Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:25, дипломная работа
Цель проводимого исследования – изучение особенностей монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень), разработка коррекционной программы.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
Анализ и систематизация знаний по изучаемой проблеме.
Проведение исследования монологической речи у детей с ОНР
(III уровень).
Разработка комплексной программы коррекционных упражнений по устранению недостатков монологической речи у детей с ОНР (III уровень).
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика процесса развития монологической речи у детей с ОНР.
Общая характеристика монологической речи…………………………..5
Развитие монологической речи у дошкольников в процессе онтогенеза………………………………………………………………………..19
Развитие монологической речи у дошкольников в процессе дизонтогенеза…………………………………………………………………….30
Выводы по главе 1………………………………………………………………..37
Глава 2. Особенности монологической речи у дошкольников с ОНР
III уровня (констатирующий эксперимент).
2.1 Задачи и содержание методики констатирующего эксперимента………...40
2.2. Анализ результатов состояния монологической речи у детей ОНР.…………………………………………………………………………….....43
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Глава 3. Особенности коррекционной работы по формированию монологической речи у исследуемых детей (формирующий эксперимент)
3.1 Содержание коррекционно-развивающей программы……………………48
3.2 Контрольный эксперимент…………………………..……………………..54
Выводы по главе 3……………………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………………………...58
Библиография…………………………………………………………………..61
Дети: выполняют 2-3- раза.
Логопед: Смотрит влево, вправо, влево, вправо – ничего не увидела, нахмурилась, ухнула – ничего не увидела, нахмурилась, ухнула: «ух-ух-ух».
Вниз, вверх посмотрела, опять ухнула: «ух-ух» - и в гнездо полетела.
Все повторно слушают рассказ.
Дети дополняют отдельные
Логопед подводит итог занятия. (22), (23).
3.2 Контрольный эксперимент.
Разработанная технология была апробирована. Был проведен формирующий эксперимент.
Для проведения формирующего эксперимента, дети были разделены на 2 группы:
1 группа
– экспериментальная (5 человек).
С ними проводилась работа
по разработанной нами
2 группа – контрольная (5 человек).
Не принимали участия в
Критерии распределения детей на группы – в экспериментальную группу были взяты трое детей со средним уровнем развития и двое детей с низким уровнем развития. После повторного проведения эксперимента дети со среднего уровня перешли на высокий, а с низкого уровня перешли на средний.
Результаты выполнения формирующего эксперимента представлены в таблице.
Таблица
Результаты исследования уровня сформированности связной речи
И.Ф. детей |
Баллы | |||||
серия 1 |
серия 2 |
серия 3 |
серия 4 |
сумма |
Уровень | |
1. Ника Ж. |
1 |
2 |
2 |
3 |
8 |
Средний |
2. Лиза П. |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Средний |
3. Даша Т. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Высокий |
4. Миша Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Высокий |
5. Кирилл К. |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Средний |
После проведения
формирующего эксперимента можно сделать
вывод, что после проведения подгрупповых
занятий у детей наблюдается
положительная тенденция в
Сравнительный анализ
После проведения контрольного эксперимента мы провели анализ результатов исследования и получили следующие результаты:
группы |
Разделы исследования | ||||||
И.Ф. |
1 серия |
2 серия |
3серия |
4 серия |
Сумма баллов |
Уровень сформированности связной речи | |
Экспериментальная |
Ника Ж. |
1 |
2 |
2 |
3 |
8 |
Средний |
Лиза П. |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Средний | |
Даша Т. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Высокий | |
Миша Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Высокий | |
Кирилл К. |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Средний | |
контрольная |
Лена О. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Высокий |
Кирилл Ю. |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
Средний | |
Лена А. |
2 |
1 |
1 |
0 |
4 |
Низкий | |
Света С. |
0 |
1 |
2 |
1 |
4 |
Низкий | |
Дарина Ш. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Высокий |
Как видно
из таблицы, уровень выполнения заданий
детьми экспериментальной группы выше,
чем у детей контрольной
соответствует
высокому, у 3 человек уровень
Анализ контрольного эксперимента детей экспериментальной группы позволил сделать вывод об эффективности, предложенной нами технологии по формированию монологической речи.
Выводы по главе 3
1. Технология
формирования монологической
2. После проведения
формирующего эксперимента по
методикам констатирующего
3. После проведения
сравнительного анализа
Заключение
Монологическая речь
Монологическая речь возникает
в недрах диалогической речи,
поэтому важно начинать
Монологическая речь более
С психологической точки
Монологическая речь сложнее и в лингвистическом плане. Для того, чтобы она была понята слушателями, в ней должны использоваться полные, распространённые предложения, наиболее точный словарь.
Умение рассказывать играет
К основным свойствам
В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения. (36).
Нарушения монологической речи у дошкольников с ОНР (III ур.) обусловлены многими факторами: недостаточным анализом ситуации, трудностью выделения из образа ситуации существенных и второстепенных признаков (элементов), нарушением смыслового программирования содержания связного текста, недоразвитием способности удерживать программу, неумением развёртывать смысловую программу в виде серии предложений.
У детей с ОНР (III ур.) отмечаются трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи, а также лексические затруднения, большое число аграмматизмов при построении предложений. (35).
В результате констатирующего
эксперимента нами были
- трудности
планирования развёрнутых
- характерны
нарушения связности и
- смысловые пропуски;
- низкий уровень фразовой речи.
Для устранения установленных
отклонений была представлена
система упражнений по
- описательные рассказы с опорой на схему и без неё;
- пересказ рассказов, сказок;
- составление рассказа на основе личного опыта;
- составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- составление рассказа по сюжетной картинке.
Коррекционная работа по
В результате проведенной
работы мы получили стабильную
положительную динамику в
Таким
образом, гипотеза
Данная проблема не
Библиография