Пути формирования познавательных интересов младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования стало выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования познавательных интересов младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения
Задачами исследования является:
Изучить накопленный опыт по проблеме исследования
Рассмотреть особенности познавательных интересов младших школьников
Провести исследование уровня развития мотивационной сферы учащихся, познавательных интересов
Провести эксперимент по формированию познавательного интереса младших школьников в классе компенсирующего обучения
Сформулировать выводы по результатам эксперимента

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…..
3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательных интересов …………………………………………………

6
1.1.Исторический аспект проблемы формирования познавательного интереса учащихся общеобразовательных школ ……...

6
1.2.Содержание понятий интерес, познавательный интерес, учебно-познавательная деятельность, мотивация …………………………..

10
1.3.Специфика познавательных интересов младших школьников ……………………………………………………………………

25
1.4.характеристика детей класса ККО …………………………
29
Глава 2. Пути формирования познавательных интересов младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения ………………………………………………………………………


35
2.1.Анализ эксперимента по формированию познавательного интереса младших школьников в классе компенсирующего обучения …...

35
2.2.Сравнительная диагностика уровня познавательных интересов младших школьников в классе компенсирующего обучения …

44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...

БИБЛИОГРАФИЯ ………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

 


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…..

3

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательных интересов …………………………………………………

 

6

1.1.Исторический аспект  проблемы формирования познавательного  интереса учащихся общеобразовательных  школ ……...

 

6

1.2.Содержание понятий  интерес, познавательный интерес, учебно-познавательная  деятельность, мотивация …………………………..

 

10

1.3.Специфика познавательных  интересов младших школьников  ……………………………………………………………………

 

25

1.4.характеристика детей  класса ККО …………………………

29

Глава 2. Пути формирования познавательных интересов младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения ………………………………………………………………………

 

 

35

2.1.Анализ эксперимента  по формированию познавательного  интереса младших школьников  в классе компенсирующего обучения …...

 

35

2.2.Сравнительная диагностика  уровня познавательных интересов  младших школьников в классе  компенсирующего обучения …

 

44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...

 

БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………..

 

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Проблема формирования познавательных интересов младших школьников была и остается актуальной. Это связано с тем, что в начальной школе закладываются основы, формируется база для всего дальнейшего обучения и развития ребенка. Особенно актуально формировать познавательные интересы у учащихся классов компенсирующего обучения. Известно, что учащиеся классов компенсирующего обучения приходят в школу с низким уровнем своего развития, у них отмечают запоздалое по сравнению с нормой развитие познавательного интереса, его неустойчивость, малую глубину. Вместе с тем психологи и методисты доказывают, что появление интереса к обучению у детей, обучающихся в классе компенсирующего обучения в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, способствует коррекции внимания, мышления, памяти и других психических процессов.

По проблеме формирования познавательного интереса имеется обширная литература, как в нашей стране, так и за рубежом, накоплен целый практический опыт, сделан ряд выводов уже не нуждающихся в доказательстве. Установлено, в частности, что познавательный интерес младших школьников закономерно связан с их индивидуальными особенностями и теми условиями, в которых протекает их развитие и обучение. Однако, проблема формирования познавательных интересов у учащихся классов компенсирующего обучения недостаточно освещена теоретически, так же не разработаны методические пособия, помогающие учителю осуществлять индивидуальную работу.

Объект исследования – познавательный интерес.

Предмет исследования – пути формирования познавательного интереса учащихся класса компенсирующего обучения.

Целью исследования стало выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования познавательных интересов младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения

Задачами исследования является:

    1. Изучить накопленный опыт по проблеме исследования
  1. Рассмотреть особенности познавательных интересов младших школьников
  1. Провести исследование уровня развития мотивационной сферы учащихся, познавательных интересов
  2. Провести эксперимент по формированию познавательного интереса младших школьников в классе компенсирующего обучения
  3. Сформулировать выводы по результатам эксперимента

Решению первых двух задач посвящена 1 глава дипломной работы, третей, четвертой и пятой – 2 глава.

