Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 16:37, курсовая работа
Целью исследования стало выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования познавательных интересов младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения
Задачами исследования является:
Изучить накопленный опыт по проблеме исследования
Рассмотреть особенности познавательных интересов младших школьников
Провести исследование уровня развития мотивационной сферы учащихся, познавательных интересов
Провести эксперимент по формированию познавательного интереса младших школьников в классе компенсирующего обучения
Сформулировать выводы по результатам эксперимента
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…..
3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательных интересов …………………………………………………
6
1.1.Исторический аспект проблемы формирования познавательного интереса учащихся общеобразовательных школ ……...
6
1.2.Содержание понятий интерес, познавательный интерес, учебно-познавательная деятельность, мотивация …………………………..
10
1.3.Специфика познавательных интересов младших школьников ……………………………………………………………………
25
1.4.характеристика детей класса ККО …………………………
29
Глава 2. Пути формирования познавательных интересов младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения ………………………………………………………………………
35
2.1.Анализ эксперимента по формированию познавательного интереса младших школьников в классе компенсирующего обучения …...
35
2.2.Сравнительная диагностика уровня познавательных интересов младших школьников в классе компенсирующего обучения …
44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЯ ………………
В нашей практике дидактическая игра заняла достаточно прочное место на уроках русского языка. Ниже мы приведем примеры игр, которые мы использовали в своем эксперименте.
Игры к теме «Звуки и буквы».
Узнай, кто какие звуки издает.
Цель: Развитие слухового восприятия.
Оборудование: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака)
Ход игры. Учитель показывает картинку, учащиеся называют изображенный на ней предмет. На вопрос учителя, как звенит пила, жужжит жук и т. д., отвечает представитель ряда (команды), а затем все дети воспроизводят этот звук. Победителем считается тот ряд (команда, ученик), чьи ответы были всегда правильными.
Угадай звук.
Цель: отработка четкости артикуляции.
Ход игры. Учитель или ведущий ученик произносит звук про себя, четко артикулируя. Учащиеся по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.
В скороговорках не ошибаются.
Цель: отработка четкости артикуляции.
Ход игры. Каждая команда получает от ведущего скороговорку. В течении двух-трех минут ученики репетируют шепотом, упражняясь в правильном ее произношении. Затем из каждой команды по очереди выходят играющие и произносят свою скороговорку. Правильное, четкое, громкое произношение оценивается двумя баллами. Выигрывает та команда, которая набрала большее количество очков.
Примерный материал.
Ткет ткач ткани на платок Тане.
Мама мылом мыла Милу, не любила Мила мыло.
Очень часто блюдца у Танечки бьются.
Ученица-озорница получила единицу.
У ежа ежата, у ужа ужата.
У сени и сани в сетях сом с усами.
На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.
Сеня – незнайка, а Зина – зазнайка.
Саша любит сушки, а Соня – ватрушки.
У кого хороший слух?
Цель: развитие фонематического слуха , умения слышать звук в слове.
Оборудование: набор предметных картинок.
Ход игры. Учитель показывает картинку и называет ее. Учащиеся хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. Возможен вариант, когда вместо хлопка дети показывают карточку синего или красного цвета (синяя карточка обозначает согласный звук, красная – гласный).на более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Учитель отмечает правильно определивших звук либо тех, кто не смог его найти и не выполнил (или выполнил неверно) соответствующих действий.
Какой звук чаще всего слышим?
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование: набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Учитель произносит стихотворение, а ученики хором называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал.
У Сени и Сани в сетях сом с усами. |
Зоиного зайку зовут Зазнайкой. |
Ученик учил уроки- У него в чернилах щеки |
Мороза моржи не страшатся, Моржи на морозе резвятся. |
Про пестрых птиц поет петух, Про перья пышные, про пух. |
Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока |
Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга не шага. |
Скажи потише: «Шесть мышат», - И сразу мыши зашуршат. |
Цепочка
Цель: развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
Ход игры. Один из учеников или учитель называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ученик ряда и т. д. Задача : не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.
Поезд.
Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.
Оборудование: поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. (в каждом вагоне по три окошка с кармашками для предметных картинок, над окошками кружочки с обозначением количества звуков в слове), предметные картинки с изображением животных.
Ход игры. Учитель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям, но не могут понять, кто, где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй – из четырех звуков, в третий – из пяти звуков». По вызову учителя выходит ученик, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места.
Примерный материал: волк, слон, тигр, ослик, лось, кабан, бык, мышь.
Что видел зайка?
Цель: развитие умения осуществлять буквенный анализ.
Оборудование: к доске прикреплены картинки обратной стороной наружу; на столе фигурка зайца (мягкая игрушка).
Ход игры. Учитель говорит:
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышел зайка погулять.
Где зайчишка побывал?
Что зайчишка повидал?
