающих учителей.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

1. Аксенова А. К., Якубовская  Э. В. Дидактические игры на уроках  русского языка в 1 – 4 классах  вспомогательной школы

  1. Активизация познавательной деятельности младших школьников, - под ред. М. П. Осиповой, Н. И. Качановской, - Минск: Народная асвета, 1987. - 109 с.:илл.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Уч. пособие для студ. Пед. институтов / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
  3. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию - М.: Просвещение, 1985. – 143 с.
  4. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
  5. Выготский Л. С. Психология, М. Апрель-пресс, Эксмо-пресс, 2000.-
  6. Гизатуллина Д. Х. Русский язык в играх: Развитие внимания, памяти, фонематического слуха, мышления и воображения на занятиях по русскому языку. – СПб: Акцидент, 1996. – 31 с.
  7. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 280 с.
  8. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1 – 4 классы. - М.:ВАКО, 2003. – 240 с.
  9. Киргинцева Е. И. //Начальная школа 1992 г. - №11-12. – 29 – 31 с.
  10. Коменский Я. А. Избр. пед. сочинения в 2-х томах – М., 1982, т. 1 с.354
  11. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2001. - 464 с.
  12. Матюхина М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб. пособие. – Волгоград: ВГПИ, 1983 – 72 с.
  13. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
  14. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
  15. Маркова А. К. Формирование интереса к учению. – М.: 1986 –
  16. Маркова А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М.: Педагогика, 1983 – 65 с.
  17. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979. – 47 с., илл.
  18. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся (Актуальные вопросы теории и практики обучения), - Ленинград, 1981. -
  19. Педагогическая энциклопедия. – М. «Советская энциклопедия», 1964, т. 1.
  20. Педагогическая энциклопедия. – М. «Советская энциклопедия», 1965, т. 2.
  21. Рекомендации по отбору детей в классы компенсирующего обучения (раздел) // Вестник образования 1992. - № 11. – 72 – 75 с.
  22. Тихомирова Л. Ф. Математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения. Пособие для учителей начальных классов, воспитателей детских садов. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96 с.
  23. //Начальная школа 1993 г., №11
  24. Ушинский К. Д. Материалы к 3-ему тому «Педагогической антропологии».- Соб. соч., М.-Л., 1950, т. 10, с.429
  25. Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. Марковой А.К.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1986. - 192 с.
  26. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
  27. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М. «Педагогика», 1988.
  28. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. - 352 с. илл.
  29. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. уч. заведений. – М.: Академия, 2003, - 576 с.
  30. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов. М.: Академия, 2001, - 480 с.
  31. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. – 544 с. илл.

 

Определены важные условия формирования интереса: оптимальное сочетание различных методов обучения (Ю. К. Бабанский, 1985), ситуации проблемного обучения (И.Я. Лернер, 1969, А. М. Матюшкин, 1972, М.Н. Скаткин, 1980), уровень притязаний учащегося Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. – В кн.:Мотивация познавательной деятельности, 1972), специфические задачи обучения в разных возрастах.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Характеристика класса

 

 

В классе 8 человек, 3 девочки и 5 мальчиков. Средний возраст учащихся 7 лет. 6 человек неблагополучные семьи, 2 человека воспитываются в приюте св. Николая.

Уровень подготовки к школе к школе у детей низкий: недостаточно развита память, мышление, речь,

Им свойственны эмоциональная и моторная расторможенность, повышенная активность и высокая отвлекаемость, низкая работоспособность, несформированность произвольных функций. Длительно сосредоточится на задании для них большая проблема, многие пасуют перед трудностями, иногда отказываясь от выполнения задания, вызвавшего затруднение. Задания, требующие длительной концентрации внимания вызывают двигательное беспокойство, иногда и негативные эмоции. На уроке постоянно нуждаются во внимании, контроле, одобрении со стороны педагога. Некоторые болезненно реагируют на замечания. Позиция ученика принимается с трудом, нередко дети «выпадают» из урока и ведут себя вызывающе – ложатся на парту, крутятся, занимаются посторонними делами. Легко принимают игру.

Дети отличаются повышенной тревожностью. Самооценка либо неадекватно завышена, либо занижена.

Во взаимоотношениях друг с другом тоже имеются сложности. Дети часто ссорятся и даже вступают в драки по незначительному поводу, но быстро мирятся. Общаются с детьми из соседних классов.

Общий уровень развития низкий.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

РАСПИСАНИЕ УРОКОВ

 


 



Информация о работе Пути формирования познавательных интересов младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения