Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 16:37, курсовая работа
Целью исследования стало выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования познавательных интересов младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения
Задачами исследования является:
Изучить накопленный опыт по проблеме исследования
Рассмотреть особенности познавательных интересов младших школьников
Провести исследование уровня развития мотивационной сферы учащихся, познавательных интересов
Провести эксперимент по формированию познавательного интереса младших школьников в классе компенсирующего обучения
Сформулировать выводы по результатам эксперимента
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…..
3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательных интересов …………………………………………………
6
1.1.Исторический аспект проблемы формирования познавательного интереса учащихся общеобразовательных школ ……...
6
1.2.Содержание понятий интерес, познавательный интерес, учебно-познавательная деятельность, мотивация …………………………..
10
1.3.Специфика познавательных интересов младших школьников ……………………………………………………………………
25
1.4.характеристика детей класса ККО …………………………
29
Глава 2. Пути формирования познавательных интересов младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения ………………………………………………………………………
35
2.1.Анализ эксперимента по формированию познавательного интереса младших школьников в классе компенсирующего обучения …...
35
2.2.Сравнительная диагностика уровня познавательных интересов младших школьников в классе компенсирующего обучения …
44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЯ ………………
Таким образом, психологическое понятие «интерес» отображает множество значимых процессов – от единичных (внимание) до совокупности их, он выражается в тенденциях, потребностях, отношениях.
В действительности интерес выступает и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение, и как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной, и как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
Понятие «интерес» отображает объективно существующие отношения личности, которые появляются в результате влияния реальных условий жизни и деятельности человека.
Истоки интереса лежат в общественной жизни. Вне связи с общественной средой, вне деятельности интерес человека не может развиваться, поэтому изучение интереса, изолированного от реальных условий его становления, не в состоянии обнаружить ни тенденций его развития, ни возможностей управления им. Интересы – результат формирования личности. Они сопровождают ее развитие и содействуют ему.
В основе интересов лежат потребности. Ученик на опыте должен убедиться в неразрывной связи приобретенных знаний с практикой, прочувствовать их «жизненную» значимость, важность для общего развития.
Важная роль, которую интерес играет в учебной деятельности, ставит задачу сделать учение интересным, что может быть достигнуто, прежде всего, путем опоры на наличные, уже имеющиеся у учащихся интересы, хотя бы и не относящиеся к данному учебному предмету.
Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы:
Исследования памяти показали, что она наиболее усиленно и хорошо работает в тех случаях, когда она влечется и направляется известным интересом. То, на что мы смотрим с наибольшим интересом, мы усваиваем наилучшим образом. Интерес мы понимаем как внутреннее влечение, направляющее все наши силы к исследованию предмета. (Выготский С. 4)
Ученик в жизни, скажем в коммерческой деятельности, в коллекционировании марок, оказывается способным к тем комбинациям, к вычислениям, которые ему не давались в школе. Побуждаемый интересом, он запоминает множество географических названий, рисунков, в то время как в школе он не мог заучить названия главного города какой-нибудь страны. Здесь, главным образом, все состоит в том требовании, которое предписывает для хорошего усвоения всякий раз координировать свой интерес с запоминанием. Если учитель хочет, чтобы что-либо было хорошо усвоено, он должен позаботиться о том, чтобы это было интересно.
Следующая роль интереса состоит в той объединяющей функции, какую он играет по отношению к различным элементам усваиваемого материала. Интерес создает постоянное направление в русле накопления запоминания и, в конечном счете, является органом отбора в смысле выбора впечатлений и объединения их в одно целое. Поэтому чрезвычайно важную роль играет целесообразная установка заучивания в зависимости от интереса. Исследование показало, что всякое запоминание совершается под контролем известной направленности этого интереса.
Как всякий психический процесс и даже как направленность личности интерес формируется в деятельности
Таким образом, интерес – активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или овладению той или иной деятельностью (педагогическая энциклопедия С. )
Особенности познавательного интереса
Всякий интерес познавателен, без познавательного компонента интереса нет. Но условимся: познавательным интересом мы будем называть частный случай интереса – интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. (Морозова, 1979 С. 6)
Познавательный интерес - важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. В познавательном интересе, направленном на отражение сущностных сторон действительности, заключены возможности проникать в научные истины, добытые человечеством, раздвигать рамки познания, отыскивать новые пути и возможности более полного освоения человеком избранной деятельности, области познания.
В то же время познавательный интерес, будучи включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познание предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.
Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).
Особенностью познавательного интереса является также его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.( Щукина С. 8 или 12, 1791)
Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Избирательная направленность познавательного интереса на предметы и явления окружающего мира одухотворяет область познания, особо выделяя из нее то, что лежит в сфере духовных потребностей индивида.
Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребенка привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры.
Познавательный интерес представляет собой ценное интегративное свойство личности. Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующий особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач, волевые стремления к их преодолению).
Влияние мотивационной сферы на познавательный интерес бесспорно, поскольку сам интерес выступает как непосредственный внутренний побудитель познавательной деятельности. Но интерес нельзя сводить к мотиву, его источник не в самозарождении из мотивационной сферы, а в объективной действительности, в которой осуществляется жизнедеятельность человека и развиваются его духовные потребности.
Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес, которые в известной мере помогают более или менее точно определить состояние избирательного отношения ученика к предмету и степень влияния на его личность. И хотя эти стадии не все принимают и выделяются они чисто условно, наиболее характерные их признаки остаются общепризнанными.
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Любопытство связано и с положительными эмоциями, и с непосредственным мотивом, нет только познавательного компонента. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию, и тем не менее занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить начальным его толчком.
Любознательность – ценное состояние личности, она близка к интересу, характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Но любознательность не сосредоточена на определенном предмете или деятельности. На этой стадии интереса обнаруживается достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде. Любознательный школьник не ищет легких задач. Это связано со стремлением знать больше, чем дается обычно на уроке, выяснить вопросы, возникшие, например, в результате наблюдений. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.
Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса и имеет достаточно высокие показатели и в учении.
Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки.
Было бы ошибкой рассматривать указанные ступени познавательного интереса изолированно друг от друга. В реальном процессе они представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность.
Возникновение познавательного интереса часто связывают с появлением у детей раннего возраста таких вопросов, как «Откуда?», «Почему?», «Что такое?». Вопросы маленького ребенка в известной мере фиксируют такие состояния, как любопытство, любознательность, в которых выступает не только простой акт ориентировки, но и познавательное отношение к миру. Это можно считать преддверием познавательного интереса.
Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов и явлений, к знаниям о них, к научным областям, их изучающим. Это отношение выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения.
Познавательный интерес представляет собой сплав важнейших для развития личности психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется:
Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес:
В этом своеобразном сплаве психических процессов, лежащем в основе познавательного интереса, важнейшим элементом является волевое усилие. Самыми характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями следует считать инициативу поиска, самостоятельность добывания знаний, выдвижения и постановки задач на пути познания.