Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:25, дипломная работа
Цель проводимого исследования – изучение особенностей монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень), разработка коррекционной программы.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
Анализ и систематизация знаний по изучаемой проблеме.
Проведение исследования монологической речи у детей с ОНР
(III уровень).
Разработка комплексной программы коррекционных упражнений по устранению недостатков монологической речи у детей с ОНР (III уровень).
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика процесса развития монологической речи у детей с ОНР.
Общая характеристика монологической речи…………………………..5
Развитие монологической речи у дошкольников в процессе онтогенеза………………………………………………………………………..19
Развитие монологической речи у дошкольников в процессе дизонтогенеза…………………………………………………………………….30
Выводы по главе 1………………………………………………………………..37
Глава 2. Особенности монологической речи у дошкольников с ОНР
III уровня (констатирующий эксперимент).
2.1 Задачи и содержание методики констатирующего эксперимента………...40
2.2. Анализ результатов состояния монологической речи у детей ОНР.…………………………………………………………………………….....43
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Глава 3. Особенности коррекционной работы по формированию монологической речи у исследуемых детей (формирующий эксперимент)
3.1 Содержание коррекционно-развивающей программы……………………48
3.2 Контрольный эксперимент…………………………..……………………..54
Выводы по главе 3……………………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………………………...58
Библиография…………………………………………………………………..61
Наиболее распространён у
Специально проведёнными
Особенности связных
Количество слов в рассказах
по серии картинок у детей
с ОНР в 2,5 раза больше, чем
в рассказах на заданную тему.
Это объясняется тем, что
Пересказ таким детям более
доступен, чем рассказ. Пересказ
не предполагает
У детей с ОНР (III ур.) нарушается как внутренний (смысловой) уровень, так и языковой уровень (внутреннее программирование) связной речи оказывается нарушенным в той или иной мере у всех детей с ОНР. Чем более сложным по степени самостоятельности является задание, чем больше оно связано с необходимостью смыслового программирования высказывания, тем труднее оно выполняется. Так, составление рассказа по серии сюжетных картинок осуществляется легче, чем по сюжетной картине. Это объясняется тем, что в задании рассказать по серии сюжетных картинок уже имеется определённая программа связных высказываний, которая обусловлена последовательностью событий, изображённых на картинках. При составлении же рассказа по сюжетной картине такие опорные последовательные звенья отсутствуют.
Рассказы по сюжетной картине
трудны детям с ОНР и
Недостатки в употреблении
Коська вовит мыську. Кот аез (залез) ботинок, сто мыську ломать. Он помотель, её там неть, убезял, аот здесь вот вый йваная. Кофка помотела, а там мыфка. Мыфка тапок побезяла, потому заней кот бегает. Он хоцет её валить и куфать. Кофти молоко любят, и мыфки любят. Кот пивиляет (проверяет) мыфку. Мыфка от папотька к дырочки безяла, а котик мотит (Филичева Т.Б.).
При пересказе дети ошибаются
в передаче логической
Девитька аблудилась лесу. Глядит – домик. Села а большой тул. Упаля. Босей медедь сел. Влезя а другой. Недобно, влезя а маликий тулик. Помаля. Пать сля комнату. Болсая ковать недобна. Исо ковать пахая. Лезя а маликую. Холосая ковать. Аснуля.Пасли вед-меди у-у-у. Девитька паснулась, безаля.
Рассказ – описание мало доступен для детей: они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Например, описывая машину, ребёнок перечисляет: у ней колёсы есть, кабина, матоль, люль, литяг (рычаг), педали, кудов (кузов), чтоб глюз возить.
Часть детей оказывается
Вне специального внимания к
их речи дети малоактивны, в
редких случаях являются
Ф.А. Сохин рассматривает
Интересная тематика рассказов
о природе и методика обучении
разработана Н.В. Виноградовой. Автор
предлагает виды рассказов:
В посвящённых формированию
Как показывает практика, значительные трудности овладении навыками связной контекстной речи у детей с общим недоразвитием обусловлены не только несформированностью компонентов языковой системы, но и наличием у этой категории детей вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятия, внимания, памяти и т.д.), что создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Формирование у детей навыков
построения связных
Многочисленные исследования (А.К.
Маркова, Л.М. Лосев, Н.А.
Анализируя высказывания детей с ОНР III уровня, Капышева Н.А. (учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОУ № 91 «Бригантина» управления образования г. Калуги) выделяет основные ошибки:
Капышева Н.А. отмечает незавершённость фрагментов, нарушение логической последовательности, длительные паузы на границах фраз, отсутствие самостоятельности при выполнении задания. Всё это свидетельствует о трудностях в программировании содержания развёрнутых высказываний.
В результате исследования
Капышева Н.А. отмечает и психологические особенности детей, для них характерны:
- неустойчивость внимания, трудности в запоминании вербального материала;
- недостаточная сформированность операций сравнения, обобщения;
- нарушения в эмоционально-волевой сфере (вялость, инертность, эмоциональная возбудимость), речевая инактивность.
Примерно у 90 % детей это носит
ярко выраженный характер. При
проведении коррекционных
Дети с ОНР затрудняются в восприятии конструкций родительного и творительного падежей, сравнительных конструкций и логико-грамматических структур, выражающих пространственные отношения. Наблюдения показывают, что дети действуют согласно порядку слов в предложении, не руководствуясь логикой соотношений между ними, не могут выделить слово, несущее основную смысловую нагрузку.
Анализируя самостоятельные (
По данным исследований, дети с ОНР (III уровень речевого развития) мало используют связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развёрнутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с ОНР характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развёрнутых предложений, затруднения в выборе нужных лексем, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения. (9).
Исследования показываются ограниченность словарного запаса у детей с ОНР, особенно по таким лексико-понятийным разрядам, как названия деталей предметов, качественные характеристики предметов (цвет, объём, параметры и др.). Выявляют затруднения при выполнении заданий на подбор обобщающих слов-понятий, на определение пространственного расположения предметов и др.
У ряда детей существенные
затруднения возникают при