Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:25, дипломная работа
Цель проводимого исследования – изучение особенностей монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень), разработка коррекционной программы.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
Анализ и систематизация знаний по изучаемой проблеме.
Проведение исследования монологической речи у детей с ОНР
(III уровень).
Разработка комплексной программы коррекционных упражнений по устранению недостатков монологической речи у детей с ОНР (III уровень).
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика процесса развития монологической речи у детей с ОНР.
Общая характеристика монологической речи…………………………..5
Развитие монологической речи у дошкольников в процессе онтогенеза………………………………………………………………………..19
Развитие монологической речи у дошкольников в процессе дизонтогенеза…………………………………………………………………….30
Выводы по главе 1………………………………………………………………..37
Глава 2. Особенности монологической речи у дошкольников с ОНР
III уровня (констатирующий эксперимент).
2.1 Задачи и содержание методики констатирующего эксперимента………...40
2.2. Анализ результатов состояния монологической речи у детей ОНР.…………………………………………………………………………….....43
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Глава 3. Особенности коррекционной работы по формированию монологической речи у исследуемых детей (формирующий эксперимент)
3.1 Содержание коррекционно-развивающей программы……………………48
3.2 Контрольный эксперимент…………………………..……………………..54
Выводы по главе 3……………………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………………………...58
Библиография…………………………………………………………………..61
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика процесса развития монологической речи у детей с ОНР.
Выводы по главе 1………………………………………………………………..37
Глава 2. Особенности монологической речи у дошкольников с ОНР
III уровня (констатирующий эксперимент).
2.1 Задачи и содержание методики
констатирующего эксперимента……
2.2.
Анализ результатов состояния
монологической речи у детей
ОНР.……………………………………………………………………
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Глава
3. Особенности коррекционной
3.1 Содержание
коррекционно-развивающей
3.2 Контрольный
эксперимент…………………………..…………………
Выводы по главе 3……………………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Монолог представляет собой
Под общим недоразвитием речи
у детей с нормальным слухом
и первично сохранным
Последовательность и
В последнее время
Предмет исследования - технология логопедической работы по развитию монологической речи у детей с ОНР (III уровня).
Гипотеза выпускной квалификационной работы заключается в предположении о том, что преодоление недостатков монологической речи у детей с ОНР (III уровня) станет эффективным, если будет проводится систематическая комплексная коррекционная работа.
Методологические основы исследования определены на основе данных отечественной педагогики и психологии и обусловлены общими положениями о развитии монологической речи в онтогенезе и дизонтогенезе (Леонтьев А.А., Филичева Т.Б., Воробьёва В.К. и др.).
Цель проводимого исследования – изучение особенностей монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень), разработка коррекционной программы.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
(III уровень).
Методы исследования
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она содержит диагностические исследования и систему упражнений для коррекции монологической речи у детей с ОНР (III уровень), которые могут быть использованы логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений, родителями.
Глава I. Психолого-педагогическая характеристика процесса развития монологической речи у детей с ОНР (III уровень).
Связная речь представляет
Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук – психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики: (5).
Монологическая речь (монолог) понимается
как связная речь одного лица,
коммуникативная цель которой
– сообщение о каких-либо
Вместе с тем в
В отличие от диалога монолог
как длительная форма
Принимая положение Л.П. Якубинского о монологе как особой форме общения, Л.С. Выготский характеризует монологическую речь как высшую форму речи, исторически развивающуюся позднее, чем диалог. Специфику монолога (как устной, так и письменной его формы) Л.С. Выготский усматривает в его особой структурной организации, композиционной сложности, необходимости максимальной мобилизации слов.
Уточняя мысль Л.П. Якубинского о наличии заданности и предварительного обдумывания, свойственных монологической форме речи, Л.С. Выготский особо подчёркивает её сознательность и намеренность.
С.Л. Рубинштейн, развивая учение о монологической речи, в первую очередь отмечает, что строится она на умении раскрыть мысль в связном речевом построении: (32).
Сложность монологической речи,
отмеченную исследователями,
Предпочитая термину «
Н.И. Жинкин разработал оригинальную методику исследования связной речи, основанную на анализе текста как готового продукта сложной речемыслительной деятельности, представляющего собой «такое сочетание предложений, которое составляет смысловую структуру». Этот метод, по мнению автора, даёт возможность проникнуть в «интимные» механизмы создания цельного и связного сообщения. Выявляя особенности построения текстов сочинений учащихся III-VII классов, автор приходит к представлению о том, что текст, вбирая в себя, с одной стороны, мысли, способы их соединения, виды связей между ними, а с другой – технику, средства соединения мысли, является многоуровневым, иерархически организованным речевым целым».
Положение о двух объективно
существующих сторонах
Исключительно плодотворной
И та и другая системы
Соединение в рассказе
Установление в тексте
Для разработки специальной
Таким образом, первоначально
содержание связного речевого
сообщения предстаёт во
Помимо этого, принципиально
Графический план в этом