Вопросы формирования связной
монологической речи детей дошкольного
возраста с нормальным речевым
развитием подробно рассматриваются
в работах Л.А. Пеньевской, Л.П.
Федоренко, Т.А. Ладыженской, М.С. Лаврик
и др. Исследователи отмечают, что элементы
монологической речи появляются в высказываниях
нормально развивающихся детей уже в возрасте
2-3 лет. С 5-6 лет ребёнок начинает интенсивно
овладевать монологической речью, так
же к этому времени завершается процесс
фонематического развития речи, и дети
в основном усваивают морфологический,
грамматический и синтаксический строй
родного языка (А.Н. Гвоздев, Г.А. Фомичева,
О.С. Ушакова и др.). В старшем дошкольном
возрасте заметно снижается характерная
для младших дошкольников ситуативность
речи Уже с 4 лет детям становятся доступны
такие виды монологической речи, как описание
(простое описание предмета) и повествование,
а на седьмом году жизни – и короткие рассуждения.
Однако полноценное овладение детьми
навыками монологической речи возможно
только в условиях целенаправленного
обучения. К необходимым условиям успешного
овладения монологической речью относится
формирование специальных мотивов, потребности
в употреблении монологических высказываний;
сформированность различных видов контроля
и самоконтроля, усвоение соответствующих
синтаксических средств построения развёрнутого
сообщения (Н.А. Головань, М.С. Лаврик, Л.П.
Федоренко, И.А. Зимняя и др.). Овладение
монологической речью, построением развёрнутых
связных высказываний становится возможным
с возникновением регулирующей, планирующей
функций речи (Л.А. Выготский, А.Р. Лурия,
А.К. Маркова и др.). Исследования ряда авторов
показали, что дети старшего дошкольного
возраста способны овладевать навыками
планирования монологических высказываний
(Л.Р. Голубева, Н.А. Орланова и др.). Формирование
навыков построения связных развёрнутых
высказываний требует применения всех
речевых и познавательных возможностей
детей, одновременно способствуя их совершенствованию.
Следует отметить, что овладение связной
речью возможно только при наличии определённого
уровня сормированности словарного запаса
и грамматического строя речи. Поэтому
на решение задач формирования связной
речи ребёнка должна быть нарпавлена и
речевая работа по развитию лексических
и грамматических языковых навыков.
Многие исследователи подчёркивают
важность работы над предложениями
различной структуры для развития
связной монологической речи (А.Г.
Зикеев, К.В. Комаров, Л.П. Федоренко и др.).
«Чтобы дети могли понять монологическую
речь и тем более овладеть ею для передачи
своих сообщений, надо, чтобы они овладели
соответствующими синтаксическими
конструкциями», - отмечает Л.П. Федоренко.
Полноценное овладение родным
языком, развитие языковых способностей
рассматривается как стержень
полноценного формирования личности
ребёнка-дошкольника. Оно предоставляет
большие возможности для решения
многих задач умственного, эстетического
и нравственного воспитания детей.
Особенно отчётливо тесная связь
речевого и интеллектуального
развития детей выступает
в формировании связной речи,
т.е. речи содержательной, логичной,
последовательной, организованной. Чтобы
связно рассказать о чём-нибудь,
нужно ясно представлять объект
рассказа (предмет, событие), уметь
анализировать, отбирать основные свойства
и качества, устанавливать разные отношения
(причинно-следственные, временные) между
предметами и явлениями. Кроме того, необходимо
уметь подбирать наиболее подходящие
для выражения данной мысли слова, уметь
строить простые и сложные предложения
и связывать их разнообразными способами
связей.
В формировании связной речи
ярко выступает и взаимосвязь
речевого и эстетического аспекта.
Связное высказывание показывает,
насколько ребёнок владеет богатством
родного языка, его грамматическим
строем, и одновременно отражает
уровень умственного, эстетического,
эмоционального развития ребёнка.
Развитие речи дошкольников тесно
связано с решением задач формирования
художественно-речевой деятельности
как одной из неотъемлемых
частей эстетического воспитания
детей. Так, обучение пересказу
фольклорных и литературных произведений
включает ознакомление детей
с изобразительно-выразительными
средствами художественного текста
(сравнениями, эпитетами, синонимами,
антонимами, метафорами и др.). Вместе
с тем овладение этими средствами
углубляет, уточняет художественное
восприятие литературных произведений.
В формировании монологической
речи очень важно осознанное
отношение ребёнка к языку
в его эстетической функции,
которое проявляется в выборе
языковых изобразительно-выразительных
средств для воплощения художественного
образа, задуманного ребёнком. (8).
Ознакомление детей с литературой,
пересказ художественных произведений,
обучение составлению коллективного
рассказа способствует формированию
не только этических знаний
и нравственных чувств, но и
нравственного поведения детей.
Владение связной монологической
речью является высшим достижением
речевого воспитания дошкольников.
Оно вбирает в себя освоение
звуковой стороны языка, словарного
состава, грамматического строя
речи и происходит в тесной
связи с развитием всех сторон
речи – лексической, грамматической,
фонетической. В каждой из этих сторон
имеется программное ядро, узловое образование,
которое влияет на организацию речевого
высказывания и соотносится с развитием
связной речи. Формирование связности
речи включает развитие умений строить
высказывания разных типов: описание (мир
в статике), повествование (динамика событий
в движении и времени), рассуждение (установление
причинно-следственных связей).
Формирование умений и навыков
монологической речи требует
обязательного развития таких
её качеств, как связность и
целостность. Эти умения характеризуются
коммуникативной направленностью,
логикой изложения, структурой, а
также определённой организацией
языковых средств. Связность речи
может быть сформирована на
основе представления о структуре
высказывания и её особенностях
в каждом типе текста, а также
о способах внутритекствой связи.
(2).
При обучении детей построению
развёрнутого высказывания необходимо
формировать у них элементарные
знания о структуре текста (начало,
середина, конец) и представления
о способах связи между предложениями
и структурными частями высказывания.
Именно этот показатель (средства
связи между предложениями) выступает
как одно из важнейших условий
формирования связности речевого
высказывания.
В любом законченном высказывании
существуют наиболее типичные
варианты соединения фраз. Самый
распространённый способ соединения
предложений – это цепная связь.
Основными средствами этой связи являются
местоимения, (Прибежал зайчик. Он любит
морковку), лексический повтор (Зайчик
прыгает. Зайчику холодно), синонимическая
замена (Зайчик скачет. Пушок веселится).
Цепная связь делает речь более
гибкой и разнообразной, так
как, овладевая этим способом,
дети учатся избегать повторений
одних и тех же слов и
конструкций.
Предложения могут соединяться и с помощью
параллельной связи, когда они не сцепляются,
а сопоставляются или даже противопоставляются
(«Наш знакомый охотник шёл берегом лесной
речки. <…> Испугался и влез на дерево.
Из чащи вышла большая бурая медведица
и с ней <…>» (По В. Бианки).
В обучении дошкольников построению
связных текстов необходимо развивать
умение раскрывать тему и основную
мысль высказывания, озаглавить
его.
Большую роль в организации
связного высказывания играет
интонация, поэтому формирование
умения правильно использовать
интонацию отдельного предложения
способствует оформлению структурного
единства и смысловой законченности
текста в целом.
Дошкольников учат описывать
игрушки, предметные или сюжетные
картинки, собственные рисунки или
их замысел, явления природы,
людей и животных. Обучение построению
текстов-описаний поможет сформировать
у детей элементарные представления
о структуре и функциях описательного
текста.
Важная роль отводится обучению детей
разным способам организации зачинов
речи при построении повествования (слова:
однажды, как-то раз); может быть указано
место и (или) время события, действия (Дело
было летом. Это произошло в деревне).
В повествовательном типе высказывания
используются самые разнообразные
лексические и грамматические
средства, особенно это относится
к глаголам, которые способны
выстраивать последовательность
событий и действий (шли – услышали
– испугались – залезли –
увидели – засмеялись – слезли
– пошли).
Дошкольники могут составлять
разные типы повествовательных
текстов: реалистические рассказы,
сказочные истории, рассказ по
картине или по серии сюжетных
картин.
Работа над формированием представлений
о структуре повествования развивает
у детей умение анализировать
структуру художественного текста
и переносить усвоенные навыки
в самостоятельное словесное
творчество.
Необходимо особенно подчеркнуть
важность развития у дошкольников
умений логически мыслить, рассуждать,
объяснять, доказывать, делать выводы,
обобщать высказанное, а эти
умения и развиваются в таком
плане высказывания, как рассуждение.
Вышеназванные типы речи могут
встречаться в связных высказываниях
дошкольников в смешанном виде,
когда элементы описания (рассуждения)
включаются в повествование (и
наоборот).
Обучение составлению текстов
разных типов осуществляется
в таких формах работы, как
беседа, анализ (оценка) собственного
и чужого текста, составление
плана и рассказа по нему, использование
схемы (модели) текста и разного
рода упражнений.
Прежде всего, развитие связной
речи зависит от формирования
словарного запаса, работы над
смысловой стороной слова, так
как понимание детьми значений
слова и его оттенков является
предпосылкой полноценного речевого
общения. Именно работа над
смысловой стороной слова развивает
такие качества связной речи,
как правильность, точность, выразительность,
содействует формированию умения
свободно выбирать языковые средства,
которые наиболее правильно сочетаются
по смыслу и точно отражают
замысел при построении связного
высказывания.
Работа над грамматической формой
слова и предложения, т.е. формирование
грамматического строя речи, находится
в тесной связи со словарной
работой и развитием связной
речи. Выполняя грамматические упражнения,
дети учатся правильно согласовывать
имена существительные и имена
прилагательные в роде, числе
и падеже, это приводит к верному
употреблению грамматических форм
в связном высказывании. Особое
значение здесь приобретает работа
над синтаксисом, т.е. развитием
умения правильного построения
разных типов предложений.
Развитие связной речи неотделимо
и от воспитания звуковой культуры
речи. Работа над интонационным
чутьём, дикцией, темпом речи помогает
избегать таких недостатков
связного высказывания, как монотонность,
нерасчленённость речи, так как от звукового
оформления речи зависит эмоциональность
и выразительность высказывания. (2), (3),
(8), (10), (24), (27), (34), (36).
Таким образом, можно выделить
следующие этапы развития монологической
речи в норме:
- 2-3 года – появление элементов связной монологической речи.
- 4 года – дети способны пересказать знакомую сказку, охотно декламируют стихотворения.
- 5 лет – доступен пересказ коротких текстов. Дети способны рассказать об увиденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа.
- 6 лет – дети способны к составлению рассказа или сказки как самостоятельно, так и по образцу. (37).
1.3. Развитие монологической
речи у дошкольников в процессе
дизонтогенеза.
В теории и практике логопедии
под общим недоразвитием речи
(у детей с нормальным слухом
и первично сохранным интеллектом)
понимается такая форма речевой
патологии, при которой нарушается
формирование каждого из компонентов
речевой системы: словарного запаса,
грамматического строя, звукопроизношения.
При этом отмечается нарушение
формирования как смысловой, так
и произносительной сторон речи.
В группу с ОНР объединяются
дети с различными нозологическими
формами речевых нарушений (дизартрия,
алалия, ринолалия, афазия) в случаях,
когда наблюдается единство патологических
проявлений по трём указанным компонентам.
В целом для детей с ОНР типично позднее
появление экспрессивной речи, резко ограниченный
словарный запас, выраженный аграмматизм,
дефекты произношения и фонемообразования,
специфические нарушения слоговой структуры
слов. Речевое недоразвитие у детей дошкольного
возраста может быть выражено в разной
степени: от полного отсутствия речевых
средств до развёрнутой речи с проявлениями
лексико-грамматических и фонетико-фонематических
нарушений. В зависимости от степени тяжести
речевого дефекта различаются три уровня
речевого развития (Р.Е. Левина др.), выделяемые
на основе анализа степени сформированности
различных компонентов языковой системы.