Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 16:37, курсовая работа
Целью исследования стало выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования познавательных интересов младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения
Задачами исследования является:
Изучить накопленный опыт по проблеме исследования
Рассмотреть особенности познавательных интересов младших школьников
Провести исследование уровня развития мотивационной сферы учащихся, познавательных интересов
Провести эксперимент по формированию познавательного интереса младших школьников в классе компенсирующего обучения
Сформулировать выводы по результатам эксперимента
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…..
3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательных интересов …………………………………………………
6
1.1.Исторический аспект проблемы формирования познавательного интереса учащихся общеобразовательных школ ……...
6
1.2.Содержание понятий интерес, познавательный интерес, учебно-познавательная деятельность, мотивация …………………………..
10
1.3.Специфика познавательных интересов младших школьников ……………………………………………………………………
25
1.4.характеристика детей класса ККО …………………………
29
Глава 2. Пути формирования познавательных интересов младших школьников, обучающихся в классе компенсирующего обучения ………………………………………………………………………
35
2.1.Анализ эксперимента по формированию познавательного интереса младших школьников в классе компенсирующего обучения …...
35
2.2.Сравнительная диагностика уровня познавательных интересов младших школьников в классе компенсирующего обучения …
44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЯ ………………
Интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса составляют не его части, а единое взаимосвязанное целое.
Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. Но мыслительные процессы в познавательном интересе выступают в своей ярко выраженной эмоциональной окрашенности. Процесс учения, познавательный акт в состоянии интереса, носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер.
Познавательный интерес входит в учебную деятельность как важный энергетический ресурс, создает ценные условия для протекания и результата деятельности, для самочувствия в ней ученика.
Характеристика учебно-познавательной деятельности
Деятельность – важнейшая форма проявления активного отношения человека к окружающей действительности.
В школьном возрасте ведущей деятельностью становится учение, соединенное с трудом и игрой. Учение представляет собой деятельность, направленную на усвоение знаний, умений и навыков, выработанных человечеством. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени.
Многочисленные факты из реальной школьной жизни свидетельствуют, что само присутствие ученика в классе еще не говорит о том, что он действительно осуществляет учебно-познавательную деятельность. Во многих случаях это могут быть разрозненные внешне мотивированные действия.
Учебно-познавательная деятельность – это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый. (Сластенин С. 446)
Учебно-познавательная деятельность, сохраняя структуру общего феномена деятельности, обладает своими особенностями. В результате простой продуктивной или трудовой деятельности всегда получается некоторый материальный продукт. В учебной деятельности ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Однако при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности, прежде всего изменение самого ученика, его развитие. В общем виде можно сказать, что это изменение есть приобретение ребенком новых способностей. Таким образом, продукт учебной деятельности – изменения, которые произошли при ее выполнении в самой субъекте.
Вторая особенность этой деятельности – приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе. (Эльконин С. 56)
Специфика учебно-познавательной деятельности состоит в том, что своим обязательным предметным результатом она имеет подчиняющиеся жестким критериям научные знания в форме понятий, суждений, умозаключений, а также умения, навыки и общее интеллектуальное развитие. Другими словами, она требует научения знаниям, умениям и мышлению. В то же время учение теснейшим образом связано со всеми другими видами деятельности, органично вбирая их в себя. В силу этого учение – важнейшее средство воспитания, целостного формирования личности. На определенных этапах возрастного развития оно является ведущим, т. е. определяющим появление новообразований личности, развивающим видом деятельности.
Учение как познавательная деятельность протекает в двух основных формах: внешней и внутренней. К внешней (практической) гностической деятельности относятся такие ее виды, как манипулирование предметами, их механическая обработка, сборка и разборка, взвешивание, измерение, взаимное перемещение и т. п. Это может быть и перцептивная деятельность – рассматривание, слушание, наблюдение, а также символическая деятельность, например, изображение, называние, обозначение, словесное описание, высказывание, повторение слов и высказываний и т. п. Внутренняя познавательная деятельность ненаблюдаема, хотя и требует для ее осуществления таких умственных (мнемических и мыслительных) действий, как анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация и сериация (группирование), кодирование и перекодирование.
Как и любая другая деятельность, учебно-познавательная имеет свою структуру. Известный педагог и психолог Д. Б. Эльконин так представлял основные компоненты учебной деятельности, рассмотрим их кратко. (Эльконин С. 245 –251)
Первый компонент учебной деятельности – мотивация. Учебная деятельность полимотивирована – она побуждается и направляется разными учебными мотивами (социальный мотив, мотив собственного роста, мотив достижения успеха, престижная мотивация ). Учебную деятельность только тогда можно считать находящейся на верном пути своего формирования, когда воспитываются соответствующие ее содержанию мотивы, Д. Б. Эльконин называет их учебно-познавательными. Их формирование важнейшая задача начального обучения, и от того, насколько уже в начальных классах будут сформированы такие мотивы, во многом зависит успешность дальнейшего обучения.