Гипотеза: процесс формирования познавательных интересов у учащихся классов компенсирующего обучения будет успешным, если а) использовать методику, опирающуюся на элементы занимательности; б) реализовать через систему творческих заданий и игр на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Для решения поставленных задач исследования нами использованы следующие методы исследования:

    • анализ психолого-педагогической методической литературы,
    • наблюдение,
    • тестирование, анкетирования
    • педагогический эксперимент.

Дипломная работа состоит из следующих разделов: введение, 1 главы, посвященной теоретическому освящению вопроса; 2 главы, в которой дан анализ педагогического эксперимента и система творческих заданий и игр, направленных на формирование познавательного интереса у младших школьников обучающихся в классе компенсирующего обучения; заключения, в котором сформулированы выводы, полученные в процессе работы по вопросу формирования познавательного интереса у младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения.

Данная дипломная работа была апробирована в средней общеобразовательной школе № 192 Кировского района г. Новосибирска в 1 классе «В» компенсирующего обучения

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что оно может быть использовано учителями для повышения эффективности процесса формирования познавательного интереса.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательного интереса младших школьников

 

 

    1. Исторический аспект проблемы формирования познавательного интереса у учащихся общеобразовательных школ

 

 

Воспитание у учащихся глубокого познавательного интереса к знаниям – сложный процесс, связанный с изучением личности школьника, мотивов его поведения и учения, что необходимо для развития индивидуальных интересов и склонностей.

В педагогике и психологии многие вопросы, связанные с решением этих проблем достаточно хорошо изучены и исследованы. Идея воспитания у детей интереса к знаниям, как необходимого мотива учения и эффективного средства успешного обучения, возникла давно, получив заметное отражение в прогрессивной педагогике прошлого.

Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса можно считать чешского педагога Яна Амоса Коменского. В своей книге «Великая дидактика» он писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно, прежде всего возбудить у учеников серьезную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно.»*.

Первая попытка теоретического обоснования интереса в обучении и жизни ребенка была предпринята в начале XIX века немецким психологом И. Ф. Гербартом. Его работы положили начало широкому распространению научных идей об интересе и их практическому использованию в педагогике и психологии. Он призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку.

Прогрессивные русские педагоги, писатели, публицисты (К. Д. Ушинский, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов) всегда отмечали огромное влияние интереса на качество учения, а плохое усвоение знаний прямо связывали с отсутствием интереса к учению и неумением педагогов его пробудить. Так, К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения…убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет…»**. Великий русский педагог разработал систему пробуждения любознательности и развития интереса к знаниям, связанную с воспитанием внимания, искусством классного рассказа, изучением научных основ процесса воздействия на детей в школе. Ту же точку зрения на интерес обнаруживаем и у его последователей В. И. Водовозова, Н. Ф. Бунакова, В. П. Вахтерова, А. И. Анастасиева и других.

Особенно активно начала разрабатываться проблема воспитания интересов учащихся в послевоенные годы. Исследования, проведенные под руководством Б. Г. Ананьева, П. Р. Атутова, Ю.К. Бабанского, Л. И. Божович, Б. Ф. Ломова, Марковой А. К., Н. Г. Морозовой, Е. А. Климова, И. Т. Огородникова, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной обнаружили подходы к решению задачи раскрытия сущности познавательного интереса и пути его формирования.

Один из этих подходов состоит в анализе условий, порождающих интерес к знаниям. Глубокое проникновение в сущность процесса формирования и развития личности ребенка, всестороннее изучение причин появления (либо отсутствия) у них интереса к знаниям – основа, определяющая успешное решение проблемы развития познавательного интереса.

В ряде исследований отечественных авторов были выявлены условия и факторы, влияющие на интерес к учению. Так Г. И. Щукина называет в числе таких условий содержание учебного материала, активную и поисковую мыслительную деятельность учащихся, учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся, эмоциональную атмосферу обучения (1979, с. 110-118). Н. Г. Морозова выделяет такие условия, как создание положительных переживаний, воспитание сознательного отношения к учению, понимание его значимости, его личностного и общественного смысла, преодоление отрицательного отношения к учению (1979).

Маркова А.К. рассматривает интерес как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы (в качестве другого общего проявления состояния мотивационной сферы могут выступать отношения личности). Таким образом, она не рядорасполагает интерес и мотивационную направленность, а различает их, считая мотивационную сферу основой, источником, а интерес – следствием и проявлением процессов, происходящих в ней. (Маркова  формир. Интереса к учению С.29)

Различные подходы по-разному определяют уровни и проявления становления интереса к учению. Так, уровни становления интереса выделены по основанию активности и самостоятельности учащихся, стремлению к преодолению трудностей (высокий уровень: высокая самопроизвольная активность, с увлечением протекающая самостоятельная работа, стремление к преодолению трудностей в сложных задачах; средний уровень: познавательная активность, требующая побуждения учителя, зависимость самостоятельной работы от ситуации, преодоление трудностей при помощи учителя; низкий уровень: познавательная инертность, минимальная самостоятельность, бездеятельность при затруднениях) (Г. И. Щукина., 1971, с. 258).

По основанию обращаемости к изучаемому объекту: открытый, непосредственный интерес к новым фактам и занимательным явлениям, интерес к познанию существенных свойств предметов, интерес к причинно-следственным связям, выявлению закономерностей, принципов (Г. И. Щукина, 1979, с. 97).

По основанию тесноты связи с эмоциональной стороной личности: эпизодическое переживание, эмоционально-познавательное отношение к предмету, стойкая эмоционально-познавательная направленность всей личности на определенную область знания или деятельности (Н. Г. Морозова, 1979, с. 11).

Наблюдения Марковой А.К. детализировали уровни познавательного интереса по его обращенности на отдельные компоненты учебной деятельности. Так, обучающийся может обнаруживать глобальный, недифференцированный интерес к учению, без выделения его сторон (широкий интерес); интерес к постановке целей, изменению иерархии целей и задач по их реализации (планирующий учебный интерес) интерес к результатам учения – сделанным задачам, написанным буквам, разрешенным проблемным ситуациям, полученным отметкам и оценкам обучающего (результативный учебный интерес); интерес к содержанию предмета, процессу его усвоения и постижения (процессуально-содержательный интерес); более глубокий интерес не только к результатам и процессу учения, но и к способам, приемам его осуществления (учебно-познавательный интерес); наиболее высокий уровень интереса, состоящий в стремлении преобразовать и усовершенствовать свою учебную работу, позднее познавательную деятельность и далее трудовую деятельность в целом (преобразующий интерес). Эти уровни не существуют изолированно, а взаимовлияют друг на друга.(А. К. Маркова,1986, с.30).

Исследования психологов утверждают, что формирование интереса – не замкнутый в себе автономный процесс. Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но 1

и располагающими особыми стимулами возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности, ее позицией и ее ролью в деятельности коллектива.

Проблема активизации познавательного интереса очень сложна, ее исследование предполагает множество различных подходов, но все они группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы: 1) как преподаватель учит; 2) как школьник учится и как при этом осуществляется его развитие.

 

 

1.2. Содержание понятий интерес, познавательный интерес, учебно-познавательная деятельность, мотивация

 

 

Чтобы успешно решать проблему интереса на практике необходимо разобраться в толкованиях и взаимосвязи основных понятий.

Несмотря на общность взглядов отечественных ученых на многие стороны интереса, можно увидеть и заметные отличия, которые касаются прежде всего определения этого понятия. Интерес как очень сложное и значимое для личности образование имеет множество различных трактовок:

Информация о работе Пути формирования познавательных интересов младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения