Психолого-педагогическая характеристика процесса развития монологической речи у детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель проводимого исследования – изучение особенностей монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень), разработка коррекционной программы.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
Анализ и систематизация знаний по изучаемой проблеме.
Проведение исследования монологической речи у детей с ОНР
(III уровень).
Разработка комплексной программы коррекционных упражнений по устранению недостатков монологической речи у детей с ОНР (III уровень).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика процесса развития монологической речи у детей с ОНР.
Общая характеристика монологической речи…………………………..5
Развитие монологической речи у дошкольников в процессе онтогенеза………………………………………………………………………..19
Развитие монологической речи у дошкольников в процессе дизонтогенеза…………………………………………………………………….30
Выводы по главе 1………………………………………………………………..37
Глава 2. Особенности монологической речи у дошкольников с ОНР
III уровня (констатирующий эксперимент).
2.1 Задачи и содержание методики констатирующего эксперимента………...40
2.2. Анализ результатов состояния монологической речи у детей ОНР.…………………………………………………………………………….....43
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Глава 3. Особенности коррекционной работы по формированию монологической речи у исследуемых детей (формирующий эксперимент)
3.1 Содержание коррекционно-развивающей программы……………………48
3.2 Контрольный эксперимент…………………………..……………………..54
Выводы по главе 3……………………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………………………...58
Библиография…………………………………………………………………..61

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 111.49 Кб (Скачать)

Дети: выполняют 2-3- раза.

Логопед: Смотрит влево, вправо, влево, вправо – ничего не увидела, нахмурилась, ухнула – ничего не увидела, нахмурилась, ухнула: «ух-ух-ух».

      Вниз, вверх посмотрела, опять ухнула: «ух-ух» - и в гнездо полетела.

      Все повторно слушают рассказ.  Дети дополняют отдельные предложения  и показывают действия. Затем  они пересказывают текст: по  фрагментам, по цепочке, весь рассказ.

      Логопед подводит итог занятия. (22), (23).

 

 

   3.2 Контрольный  эксперимент.

 

Разработанная технология была апробирована. Был  проведен формирующий эксперимент.

Для проведения формирующего эксперимента, дети были разделены на  2 группы:

1 группа  – экспериментальная (5 человек). С ними проводилась работа  по разработанной нами технологии  в форме подгрупповых занятий.

2 группа – контрольная (5 человек). Не принимали участия в формирующем  эксперименте.

Критерии  распределения детей на группы –  в экспериментальную группу были взяты трое детей со средним уровнем  развития и двое детей с низким уровнем развития. После повторного проведения эксперимента дети со среднего уровня перешли на высокий, а с низкого уровня перешли на средний.

Результаты  выполнения формирующего эксперимента представлены в таблице.

Таблица

 

Результаты  исследования уровня сформированности связной речи

 

И.Ф. детей

Баллы

серия 1

серия 2

серия 3

серия 4

сумма

Уровень

1.  Ника Ж.

1

2

2

3

8

Средний

2.  Лиза П.

2

2

2

2

8

Средний

3. Даша Т.

3

3

3

3

12

  Высокий

4. Миша Б.

3

3

3

3

12

Высокий

5. Кирилл К.

2

       2

2

2

8

  Средний


          

После проведения формирующего эксперимента можно сделать  вывод, что после проведения подгрупповых занятий у детей наблюдается  положительная тенденция в овладении  монологической речью. При обследовании связной речи дети научились составлять рассказ по сюжетной картине, серии  картин, пересказывать, описывать предмет. Вышесказанное свидетельствует о том, что при экспериментальном обучении происходит совершенствование монологической речи у детей с ОНР. 

 

  Сравнительный анализ результатов  исследования.

 

После проведения контрольного эксперимента мы провели  анализ результатов исследования и  получили следующие результаты:

  • по сравнению с контрольной группой дети экспериментальной группы продемонстрировали стабильную положительную динамику в развитии связных высказываний. Результаты выполнения заданий по всем    методикам выше, чем у детей контрольной группы.

группы

Разделы исследования

И.Ф.

1 серия

2 серия

3серия

4 серия

Сумма баллов

Уровень сформированности связной речи

Экспериментальная

 Ника Ж.

1

2

2

3

8

Средний

 Лиза П.

2

2

2

2

8

Средний

Даша Т.

3

3

3

3

12

Высокий

 Миша Б.

3

3

3

3

12

Высокий

 Кирилл К.

2

       2

2

2

8

Средний

контрольная

Лена О.

3

3

3

3

12

       Высокий

Кирилл Ю.

1

1

2

2

6

Средний

Лена А.

2

1

1

0

4

Низкий

Света С.

0

1

2

1

4

Низкий

Дарина Ш.

3

3

3

3

12

Высокий


 

Как видно  из таблицы, уровень выполнения заданий  детьми экспериментальной группы выше, чем у детей контрольной группы. В экспериментальной группе уровень  сформированности связной речи у 2 детей

соответствует высокому, у 3 человек уровень сформированности связных высказываний соответствует среднему уровню. А в контрольной группе высокому уровню соответствуют только 2 человека, среднему – 1 ребенок, а низкому-2.

Анализ  контрольного эксперимента детей экспериментальной  группы позволил сделать вывод об эффективности, предложенной нами технологии по формированию монологической речи.

 

 

Выводы  по главе 3

1. Технология  формирования монологической речи  представлена в виде интегральной  модели.

2. После проведения  формирующего эксперимента по  методикам констатирующего эксперимента  можно сделать вывод, что после  проведения подгрупповых занятий  у детей наблюдается положительная  тенденция в овладении монологической  речью. Дети научились составлять  рассказ по сюжетной картине,  серии картин, пересказывать, описывать  предмет. Вышесказанное свидетельствует о том, что при экспериментальном обучении происходит совершенствование монологической речи у детей с ОНР. 

3. После проведения  сравнительного анализа контрольной  и экспериментальной групп мы  выяснили, что результаты детей  экспериментальной группы повысились, так как с этими детьми проводилась  работа, а поскольку с детьми  контрольной группы занятия не  проводились, их результаты не  изменились и остались на том  же уровне.

                                 

 

 

                              

 

Заключение

 

      Монологическая речь понимается  как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой  – сообщение о каких либо  фактах, явлениях реальной действительности. (34).

      Монологическая речь возникает  в недрах диалогической речи, поэтому важно начинать формирование  понимания речи и развитие  смысловых связей с раннего  возраста. Именно в процессе диалога  ребёнок учится произвольности  своего высказывания, у него развивается  умение следить за логикой  своего высказывания, т.е. в диалоге  происходит зарождение и развитие  навыков монологической речи. (5).

      Монологическая речь более сложна, чем диалогическая во всех  отношениях.

      С психологической точки зрения  монолог требует лучшей памяти, более напряжённого внимания  к содержанию и форме речи. Монологическая речь опирается  на мышление, логически более  последовательное, чем в процессе  диалога.

      Монологическая речь сложнее  и в лингвистическом плане.  Для того, чтобы она была  понята слушателями, в ней должны использоваться полные, распространённые предложения, наиболее точный словарь.

      Умение рассказывать играет большую  роль в процессе общения. Для  ребёнка это умение является  также средством  познания, средством  проверки знаний, представлений,  оценок. (3).

      К основным свойствам монологической  речи относятся: односторонний  и непрерывный характер высказывания, произвольность, развёрнутость, логическая  последовательность изложения, обусловленность  содержания ориентаций на слушателя,  ограниченное употребление невербальных  средств передачи информации.

      В старшем дошкольном возрасте  основными видами, в которых осуществляется  монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные  рассуждения. (36).

      Нарушения монологической речи  у дошкольников с ОНР (III ур.) обусловлены многими факторами: недостаточным анализом ситуации, трудностью выделения из образа ситуации существенных и второстепенных признаков (элементов), нарушением смыслового программирования содержания связного текста, недоразвитием способности удерживать программу, неумением развёртывать смысловую программу в виде серии предложений.

      У детей с ОНР (III ур.) отмечаются трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи, а также лексические затруднения, большое число аграмматизмов при построении предложений. (35).

      В результате констатирующего  эксперимента нами были выявлены  следующие особенности  в речи  детей с ОНР (III ур.):

- трудности  планирования развёрнутых высказываний  и их языкового оформления;

- характерны  нарушения связности и последовательности  изложения;

- смысловые  пропуски;

- низкий  уровень фразовой речи.

      Для устранения установленных  отклонений была представлена  система упражнений по коррекционной  работе. В основу коррекционной  работы были положены следующие  задания:

- описательные  рассказы с опорой на схему  и без неё;

- пересказ  рассказов, сказок;

- составление  рассказа на основе личного  опыта;

- составление  рассказа по серии сюжетных  картинок;

- составление  рассказа по сюжетной картинке.

      Коррекционная работа по развитию  навыков монологической речи  строилась на принципах:

    1. систематичности и последовательности обучении;
    2. учёта возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей;
    3. направленности обучения на развитие у детей активности и самостоятельности.

    В результате проведенной  работы мы получили стабильную  положительную динамику в формировании  монологического высказывания: дети  экспериментальной группы показали  лучший результат выполнения  заданий по сравнению с контрольной  группой. Анализ контрольного  эксперимента позволил сделать  вывод об эффективности, предложенной  нами технологии.

    Таким  образом, гипотеза экспериментального  исследования подтвердилась, целевые  установки реализованы, все задачи  исследования решены  

      Данная проблема не исчерпывается  представленными аспектами в  нашем исследовании и нуждается  в дальнейшей разработке. (3), (5). (34), (35), (36).

 

   Библиография

  1. Алексеев, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000 – 308 с.
  2. Алексеев, М.М., Яшина, В.И. Речевое развитие дошкольников. Учебное пособие для студентов. – М.: Академия, 1999 – 297 с.
  3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей.- М., «Просвещение», 1974. – 288с.
  4. Воробьёва, В.К. Особенности связной речи школьников с моторной аламией // Нарушения речи и голоса у детей /Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. – М., 1975. – 158 с.
  5. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2007. – 162 с.
  6. Гаркуши, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. – М., 2007. – 134 с.
  7. Глухов, В.П. Методика логопедической работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР. – Екатеринбург: Центр Проблем Детства. 2000. – 272 с.
  8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР, - М.: Аркти, 2002. – 331 с.
  9. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с ЗПР и ОНР // Логопедия. – 2005. - № 3.
  10. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985. – 172 с.
  11. Жгутова, И.С. Формирование связной речи у детей с ОНР // Ребёнок в детском саду. – 2004. - № 4.
  12. Жукова, Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: 1990. – 298 с.
  13. Капышева, Н.А. Формирование связной речи у детей с ОНР III уровня на занятиях по обучению рассказыванию по серии картинок // Логопедия. – 2003. - № № 1-2.
  14. Капышева, Н.А. составление рассказов по серии картинок с использованием картинно-символического плана // Логопедия. – 2004. - № 2.
  15. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приёмы. – М.: ГНОМ и Детство, 2001. – 175 с.
  16. Коноваленко, В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Зима» для детей с ОНР. – М., 2003. – 204 с.
  17. Короткова, Е.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982. – 127 с.
  18. Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 / Под ред. П.М. Лосева. – М., 2005. – 312 с.
  19. Кудикова, М.А. Использование дифференцированных заданий при обучении монологу детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи // Логопед. – 2007. - № 2.
  20. Кузнецова, О.О. Экспресс-диагностика речевого развития детей дошкольного возраста // Логопедия. – 2005. - № 5.
  21. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.Р. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с ОНР, - СПб.: Союз, 2001. – 285с.
  22. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн./ логопеда. – М.: Владос, 1999. – 321 с.
  23. Лебедева, Л.В. Обучение пересказу детей с ОНР / Л.В. Лебедева, И.В. Козина // Ребёнок в детском саду. – 2008. - № 1.
  24. Леонтьев, А.А. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста. – М., 1975. – 4.1. – 247 с.
  25. Логопедия / Под. ред. Волковой, С.В., Шаховской С.И. – М.: Владос, 1995. – 704 с.
  26. Лопатина, Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, Союз, 2001. – 191 с.
  27. Лосева,  Л.М. Как строится текст. – М., 1980. – 113 с.
  28. Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих аламией. Хрестоматия по логопедии. Т. 2 / Под ред.  Л.С. Волковой и В.И. Селивёрстова. – Москва – Владос, 1997. – 289 с.
  29. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М., 1974. – 331 с.
  30. Приёмы  и методы, используемые для развития связной речи детей // Логопедия. – 2003. - № № 1-2.
  31.   Путкова, Н.М. Обучение построению связного речевого высказывания // Логопед. – 2005. - № 2.
  32. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – М., 1980. – 687 с.
  33. Учите детей говорить Пособие по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Дошкольное образование. – 2007. - № 13.
  34. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2008. – 287 с.
  35. Характеристика групп детей с ОНР I, II, III уровней. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 / Под ред. Лосева П.М., 2005. – 334 с.
  36. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М., 1999. – 359 с.
  37. Филичева, Т.Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 296 с.   

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика процесса развития монологической речи у детей с ОНР