Второй важнейший элемент структуры учебной деятельности – учебная задача, т. е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий.
Следующий, третий, компонент – учебные операции, входящие в состав способа действий, выражающие его операторное содержание. Операции многочисленны и разнообразны. Каждая требует отработки, т. к. от правильности их выполнения зависит возможность выделить стороны предмета, которые являются объектом действий. Постепенно те из операций, которые отработаны, могут производиться не материально, а путем проговаривания, а затем и в уме.
Четвертый компонент – контроль. Под контролем следует понимать прежде всего контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий. Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством учителя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности. Главная форма контроля – это пооперационный контроль, т. е. контроль за правильностью процесса осуществления способа действия. Последним элементом контроля является оценка. Ребенок, контролируя свою работу должен научиться адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки – насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий – освоен способ решения задач или нет, какие операции не отработаны. Учитель, оценивая работу учеников, не должен ограничиваться выставлением отметки. Для развития саморегуляции детей важна не отметка как таковая, а содержательная оценка – объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа. Оценивая таким образом учебную деятельность, ее процесс и результаты, учитель задает критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми.
Воспитательно-развивающий результат учебно-познавательной деятельности состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретении опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности.
Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности школьников зависит от того, какую позицию учащиеся занимают в педагогической ситуации. Эти позиции могут быть:
Первая позиция обучаемого требует применения таких методов преподавания, как сообщение, разъяснение, преподнесение, показ, задавание; вторая – методов педагогического руководства: постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование, консультация и др. третья – методов стимулирования: пробуждение интереса, удивление, любопытства. (Сластенин С. 445)
Деятельность ученика находится в зависимости от организации учебного процесса. Учителем заранее определяются условия для успешной деятельности, ее задачи, содержание, порядок предметных действий, четко продумывается внешняя видимая сторона учения, и прогнозируются внутренние психические процессы, в результате которых должны произойти качественные изменения в личности ученика.
Познавательный интерес как мотив учебной деятельности
Учебная деятельность, как и любая другая, требует мотива. Мотив придает деятельности определенный смысл, определяет ее значимость. Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего это понятие трактуется по-разному. Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии. Под отношением к учению понимают сложное мотивационное образование, структура которого обусловлена системой учебных мотивов школьника, а уровень определяется эмоциональным выражением доминирующих в этой системе мотивов (А.Н.Леонтьев).
Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. Соответственно, при анализе мотивации учебной деятельности стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего мотива, но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А. К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Важный аспект познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.
Практически все дети приходят в школу с желанием хорошо учиться. В процессе обучения у них формируются различные учебные мотивы, у каждого складывается своя мотивационная система. К концу младшего школьного возраста у части детей отношение к учению изменяется, отрицательное отношение складывается у хронически неуспевающих учеников.
К социальным мотивам учения, помимо статуса хорошего школьника, относятся также долг, ответственность, необходимость получить образование и т.п. они тоже осознаются детьми, придают определенный смысл их учебной работе. Но эти мотивы остаются только «знаемыми» («знаемые» (понимаемые) мотивы определяют понимание человеком необходимости осуществления соответствующих деятельностей, но не имеют для их реального осуществления побудительной силы. А.Н.Леонтьев).
Характеризуя интерес как один из компонентов учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в повседневном бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как «у него нет интереса к учебе», «необходимо развивать познавательный интерес» и т. д. Такое смещение понятий связано, во-первых, с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации. Во-вторых, оно объясняется тем, что сам по себе интерес – это сложное неоднородное явление.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Изучение этой проблемы чрезвычайно перспективно в решении практических педагогических проблем, потому что руководство поведением и деятельностью детей без знаний сущности общих мотивов деятельности и специальных мотивов действий невозможно.
В отличие от неясных и неосознанных влечений, желаний познавательный интерес всегда имеет свой предмет, в нем отчетливо выражена направленность на определенную предметную область, к более глубокому познанию которой школьник стремится.
В мотиве как побудительной силе личности выражено влияние на человека объективного мира, который не только отражается в сознании, но и рождает определенное отношение к действительности. Мотивы должны опираться на потребности самой личности. Лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, значительность, закрепляется и утверждается в мотиве.
Познавательный интерес становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать свою познавательную деятельность, свое учение. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним.