Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 16:37, курсовая работа
Целью исследования стало выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования познавательных интересов младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения
Задачами исследования является:
Изучить накопленный опыт по проблеме исследования
Рассмотреть особенности познавательных интересов младших школьников
Провести исследование уровня развития мотивационной сферы учащихся, познавательных интересов
Провести эксперимент по формированию познавательного интереса младших школьников в классе компенсирующего обучения
Сформулировать выводы по результатам эксперимента
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…..
3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательных интересов …………………………………………………
6
1.1.Исторический аспект проблемы формирования познавательного интереса учащихся общеобразовательных школ ……...
6
1.2.Содержание понятий интерес, познавательный интерес, учебно-познавательная деятельность, мотивация …………………………..
10
1.3.Специфика познавательных интересов младших школьников ……………………………………………………………………
25
1.4.характеристика детей класса ККО …………………………
29
Глава 2. Пути формирования познавательных интересов младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения ………………………………………………………………………
35
2.1.Анализ эксперимента по формированию познавательного интереса младших школьников в классе компенсирующего обучения …...
35
2.2.Сравнительная диагностика уровня познавательных интересов младших школьников в классе компенсирующего обучения …
44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЯ ………………
Основными медицинскими показаниями к отбору детей в классы компенсирующего обучения являются:
3. Показанием к приему
в классы компенсирующего
Глава 2. Пути формирования познавательного интереса у младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения.
2.1. Сравнительная диагностика
Экспериментальная работа проводилась с 1 сентября 2002 года по 1 октября 2003 года на базе средней общеобразовательной школы № 192 Кировского района г. Новосибирска в 1 «В» классе компенсирующего обучения.
В классе 8 человек, 3 девочки и 5 мальчиков. Средний возраст учащихся 7 лет. Им свойственны эмоциональная и моторная расторможенность, повышенная активность и высокая отвлекаемость, низкая работоспособность, несформированность произвольных функций. Длительно сосредоточится на задании для них большая проблема, многие пасуют перед трудностями, иногда отказываясь от выполнения задания, вызвавшего затруднение. Задания, требующие длительной концентрации внимания вызывают двигательное беспокойство, иногда и негативные эмоции. На уроке постоянно нуждаются во внимании, контроле, одобрении со стороны педагога. Некоторые болезненно реагируют на замечания. Позиция ученика принимается с трудом, нередко дети «выпадают» из урока и ведут себя вызывающе – ложатся на парту, крутятся, занимаются посторонними делами. Легко принимают игру.
Дети отличаются повышенной тревожностью. Самооценка либо неадекватно завышена, либо занижена.
Во взаимоотношениях друг с другом тоже имеются сложности. Дети часто ссорятся и даже вступают в драки по незначительному поводу, но быстро мирятся. Общаются с детьми из соседних классов.
Общий уровень развития низкий.
В процессе исследования была использована комплексная диагностика (теоретическая и практическая).
В теоретической диагностике использовалась анкета для определения мотивированности к обучению и школьной активности первоклассников ( ) и диагностическая методика изучения преобладающих мотивов получения образования у учащихся (..)
Анкета – основной метод социологического исследования. Анкетный метод в психолого-педагогическом исследовании можно назвать методом разведки, первоначальной ориентировки. При условии четкой нацеленности его на решаемую проблему, сочетания прямых вопросов с косвенными, проверяющими точность ответа, при условии вычлененных показателей мотивов учения можно на основе результатов анкетного опроса дать общую характеристику первоначального среза мотивов учения учащихся данной экспериментальной группы. Методом анкеты можно в известной мере проследить изменения направленности мотивационной сферы учащихся.
В нашем исследовании, пользуясь методом анкеты, мы фиксировали мотивы учения в одном и том же классе через год.
Анкета для определения мотивированности к обучению и школьной активности первоклассников
1. |
Насколько тебе нравится в школе? |
а) Нравится. б) Не очень нравится. в) Не нравится |
2. |
Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? |
а) Иду с радостью. б) Бывает по-разному. в) Чаще всего хочется остаться дома. |
3. |
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, то ты бы пошел в школу или остался дома? |
а) Не знаю точно. б) Остался бы дома. в) Пошел бы в школу. |
4. |
Ты доволен, когда в школе отменяют какие-либо уроки? |
а) Доволен. б) Бывает по-разному. в) Не доволен. |
5. |
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? |
а) Хотел бы. б) Не хотел бы. в) Не знаю точно. |
6. |
Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены? |
а) Хотел бы. б) Не хотел бы. в) Не знаю точно. |
7. |
Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе? |
а) Часто. б) Иногда. в) Почти никогда не рассказываю. |
8. |
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? |
а) Точно не знаю. б) Не хотел бы. в) Хотел бы. |
9. |
Много ли у тебя друзей в классе? |
а) Не очень много. б) Много. в) Почти нет. |
10. |
Тебе нравятся твои одноклассники? |
а) Нравятся. б) Некоторые нравятся, а некоторые – не очень. в)Большинство не нравится. |
Оценка результатов.
№ вопроса |
Оценка за ответ а |
Оценка за ответ б |
Оценка за ответ в |
1. |
1 |
3 |
0 |
2. |
0 |
1 |
3 |
3. |
1 |
0 |
3 |
4. |
3 |
1 |
0 |
5. |
0 |
3 |
1 |
6. |
1 |
3 |
0 |
7. |
3 |
1 |
0 |
8. |
1 |
0 |
3 |
9. |
1 |
3 |
0 |
10. |
3 |
1 |
0 |
25 – 30 баллов |
|
20 – 24 балла |
|
19 – 15 баллов |
|
10 – 14 баллов |
|
Менее 10 баллов |
|
Обработав данные анкетирования мы получили следующие результаты: на начало эксперимента (констатирующий этап) большинство учащихся (4 человека) положительно относилось к школе, но интересовала внеучебная деятельность; один ученик показал низкий уровень мотивации к школе, у трех человек сложилась хорошая школьная мотивация, которой обладает большинство учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Это подтвердилось и в процессе наблюдения: Антон В., Александр Т. и Анастасия И. с желанием ходили в школу, активно участвовали в учебном процессе, старались преодолеть трудности, возникающие в процессе учения, показали хорошие результаты по успеваемости в конце учебного года. Максим Б. имел низкий уровень школьной мотивации из-за общей школьной незрелости (консультация у невропатолога показала, что обучение в школе нужно было начать на год позже).
На конец эксперимента (контрольный этап) ситуация изменилась в лучшую сторону: у всех учащихся повысился показатель уровня школьной мотивации, у двух человек (Антона В. и Насти И.) сложился высокий уровень школьной мотивации. Родителям Антона было предложено перевести ребенка в класс нормы. У трех учащихся сложилась хорошая школьная мотивация, и лишь трех учащихся продолжает привлекать внешняя сторона учения.
По данным анкетирования мы составили сравнительную таблицу уровня школьной мотивации.
Сравнительная таблица уровня школьной мотивации учащихся
Уровни школьной мотивации |
Начало эксперимента |
Конец эксперимента |
Высокий уровень школьной мотивации |
0% |
25% |
Хорошая школьная мотивация |
37,5% |
37,5% |
Интересна внеучебная деятельность |
50% |
37,5% |
Низкая школьная мотивация |
12,5% |
0% |
Для того, чтобы уточнить какие мотивы учения преобладают у учащихся мы использовали методику изучения преобладающих мотивов получения образования у учащихся, разработанную М.В. Матюхиной в 1979 году.
Данная методика помогает ребенку осознать свои мотивы и позволяет определить, какие мотивы в учебной деятельности являются для учащихся приоритетными. Суть методики состоит в следующем: учащимся предлагают написанные на карточках суждения. Каждый ученик получает 18 карточек и из них выбирает только три самых важных, которые имеют для ученика самое большое значение.