Ученик выходит к доске, берет зайку и указывает на одну из картинок. Картинку поворачивают лицом к классу. Ученик называет предмет, на ней изображенный, и анализирует буквенный состав слова. Если анализ сделан правильно, ребенок получает картинку. Побеждают те, у кого есть картинки.
Мы предложили лишь малую часть игр по теме «Звуки и буквы». В настоящее время существует множество методических пособий, в которых учитель может найти достаточное количество дидактических игр по многим темам.
Составление связных рассказов по определенной теме вызывает трудности у учащихся класса компенсирующего обучения из-за ограниченного словарного запаса, неумения логически последовательно изложить ход событий.
Особый интерес вызывало задание на составление рассказа по выбранной теме всем классом по одному предложению каждый, чтоб получился связный рассказ. Дети по цепочке составляют предложения, а учитель записывает то, что получается в этом процессе. Когда рассказ составлен и записан, учитель предлагает детям послушать то, что у них получилось. После чтения выслушиваются мнения детей, вносятся исправления с подробными объяснениями (меняются местами предложения, заменяются некоторые слова на более удачные и др.) после чего рассказ прочитывается еще раз.
Описанная форма работы привлекательна для детей, мы неоднократно по просьбе детей повторяли ее.
Проводилась работа по разъяснению смысла пословиц и поговорок. Сначала разъяснение смысла осуществлялось учителем, далее дети сами предлагали свои варианты, представлялись ситуации, когда можно использовать эти выражения в речи. Аналогичная работа проводилась с разъяснением смысла фразеологических оборотов. В результате можно было услышать в речи детей фразеологические обороты и изредка пословицы, поговорки. Таким образом мы добивались не только развитие познавательного интереса к предмету, но и развития речи учащихся.
Так же нами на уроках были использованы стихи детских писателей, загадки, ребусы, кроссворды и др.
Большинство детей полюбили читать.
Система заданий, повышающих интерес к математике.
Урок математики стал одним из «любимых» для детей с первых дней обучения. Мы связываем это с тем, что у учащихся имелся запас знаний о тех понятиях, которые изучаются на данном предмете, связью изучаемого с жизнью.
Уроки математики обладают большими возможностями для развития мышления, внимания, воображения. Мы постарались использовать эти возможности в целях развития познавательного интереса к математике. Как известно дети младшего школьного возраста - обладатели богатого воображения, эту особенность можно широко использовать при выполнении следующих заданий. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек, геометрических фигур, игры типа «Дополни до…», «На что это похоже?»
Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества счетных палочек
а) «Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата».
б) «Составить 2 разных квадрата из 7 палочек».
в) «В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата».
г) «Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок».
Игра «Число – контролер».
Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом. Интерес вызывает возможность самостоятельно оценить себя
Ученики получают карточки с примерами:
2 – 1 = |
3 – 1 = |
0 + 3 = |
9 – 9 = |
1 + 1 = |
7 – 7 = |
5 – 3 = |
Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать – сумма всех ответов равняется числу 10.
Знакомство с цифрами мы сопровождали изучением стихотворений Ю. Яковлева, С. Маршака А. Усачева и др.. Они помогали детям лучше усвоить названия цифр, познакомится с особенностями их написания. Эти стихотворения знакомы каждому с детства, поэтому здесь мы приведем в качестве примера лишь несколько:
Цифры живут на различных предметах:
В календарях и трамвайных билетах,
На циферблатах часов, на домах,
Прячутся цифры в книжных томах,
И в магазине, и в телефоне,
И на машине, и на вагоне…
Цифры повсюду, цифры кругом.
Мы их поищем и быстро найдем
А. Усачев
Вот один, иль единица, Очень тонкая, как спица. |
А вот это цифра два – Полюбуйтесь какова! Выгибает двойка шею, Волочится хвост за нею. |
С. Маршак
Для устного счета мы использовали задачи в стихах. Приведем несколько примеров:
Раз, два, три, четыре. Кто живет у нас в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, сверчок и я. Вот и вся моя семья. |
Пять пальцев ловко рвут траву. Другой рукой я тоже рву. Я травкой угощу коня. Сколько пальцев у меня? |
Сказочные задачи, составленные Г. Остером можно не только решать, но и читать, само их содержание уже вызывает интерес у ребенка. В качестве примера приведем некоторые из них:
Также мы предлагали детям решить задачи составленные нами, где «главными действующими героями» были сказочные персонажи. Дети с большим интересом решали такие задачи, чем те, которые представлены в учебнике, некоторые сами изъявляли желание составить аналогичные задачи. Большой интерес вызывал также процесс решения логических задач.
Тетради с печатной основой (составитель…..) предлагают большой выбор заданий, вызывающих интерес у детей. Это и математические кроссворды, и логические задачи…
Таким образом, уроки математики можно разнообразить множеством заданий, вызывающих у детей положительные эмоции и начальный интерес.