В дополнение к перечисленным
умениям Н.А. Пленкин указывает на
необходимость развития ещё одного умения:
самостоятельно находить и формулировать
тему.
Связная речь на современном
этапе развития науки рассматривается
как вид речемыслительной деятельности,
результатом которой является
текстовой сообщение.
Как продукт речемыслительной
деятельности текстовое сообщение
выступает в единстве двух
планов – внутреннего, предметно-смыслового,
и внешнего, формально-языкового.
Внутренний план, отражая содержание,
заданное интеллектом, представляет
собой совокупность программ
разных уровней: это и программа
целого текстового сообщения,
и программы каждого отдельно
взятого предложения.
Нарушение цельности внутреннего
плана приводит к разрывам
мысли и непониманию такого
сообщения партнёром по коммуникации.
Внешний план монологического
высказывания представляет собой
линейную последовательность предложений,
организованных по правилам языка
в группу. Этот план характеризуется
признаками связности, проявляющейся
в зависимости коммуникативно слабых
предложений от коммуникативно-сильных.
К основным свойствам монологической
речи относятся: односторонний
и непрерывный характер высказывания,
произвольность, развёрнутость, логическая
последовательность изложения, обусловленность
содержания ориентаций на слушателя,
ограниченное употребление невербальных
средств передачи информации.
Являясь особым видом речевой
деятельности, монологическая речь
отличается спецификой выполнения
речевых функций. В ней используются
и обобщаются такие компоненты языковой
системы, как лексика, способы выражения
грамматических отношений, формо- и словообразующие,
а также синтаксические средства.
Вместе с тем в ней реализуется
замысел высказывания в последовательном,
связном, заранее спланированном
изложении.
Выделяется ряд разновидностей
устной монологической речи, «функционально-смысловые»
типы (О.А. Нечаева, Л.А. Домова
и др.). В старшем дошкольном возрасте основными
видами, в которых осуществляется монологическая
речь, являются описание, повествование
и элементарные рассуждения.
Сообщение о фактах действительности,
состоящих в отношениях одновременности,
называется описанием. Оно представляет
собой развёрнутую словесную
характеристику предмета/явления,
отображение их основных свойств/качеств,
данных «в статическом состоянии».
Сообщение о фактах, находящихся
в отношениях последовательности,
называется повествованием. В повествовании
сообщается о каком-либо событии,
которое развивается во времени,
содержит «динамику». Развёрнутое
монологическое высказывание имеет,
как правило, следующую композиционную
структуру: введение, основная часть,
заключение.
Особый вид высказывания, отражающий
причинно-следственную связь каких-либо
фактов (явлений), называется рассуждение.
В структуру монолога-рассуждения
входят: исходный тезис (информация,
истинность или ложность которой
требуется доказать), аргументирующая
часть (аргументы в пользу или
против исходного тезиса) и выводы.
Рассуждение складывается, таким
образом, из цели суждений, образующих
умозаключения. Каждый из видов
монологической речи имеет свои
особенности с характером коммуникативной
функции.
Монологическая речь, возникающая
у ребёнка на основе диалогической,
впоследствии органично включается
в разговор, беседу. Такие высказывания
могут состоять из нескольких
предложений и содержать разную
информацию (короткое сообщение, дополнение,
элементарное рассуждение). (5). Устная
монологическая речь в известных пределах
может допускать неполноту высказывания,
и тогда её грамматическое построение
может приближаться к грамматической
структуре диалога.
Монологическая речь стимулируется
внутренними мотивами, и её содержание
и языковые средства выбирает
сам говорящий.
Таким образом, монологическая
речь является более сложным,
произвольным, более организованным
видом речи и требует специального
речевого воспитания (Л.В. Щерба,
А.А. Леонтьев). (2), (5), (8), (24), (25), (27), (29),
(32), (34).
- Развитие монологической речи у дошкольников в процессе онтогенеза.
Для ранней детской речи характерна
ситуативная обусловленность высказываний.
