Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 16:37, курсовая работа
Целью исследования стало выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования познавательных интересов младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения
Задачами исследования является:
Изучить накопленный опыт по проблеме исследования
Рассмотреть особенности познавательных интересов младших школьников
Провести исследование уровня развития мотивационной сферы учащихся, познавательных интересов
Провести эксперимент по формированию познавательного интереса младших школьников в классе компенсирующего обучения
Сформулировать выводы по результатам эксперимента
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…..
3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательных интересов …………………………………………………
6
1.1.Исторический аспект проблемы формирования познавательного интереса учащихся общеобразовательных школ ……...
6
1.2.Содержание понятий интерес, познавательный интерес, учебно-познавательная деятельность, мотивация …………………………..
10
1.3.Специфика познавательных интересов младших школьников ……………………………………………………………………
25
1.4.характеристика детей класса ККО …………………………
29
Глава 2. Пути формирования познавательных интересов младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения ………………………………………………………………………
35
2.1.Анализ эксперимента по формированию познавательного интереса младших школьников в классе компенсирующего обучения …...
35
2.2.Сравнительная диагностика уровня познавательных интересов младших школьников в классе компенсирующего обучения …
44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЯ ………………
1. |
Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться. |
2. |
Я стараюсь всегда выполнять требования учителя. |
3. |
Я понимаю свою ответственность за учение перед родителями. |
4. |
Я хочу закончить школу и учиться дальше. |
5. |
Я хочу иметь хорошую работу. |
6. |
Я хочу получать хорошие и отличные отметки. |
7. |
Я хочу получать одобрение родителей и учителей. |
8. |
Я хочу, чтобы все обо мне думали хорошо. |
9. |
Я хочу быть лучшим учеником нашего класса. |
10. |
Я хочу отвечать на уроках лучше всех. |
11. |
Я хочу, чтобы учительница хвалила меня за мое поведение. |
12. |
Я хочу, чтобы меня не ругали за поведение в школе мой одноклассники. |
13. |
Я не хочу получать плохие отметки. |
14. |
Я не хочу, чтобы меня наказывали за учебу дома. |
15. |
Мне нравится учиться. |
16. |
Мне нравится делать домашние задания. |
17. |
Мне нравится рассуждать на уроке. |
18. |
Мне нравится решать трудные задачи. |
Оценка результатов:
1 - 3 |
Мотивы долга |
4 – 6 |
Мотивы самосовершенствования |
7 - 8 |
Мотивы благополучия |
9 - 11 |
Мотивы престижности |
12 – 14 |
Мотивы избегания |
15 - 18 |
Мотивы познания |
В начале эксперимента, на констатирующем этапе мы получили следующие результаты
|
Мотивы долга |
Мотивы самосовершенствования |
Мотивы благополучия |
Мотивы престижности |
Мотивы избегания |
Мотивы познания |
Максим Б. |
х |
хх |
||||
Антон В. |
х |
хх |
||||
Анастасия И. |
х |
х |
х |
|||
Артем К. |
хх |
х |
||||
Николай К. |
х |
хх |
||||
Анна М. |
х |
х |
х |
|||
Анастасия С. |
х |
хх |
||||
Александр Т. |
х |
х |
х |
Анализируя результаты, мы сделали следующий вывод, у учащихся преобладают широкие социальные мотивы учения (долг, самосовершенствование) -5 человек и узколичные (престиж, благополучие) –6 человек учебно-познавательные мотивы отсутствуют, мотивы избегания – у 3 человек.
На конец эксперимента мы имеем следующие результаты:
|
Мотивы долга |
Мотивы самосовершенствования |
Мотивы благополучия |
Мотивы престижности |
Мотивы избегания |
Мотивы познания |
Максим Б. |
ххх |
|||||
Антон В. |
х |
хх | ||||
Анастасия И. |
х |
х |
х |
|||
Артем К. |
хх |
х |
||||
Николай К. |
хх |
х |
||||
Анна М. |
х |
х |
х |
|||
Анастасия С. |
х |
х |
х |
|||
Александр Т. |
х |
х |
х |
Анализируя полученные данные, мы сделали вывод, что 1.)мотивы учения детей изменились, появились мотивы познания у 2 человек, 2.)у учащихся преобладают мотивы долга и самосовершенствования, т.е. широкие социальные мотивы, узколичные мотивы учения имеют 4 человека, мотив избегания у 1 человека.
Вывод: намеченные нами пути по развитию познавательного интереса влияют на школьную мотивацию учащихся положительно.
Практическая диагностика осуществлялась методом наблюдения за учащимися в ходе учебного процесса и внеклассных мероприятий.
Наблюдение - важнейший метод педагогического исследования познавательных интересов учащихся. смыкающееся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычленена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатление всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за ходом деятельности ученика на уроке в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.
Наблюдение давало нам возможность собрать факты в их живой взаимосвязи, проследить сам процесс становления и развития интересов у отдельных учащихся и в классном коллективе.
Мы широко использовали наблюдения за ходом обучения на уроках, в группе продленного дня. Мы могли, опираясь на наблюдение за реакциями учащихся, установить силу и слабость различных приемов побуждения познавательных действий учеников со стороны учителя. Здесь перед нами выступал характер отношения учащихся к преподнесению учебного материала, особенности и уровень их знаний, находящиеся в зависимости от их интересов.
Для наблюдения как метода изучения познавательных интересов учащихся еще в большей мере, чем для других методов педагогического исследования, необходимо иметь четкое знание показателей проявлений познавательных интересов, подробно описанных в первой главе.
Процесс наблюдения позволил сделать следующие выводы:
На контрольном этапе эксперимента мы наблюдали у детей:
2.2. Анализ эксперимента по
Процесс изучения и формирования познавательных интересов младших школьников в наших исследованиях был направлен на выявление и создание условий, ситуаций и системы специальных воздействий, определяющих появление и углубление интереса к знаниям, к учению, а так же на выявление тех изменений, которые происходят под влиянием интересов в деятельности учащихся. Таким образом, в поле зрения исследования попали как процесс учебной деятельности, так и ее результат.(Приложение № )
Приступить к формированию познавательного интереса сразу, без подготовки соответствующей почвы – значит обречь свою работу на неудачу. На основании анализа опыта работы передовых педагогов (Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной, Марковой А. К.) по данному вопросу мы выявили необходимые предварительные условия для формирования познавательного интереса.
Первое с чего следует начать работу – это создание материальных условий для обучения (оборудование урока, обстановка, располагающая к занятиям, общая атмосфера в классе, упорядоченность работы). Наряду с материальными условиями должна идти подготовка «умственной почвы». Это важнейшее обстоятельство, обеспечивающее воспитание познавательного интереса. Только на определенном уровне накопления предварительных знаний, навыков и хотя бы простейших умственных операций возможно воспитывать интерес. Для этого необходимо создать хотя бы начальное представление об изучаемых объектах, областях науки, подготовить почву для элементарных обобщений. На этом этапе необходимо проверить те представления, с которыми дети приходят в школу или на урок, те первичные знания и интересы, тот личный опыт, за который можно «зацепиться», чтобы новые умения и знания были усвоены. Знания детей важно дополнить, уточнить, внести нужные коррективы, тогда уже можно на них опираться. Опираться также нужно на интересы детей, возникшие раньше, чтобы использовать их в учебной деятельности и привлечь детей к учению. (морозова)
Параллельно должно идти создание у учащихся положительного отношения к учению и школе. Один путь – создание положительных переживаний, связанных со всем тем, что сопровождает усвоение данного предмета, раздела, темы, т. е. формирование эмоционально-положительного отношения к учению. Этот путь особенно важен при отсутствии интереса к учению, или к какой-либо области знания. Он является существенным и даже основным на раннем этапе школьного обучения.
Другой путь – воспитание сознательного отношения к учению, понимания его значимости, его личного и общественного смысла. Этот путь идет всегда за первым путем, а чаще в тесном взаимодействии.
Создавая материальную базу для обучения, мы постарались создать в классе домашний уют. В классе имеются две зоны: учебная и игровая.
Особое внимание уделили наглядным пособием.
В классе создана доброжелательная обстановка, располагающая к сотрудничеству как между педагогом и учащимися, так и между самими учащимися. создано общее положительное отношение детей к пребываю в школе. Большую воспитательную роль для упрочения интересов к учению имеют ситуации, укрепляющие положительные эмоции учащихся. Особенно важно здесь поощрить успех в промежуточных результатах учащихся, значимость их продвижения
Класс работает с группой продленного дня. при составлении расписания уроков и режима в группе продленного дня, учитывая повышенную утомляемость детей мы предусмотрели чередование труда и отдыха, прогулки на свежем воздухе. (приложение №).
Следующим шагом было определение состояния мотивационной сферы учащихся (анкета для определения мотивированности обучения и школьной активности и методика изучения преобладающих мотивов)
По наблюдениям Морозовой Н.Г. возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний с одной стороны и от способа подачи материала с другой стороны.
Учитывая особенности данного класса (приложение№) :низкий уровень развития кругозора, повышенная отвлекаемость, утомляемость, мы строили работу по формированию познавательного интереса опираясь на принцип занимательности, принцип успешности.
Занимательность урока может быть достигнута яркими наглядными пособиями, эффектным оформлением, неожиданными опытами, занятными подробностями, необязательными для понимания изучаемого вопроса. В результате могут возникнуть и эмоции, и непосредственная мотивация. .Занимательность важна потому, что она может хотя бы на короткий срок обеспечить внимание.
Система заданий, используемых на уроках обучения грамоте, русского языка.
На уроках обучения грамоте, русского языка речь, язык становятся предметом изучения. Речевое развития учащихся класса компенсирующего обучения, отсутствие у них внимания к единице языка любого уровня, несформированность первоначальных языковых обобщений, недостатки мыслительной деятельности и сенсомоторной сферы делают предельно сложным преподавание русского языка. Эти трудности особенно четко проявляются на первоначальном этапе обучения.
Использование игры в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса.