Психолого-педагогическая характеристика процесса развития монологической речи у детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель проводимого исследования – изучение особенностей монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень), разработка коррекционной программы.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
Анализ и систематизация знаний по изучаемой проблеме.
Проведение исследования монологической речи у детей с ОНР
(III уровень).
Разработка комплексной программы коррекционных упражнений по устранению недостатков монологической речи у детей с ОНР (III уровень).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика процесса развития монологической речи у детей с ОНР.
Общая характеристика монологической речи…………………………..5
Развитие монологической речи у дошкольников в процессе онтогенеза………………………………………………………………………..19
Развитие монологической речи у дошкольников в процессе дизонтогенеза…………………………………………………………………….30
Выводы по главе 1………………………………………………………………..37
Глава 2. Особенности монологической речи у дошкольников с ОНР
III уровня (констатирующий эксперимент).
2.1 Задачи и содержание методики констатирующего эксперимента………...40
2.2. Анализ результатов состояния монологической речи у детей ОНР.…………………………………………………………………………….....43
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Глава 3. Особенности коррекционной работы по формированию монологической речи у исследуемых детей (формирующий эксперимент)
3.1 Содержание коррекционно-развивающей программы……………………48
3.2 Контрольный эксперимент…………………………..……………………..54
Выводы по главе 3……………………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………………………...58
Библиография…………………………………………………………………..61

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 111.49 Кб (Скачать)

1 группа  – низкий уровень – 5 человек;

2 группа  – средний уровень – 3 человека;

3 группа  – высокий уровень – 2 человека.

      В результате констатирующего эксперимента нами были выявлены следующие особенности речи детей с ОНР (III ур.): трудности планирования развёрнутых высказываний и языкового оформления; нарушения связности и последовательности изложения; смысловые пропуски, длительные необоснованные паузы; низкий уровень фразовой речи. Рассказ-описание выглядит своеобразно: дети перечисляют некоторые признаки предмета в произвольной последовательности, нарушают стройность повествования. Дети с ОНР (III) с трудом составляют рассказы по сюжетным картинкам. Многим из них рассказ доступен лишь при наличии наводящих вопросов. Между отдельными фразами у детей (III ур.) присутствуют длительные, необоснованные паузы, свидетельствующие о затруднениях в составлении рассказа.

      Таким образом, можно выделить  следующие особенности монологической  речи детей с ОНР (III ур.):

  1. Нарушение связности и последовательности изложения.
  2. Низкая информативность высказывания, смысловые пропуски, ошибки.
  3. Длительные необоснованные паузы.
  4. Трудности планирования развёрнутых высказываний.
  5. Характерны бедность и однообразие используемых средств фразовой речи – короткие фразы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности коррекционной работы по формированию монологической речи у исследуемых детей (формирующий  эксперимент)

 

              3.1 Содержание коррекционно-развивающей  программы

 

     Цель коррекционной программы  - развитие монологической речи.

      Коррекционная работа с детьми, посещающими логопедические группы, осуществляется как на специальных  коррекционных занятиях, так и  в процессе разнообразной практической  деятельности, при проведении игр,  в ходе многих режимных моментов. Основными приёмами обучения  детей с ОНР разным видам  монолога можно назвать:

- совместное  рассказывание;

- предоставление  образца или плана рассказа;

- составление  рассказа по частям;

- коллективное  составление рассказа;

- моделирование  текста.

      В работе по развитию связной  речи учитываются общедидактические принципы обучения и принципы логопедического воздействия. Данные специальной литературы показывают, что при отборе приёмов, заданий и материала важно учитывать речевые возможности каждого ребёнка с ОНР. (11).

      Текстовой материал  отобран в  соответствии со следующими основными  требованиями:

- объём текстов  увеличивается по мере возрастания  речевых возможностей детей;

- описываемые  в них эпизоды близки детям  по смыслу и содержанию;

- сюжетная  линия выстроена в ясной последовательности.

      Если в тексте встречаются  незнакомые детям слова, необходимо  провести словарную работу до  и после его прочтения. (30).

      Исследования состояния связной  речи детей с ОНР  (III ур.) показали, что несмотря на то, что дети достаточно свободно оперируют термином «рассказ», ясно не представляют себе, какой отрезок речи можно обозначить этим словом. Исходя из этого, Воробьёва В.К. предложила, что прежде чем учить детей воспроизводить или составлять рассказы, необходимо сформировать у них практическое представление о связном сообщении как едином речевом целом.

      Отождествить услышанный отрезок  высказывания с рассказом можно  только в том случае, если ребёнок  научился ориентироваться в существенных  признаках рассказа. Отсюда одной  из задач логопедической работы  является формирование у детей  ориентировки на существенные  признаки, или, иначе ориентиры  рассказа.

      Развитие ориентировки в признаках  рассказа требует последовательного  решения первоначально эмоционально-образной, затем на её основе – мыслительной  задачи, а уже потом – лингвистической.  В соответствии с этим определена  следующая  последовательность  логопедической работы, которая  включает в себя два этапа:

1) этап формирования  ориентировки в смысловой цельности  рассказа;

2) этап формирования  ориентировки в языковых средствах  рассказа.

      Обучение умению отличать рассказ  от «не рассказа» осуществляется  на логопедических занятиях в  связи с выполнением специальных  сопоставительных упражнений следующего  типа:

    • Сравнение рассказа и набора слов из него.
    • Сравнение рассказа и бессвязного набора предложений.
    • Сравнение рассказа и отдельного коммуникативно слабого           предложения.
    • Сравнение рассказа и его деформированного варианта.
    • Сравнение рассказа и его некомплектного варианта.
    • Сравнение двух нормированных рассказов, в которых об одном и том же предмете или событии рассказывается по-разному.

      Другая работа логопедической  работы состоит в том, чтобы  ознакомить детей с правилами,  т.е. закономерностями, которые лежат  в основе создания связного  речевого сообщения. (22).

                                       Развитие связной речи

 

Задание №1. Пересказ.

Используются  знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок», короткие реалистичные рассказы (например, рассказы Л.Н Толстого, К.Д. Ушинского  и др.). Текст произведения прочитывается дважды, перед повторным чтением даётся установка на составление пересказа. При использовании авторских произведений после повторного чтения перед составлением пересказа рекомендуется задавать вопросы (3-4) по содержанию текста. При анализе составленных пересказов особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа и др.

         Задание №2. Рассказ по серии сюжетных картинок.

 Алгоритм работы:

  1.  Рассмотри картинки

2.  О ком или о чем идет  речь

3.  Найди картинку, с которой  начиналось данное событие

4.   Выбери картинку, которая  показывает, что произошло дальше

5.   Найди картинку, которая  показывает, чем закончились события

6.    Проверь, правильно  ли ты разложил картинки

                                              Примерные задания:

1.Разложи  картинки по порядку

2. Найди лишнюю  картинку

3. Вставь  недостающую картинку 

4. Подбери  картинки, которые подходят к  остальным

      Задание №3. Рассказ по сюжетной картине.

 Для решения  данной задачи был адекватно  подобран алгоритм:

1.Рассмотри  картинку

            2.Назови, о ком или о чем  эта картинка?

  3.Как  выглядит герой?

  4.Что  он делает? Что происходит? Какое  действие совершается?

  5.Как  это происходит?

                 6.Составь красивое предложение  по картинке

                 7.Подумай, как об этом можно  сказать по-другому?

                              Примерные задания:

1. Закончи  предложение

2. Озаглавь  картинку

3. Подбери  картинку к заданному предложению

4. Дополни  предложение требуемым по смыслу  словом-картинкой. (Яблоки лежат  на…под… - даются картинки трава, яблоки).

                 Задание №4. Описание предмета.

Алгоритм  работы:

1. Рассмотри внимательно куклу

2. Составь о ней рассказ (по  вопросному плану: как её зовут,  какая она по величине, назови  основные части тела, из чего  она сделана, во что одета  и т.п.).

