Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:25, дипломная работа
Цель проводимого исследования – изучение особенностей монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень), разработка коррекционной программы.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
Анализ и систематизация знаний по изучаемой проблеме.
Проведение исследования монологической речи у детей с ОНР
(III уровень).
Разработка комплексной программы коррекционных упражнений по устранению недостатков монологической речи у детей с ОНР (III уровень).
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика процесса развития монологической речи у детей с ОНР.
Общая характеристика монологической речи…………………………..5
Развитие монологической речи у дошкольников в процессе онтогенеза………………………………………………………………………..19
Развитие монологической речи у дошкольников в процессе дизонтогенеза…………………………………………………………………….30
Выводы по главе 1………………………………………………………………..37
Глава 2. Особенности монологической речи у дошкольников с ОНР
III уровня (констатирующий эксперимент).
2.1 Задачи и содержание методики констатирующего эксперимента………...40
2.2. Анализ результатов состояния монологической речи у детей ОНР.…………………………………………………………………………….....43
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Глава 3. Особенности коррекционной работы по формированию монологической речи у исследуемых детей (формирующий эксперимент)
3.1 Содержание коррекционно-развивающей программы……………………48
3.2 Контрольный эксперимент…………………………..……………………..54
Выводы по главе 3……………………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………………………...58
Библиография…………………………………………………………………..61
1 группа – низкий уровень – 5 человек;
2 группа – средний уровень – 3 человека;
3 группа – высокий уровень – 2 человека.
В результате констатирующего эксперимента нами были выявлены следующие особенности речи детей с ОНР (III ур.): трудности планирования развёрнутых высказываний и языкового оформления; нарушения связности и последовательности изложения; смысловые пропуски, длительные необоснованные паузы; низкий уровень фразовой речи. Рассказ-описание выглядит своеобразно: дети перечисляют некоторые признаки предмета в произвольной последовательности, нарушают стройность повествования. Дети с ОНР (III) с трудом составляют рассказы по сюжетным картинкам. Многим из них рассказ доступен лишь при наличии наводящих вопросов. Между отдельными фразами у детей (III ур.) присутствуют длительные, необоснованные паузы, свидетельствующие о затруднениях в составлении рассказа.
Таким образом, можно выделить
следующие особенности
Глава
3. Особенности коррекционной
3.1 Содержание коррекционно-
Цель коррекционной программы - развитие монологической речи.
Коррекционная работа с детьми,
посещающими логопедические
- совместное рассказывание;
- предоставление образца или плана рассказа;
- составление рассказа по частям;
- коллективное составление рассказа;
- моделирование текста.
В работе по развитию связной
речи учитываются
Текстовой материал отобран в
соответствии со следующими
- объём текстов
увеличивается по мере
- описываемые в них эпизоды близки детям по смыслу и содержанию;
- сюжетная
линия выстроена в ясной
Если в тексте встречаются
незнакомые детям слова,
Исследования состояния
Отождествить услышанный
Развитие ориентировки в
1) этап формирования
ориентировки в смысловой
2) этап формирования
ориентировки в языковых
Обучение умению отличать
Другая работа логопедической работы состоит в том, чтобы ознакомить детей с правилами, т.е. закономерностями, которые лежат в основе создания связного речевого сообщения. (22).
Задание №1. Пересказ.
Используются знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок», короткие реалистичные рассказы (например, рассказы Л.Н Толстого, К.Д. Ушинского и др.). Текст произведения прочитывается дважды, перед повторным чтением даётся установка на составление пересказа. При использовании авторских произведений после повторного чтения перед составлением пересказа рекомендуется задавать вопросы (3-4) по содержанию текста. При анализе составленных пересказов особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа и др.
Задание №2. Рассказ по серии сюжетных картинок.