Содержание речи понятно собеседнику
лишь в том случае, если он
знаком с ситуацией, о которой
говорит ребёнок. Затем речь
ребёнка становится контекстной,
т.е. её можно понять в определенном
контексте общения. С того момента,
когда речь ребёнка потенциально
может быть внеситуативной и внеконтекстной,
считается, что он овладел минимумом речевых
умений. Дальнейшее усложнение детской
речи идёт по нескольким путям. Происходит
последовательное осознание ребёнком
своей речи, а затем вычленение её компонентов.
Ко времени, когда перед ребёнком встает
задача обучения грамоте, у него формируются
умения произвольного звукового анализа
речи. При обучении грамматике родного
языка закладываются основы умения свободно
оперировать с синтаксическими единицами,
что обеспечивает возможность сознательного
выбора языковых средств.
Другой путь усложнения речевых
умений – это переход от
диалогической речи к различным
формам монологической. Диалогическая
речь в большей степени ситуативна
и контекстуальна, поэтому многое в ней
подразумевается благодаря знанию ситуации
обоими собеседниками. Диалогическая
речь непроизвольна, реактивна, она мало
организована. Огромную роль здесь играют
клише и шаблоны, привычные реплики и привычные
сочетания слов. Таким образом, диалогическая
речь более элементарна, чем другие виды
речи. (34).
Монологическая речь – это
развёрнутый вид речи. Эта речь
в большей степени произвольна:
говорящий имеет намерение выразить
содержание и должен выбрать
для этого содержания адекватную
языковую форму и построить
на её основе высказывание. Монологическая
речь – это организованный
вид речи. Говорящий программирует
не только каждое отдельное
высказывание, но и всю свою
речь, весь «монолог» как целое.
Всё это позволяет подойти
к проблеме развития связного
монологического высказывания в недрах
диалогической речи. Это одна из существенных
задач изучения связности речевого высказывания
детей дошкольного возраста. (24).
Если разговаривают дети между
собой, в их репликах можно
услышать сокращения, разнообразные
отклонения от норм, употребление
разговорных (просторечных) слов. А
когда те же дети рассказывают
(описывают, рассуждают) перед группой
сверстников, они стараются пользоваться
литературным языком. Ребёнок учится
произвольности своего высказывания,
и в процессе диалога у него
формируется важное умение следить
за логикой своего повествования.
На это надо больше обращать
внимание именно в дошкольном
возрасте. У маленьких детей диалог
предшествует монологу; при этом
именно диалог имеет первостепенную
социальную значимость для ребёнка.
Умения монологической речи формируются
крайне поздно. Многие исследователи
подчёркивают первичную роль
диалога в монологической речи.
Самое главное – понять, какое
значение имеет правильное обучение
диалогической речи в самом
раннем возрасте, ибо именно здесь
происходит зарождение и развитие
монологической речи.
Как известно, первичной формой
существования языка является
устная речь. Русский литературный
язык две основные формы существования:
устную и письменную. В дошкольном
возрасте развитие устной речи
рассматривается как одна из
важнейших задач для дальнейшего
развития письменной речи.
Многие исследователи отмечают,
что между устной и письменной
речью есть много общего: обе
эти формы являются средством
общения, и для той и для
другой необходим известный словарный
запас, а кроме того, необходимо
применять разнообразные способы
связи слов внутри предложения
и способы связей между предложениями.
Эту связь между устной и
письменной речью психологи объясняют
тем, что в основе обеих форм
лежит внутренняя речь, в которой
формируется мысль.
На основе устной речи идёт
усвоение лексического богатства
языка; она является первоосновой
синтаксиса письменной речи. А.А.
Леонтьев, сопоставляя особенности диалогической
и монологической речи, раскрывает особенности
последней и отмечает такие её черты:
«монологическая речь – это относительно
развёрнутый вид речи, так как мы вынуждены
не только назвать предмет, но и описать
его (если слушатель не знали раньше о
предмете высказывания). Монологическая
речь является активным и произвольным
видом речи (говорящий должен иметь содержание
и уметь в порядке произвольного акта
построить на основе внеречевого содержания
своё высказывание)». Наконец, А.А. Леонтьев
отмечает, что это организованный вид
речи (каждое высказывание говорящий заранее
планирует или программирует). Поэтому
эти особенности монологической речи
показывают, что она требует специального
речевого воспитания. Произвольность
устной монологической речи предполагает
умение употребить слово, словосочетание,
синтаксическую конструкцию, которые
бы наиболее точно и полно передавали
замысел говорящего.
Владение связной монологической
речью – одна из центральных
задач речевого развития дошкольников.
Её успешное решение зависит
от многих условий (речевой
среды, социального окружения,
семейного благополучия, индивидуальных
особенностей личности, познавательной
активности ребёнка и т.п.), которые
и могут быть учтены в процессы
целенаправленного речевого воспитания.
Монологическая речь возникает
в недрах диалогической речи,
поэтому важно начинать формирование
понимания речи и развитие
смысловых связей с раннего
возраста. Развитие активной речи
происходит в процессе беседы,
рассматривания игрушек и картинок,
причём период дошкольного детства
считается фундаментальным для
дальнейшего развития всех сторон
речи, в том числе и её связности.
В дошкольном возрасте происходит
отделение речи от непосредственного
практического опыта. Главной
особенностью этого возраста
является возникновение планирующей
функции речи. В ролевой игре,
ведущей деятельности дошкольников,
возникают новые виды речи: речь,
инструктирующая участников игры, речь-сообщение,
повествующая взрослому о впечатлениях,
полученных вне контакта с ним. Речь обоих
видов приобретает форму монологической,
контекстной (27).
Основная линия развития связной
речи состоит в том, что от
исключительного господства ситуативной
речи ребёнок переходит к речи
контекстной. Появление контекстной
речи определяется задачами и
характером его общения с окружающими.
Изменение образа жизни ребёнка,
усложнение познавательной деятельности,
новые отношения со взрослыми, появление
новых видов деятельности требует более
развёрнутой речи, а прежние средства
ситуативной речи не обеспечивают полноты
и ясности высказывания. Возникает речь
контекстная.
Переход от ситуативной речи к контекстной,
по мнению Д.Б. Эльконина, происходит к
4-5 годам. Вместе с тем элементы связной
монологической речи появляются уже в
2-3 года. Переход к контекстной речи тесно
связан с освоением словарного состава
и грамматического строя родного языка,
с развитием умения произвольно использовать
средства языка. С усложнением грамматической
структуры речи высказывания становятся
всё более развёрнутыми и связными.
В младшем дошкольном возрасте
речь связана с непосредственным
опытом детей, что отражается
на формах речи. Для неё характерны
неполные, неопределённо-личные предложения,
состоящие часто из одного
сказуемого; названия предметов
заменяются местоимениями. В рассказах
ребёнка переплетаются факты
из материала на заданную тему с всплывающими
на поверхность фатами из личного опыта.
Ситуативность речи не является
абсолютной принадлежностью возраста
ребёнка. У одних и тех же
детей речь может быть то
более ситуативной, то более
контекстной. Это определяется
задачами и условиями общения.
М.И. Лисина и её ученики доказали, что
уровень речевого развития зависит от
уровня развития общения у детей. Форма
высказывания зависит от того, как понимает
ребёнка собеседник. Речевое поведение
собеседника влияет на содержание структуру
речи ребёнка. Например, в общении со сверстниками
дети в большей мере используют контекстную
речь, поскольку им надо что-то объяснить,
в чем-то убедить. В общении со взрослыми,
легко понимающими их, дети чаще ограничиваются
ситуативной речью.
В старшем дошкольном возрасте
монологическая речь совершенствуется:
дети осваивают разные типы
связных высказываний (описание, повествование,
отчасти рассуждение) с опорой
на наглядный материал и без
опоры. Усложняется синтаксическая
структура детских рассказов,
увеличивается количество сложносочиненных
и сложноподчиненных предложений.
Вместе с тем у значительной
части детей эти умения неустойчивы.
Дети затрудняются в отборе
фактов для своих рассказов,
в логически последовательном
их расположении, в структурировании
высказываний, в их языковом оформлении.