Обращается внимание на:

    • полноту и точность отражения основных свойств предмета;
    • наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения;
    • последовательность в описании признаков и деталей предмета;
    • использование языковых средств словесной характеристики. (10)

 

                        Конспект занятия по пересказу текста

Скворец и зяблик

Цели занятия:

    1. Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстрированный материал.
    2. Развитие активного зрительного и слухового контроля за составлением пересказа, последовательностью и полнотой передачи содержания.
    3. Обучение приёмам планирования собственного пересказа.
    4. Формирование навыков составления фразовых высказываний различной структуры.
    5. Активизация и обогащение словарного запаса.
    6. Развитие слуховой памяти, наглядно-образного мышления.
    7. Воспитание бережного отношения к природе.                                         Оснащение:

Серия из сюжетных картинок к рассказу.

Словарь: обновлять, шустрый, забияка.

      Проводится словесная игра «Четвёртый  лишний».

Логопед: Скворец, петух, зяблик, кукушка.

Дети: (отвечают)

Логопед: Покажем, как важно петух ходит по двору.

Дети ходят, высоко поднимая колени, руками показывая движения крыльев.

Логопед: Как петух подзывает цыплят? Делаем носом вдох, на выдохе говорим: «ко-ко-ко».

Дети: (делают вдох носом). Ко-ко-ко (2-3 раза).

Логопед: Какое лишнее слово я сейчас назову? Грач, скворец, зяблик, клюв.

Дети: (отвечают).

Логопед: Покажите пальчиками птичий клюв, птицу, покажите, как птица клюёт.

Дети: выполняют задания.

Логопед: Дети, к нам на занятие прилетел скворец, он рассказал мне интересную историю и показал картинку. Посмотрите внимательно, назовите предметы, которые вы видите  на картинке. (Проводится дидактическая игра «Будь внимателен». Логопед побуждает детей называть птиц, части птиц, части деревьев). Давайте теперь послушаем рассказ скворца.

Скворец и зяблик

      Наступила весна. Птицы возвращаются  с юга. Скворец нашёл своё  старое гнездо в лесу, на осине,  и начал его обновлять, ремонтировать.  Он носил веточки, пушинки.  Однажды, когда он отлетел от  гнезда подальше, его гнездо занял  шустрый забияка зяблик. Скворец  летал вокруг своего гнезда, кричал, волновался. Но зяблик не улетел.

      В это время в лес пришли  дети и повесили для скворца  скворечник.

Логопед: О ком говорится в рассказе?

Дети: (отвечают).

Логопед: Каким был зяблик? Как понять слово «забияка»? Как назвать его по-другому?

Дети: (отвечают).

Логопед: Правильно ли он поступил?

Дети: (отвечают).

Логопед: Что делал скворец?

Дети: (отвечают).

Логопед: Покажем, как скворец волновался, хлопал крыльями. Покажите, как скворец удивился, нахмурился, огорчился.

Дети: выполняют задание (2-3 раза). (Далее в форме игры-упражнения «Кто лучше запомнил?» проводится лексический разбор текста, выделяется его предикативная основа.)

Логопед: Где нашёл скворец своё старое гнездо? Покажите, какая высокая осина? Что начал делать скворец? Что носил скворец в гнездо? Что случилось потом? Где был скворец, когда это произошло? Как поступил скворец?

Дети: (отвечают, выполняя соответствующие движения).

      Далее серия картинок расставляется  по порядку. Выделяется главная  мысль к каждой картинке.

1-я картинка  – нашёл, начал ремонтировать.  Обновлять.

2-я картинка  – носил, ремонтировал.

3-я картинка  – улетел, занял, сел.

4-я картинка  – волновался, кричал, не улетал.

      Не рассказывайте всё, скажите,  что случилось главное, к этому  мы и подберём слова-действия.

      Проводится физкультминутка «Сова  – большая голова». Дети выполняют  движения в соответствии с  текстом, который читает логопед.

Логопед: Прилетела сова на большую поляну.

Дети: бегут и садятся на ковёр.

      Ночь настала – сжалась сова, замёрзла.

Утро  пришло, солнышко припекло – согрелась  сова, расслабилась

Дети: потягиваются 2 раза.

Логопед: Повернула туловище влево, повернула вправо – ничего не увидела, крыльями замахала. Голову повернула влево, вправо, влево, вправо – ничего не увидела, крыльями замахала.

      Глаза широко открыла, от света  зажмурилась.

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика процесса развития монологической речи у детей с ОНР