Алгоритм работы:
1. Рассмотри картинки
2. О ком или о чем идет речь
3. Найди картинку, с которой начиналось данное событие
4. Выбери картинку, которая показывает, что произошло дальше
5. Найди картинку, которая показывает, чем закончились события
6. Проверь, правильно ли ты разложил картинки
1.Разложи картинки по порядку
2. Найди лишнюю картинку
3. Вставь недостающую картинку
4. Подбери картинки, которые подходят к остальным
Задание №3. Рассказ по сюжетной картине.
Для решения данной задачи был адекватно подобран алгоритм:
1.Рассмотри картинку
2.Назови, о ком или о чем эта картинка?
3.Как выглядит герой?
4.Что он делает? Что происходит? Какое действие совершается?
5.Как это происходит?
6.Составь красивое
7.Подумай, как об этом можно сказать по-другому?
Примерные задания:
1. Закончи предложение
2. Озаглавь картинку
3. Подбери
картинку к заданному
4. Дополни
предложение требуемым по
Задание №4. Описание предмета.
Алгоритм работы:
1. Рассмотри внимательно куклу
2. Составь о ней рассказ (по
вопросному плану: как её
Обращается внимание на:
Конспект занятия по пересказу текста
Скворец и зяблик
Цели занятия:
Серия из сюжетных картинок к рассказу.
Словарь: обновлять, шустрый, забияка.
Проводится словесная игра «
Логопед: Скворец, петух, зяблик, кукушка.
Дети: (отвечают)
Логопед: Покажем, как важно петух ходит по двору.
Дети ходят, высоко поднимая колени, руками показывая движения крыльев.
Логопед: Как петух подзывает цыплят? Делаем носом вдох, на выдохе говорим: «ко-ко-ко».
Дети: (делают вдох носом). Ко-ко-ко (2-3 раза).
Логопед: Какое лишнее слово я сейчас назову? Грач, скворец, зяблик, клюв.
Дети: (отвечают).
Логопед: Покажите пальчиками птичий клюв, птицу, покажите, как птица клюёт.
Дети: выполняют задания.
Логопед: Дети, к нам на занятие прилетел скворец, он рассказал мне интересную историю и показал картинку. Посмотрите внимательно, назовите предметы, которые вы видите на картинке. (Проводится дидактическая игра «Будь внимателен». Логопед побуждает детей называть птиц, части птиц, части деревьев). Давайте теперь послушаем рассказ скворца.
Скворец и зяблик
Наступила весна. Птицы
В это время в лес пришли дети и повесили для скворца скворечник.
Логопед: О ком говорится в рассказе?
Дети: (отвечают).
Логопед: Каким был зяблик? Как понять слово «забияка»? Как назвать его по-другому?
Дети: (отвечают).
Логопед: Правильно ли он поступил?
Дети: (отвечают).
Логопед: Что делал скворец?
Дети: (отвечают).
Логопед: Покажем, как скворец волновался, хлопал крыльями. Покажите, как скворец удивился, нахмурился, огорчился.
Дети: выполняют задание (2-3 раза). (Далее в форме игры-упражнения «Кто лучше запомнил?» проводится лексический разбор текста, выделяется его предикативная основа.)
Логопед: Где нашёл скворец своё старое гнездо? Покажите, какая высокая осина? Что начал делать скворец? Что носил скворец в гнездо? Что случилось потом? Где был скворец, когда это произошло? Как поступил скворец?
Дети: (отвечают, выполняя соответствующие движения).
Далее серия картинок
1-я картинка – нашёл, начал ремонтировать. Обновлять.
2-я картинка – носил, ремонтировал.
3-я картинка – улетел, занял, сел.
4-я картинка – волновался, кричал, не улетал.
Не рассказывайте всё, скажите,
Проводится физкультминутка «
Логопед: Прилетела сова на большую поляну.
Дети: бегут и садятся на ковёр.
Ночь настала – сжалась сова, замёрзла.
Утро пришло, солнышко припекло – согрелась сова, расслабилась
Дети: потягиваются 2 раза.
Логопед: Повернула туловище влево, повернула вправо – ничего не увидела, крыльями замахала. Голову повернула влево, вправо, влево, вправо – ничего не увидела, крыльями замахала.
Глаза широко открыла, от