Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:25, дипломная работа
Цель проводимого исследования – изучение особенностей монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень), разработка коррекционной программы.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
Анализ и систематизация знаний по изучаемой проблеме.
Проведение исследования монологической речи у детей с ОНР
(III уровень).
Разработка комплексной программы коррекционных упражнений по устранению недостатков монологической речи у детей с ОНР (III уровень).
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика процесса развития монологической речи у детей с ОНР.
Общая характеристика монологической речи…………………………..5
Развитие монологической речи у дошкольников в процессе онтогенеза………………………………………………………………………..19
Развитие монологической речи у дошкольников в процессе дизонтогенеза…………………………………………………………………….30
Выводы по главе 1………………………………………………………………..37
Глава 2. Особенности монологической речи у дошкольников с ОНР
III уровня (констатирующий эксперимент).
2.1 Задачи и содержание методики констатирующего эксперимента………...40
2.2. Анализ результатов состояния монологической речи у детей ОНР.…………………………………………………………………………….....43
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Глава 3. Особенности коррекционной работы по формированию монологической речи у исследуемых детей (формирующий эксперимент)
3.1 Содержание коррекционно-развивающей программы……………………48
3.2 Контрольный эксперимент…………………………..……………………..54
Выводы по главе 3……………………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………………………...58
Библиография…………………………………………………………………..61
Отсутствие самостоятельности
Выводы по главе I
Таким образом, монологическая
речь (по А.А. Леонтьеву) – это
относительно развёрнутый вид
речи, так как мы вынуждены
не только назвать предмет,
но и описать его (если
В отличие от диалога монолог
как длительная форма
К основным свойствам
В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения.
Монологическая речь возникает
в недрах диалогической речи,
поэтому важно начинать
Специально проведенными
Анализ психолого-
ГЛАВА 2. Особенности связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (констатирующий эксперимент).
2.1 Задачи и содержание методики констатирующего эксперимента.
Цель эксперимента – выявление особенностей связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи эксперимента:
1.Выявить особенности состояния монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня в возрасте 5-6 лет;
2. Дать качественный и количественный анализ показателей состояния монологической речи.
Для изучения состояния
- исследование монологической речи с помощью специальных заданий;
- наблюдение
за речью детей с ОНР в
процессе учебной, предметно-
Эксперимент проходил в ГУШРЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями.
В констатирующем эксперименте принимали участие 10 детей (3 мальчика, 7 девочек) в возрасте 5-6 лет.
В эксперименте были использованы методики исследования связной монологической речи, разработанные В.П. Глуховым, В.К. Воробьевой и др.
Методика исследования связной речи включает 4 серии.
Серия 1. Пересказ текста (знакомой сказки).
Цель: выявление возможностей детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Стимульный материал: изобразительный раздаточный материал, представляющий собой сюжетные картинки по русской народной сказке «Репка».
Инструкция: послушай внимательно текст. Сейчас я ещё раз его прочитаю, а ты попробуешь его пересказать.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить. Тянет-потянет , вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку . Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку , бабка за дедку , дедка за репку. Тянут-потянут , вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, и вытянули репку .
Критерии оценки:
Серия 2. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Цель: выявить сформированность умений составлять связный рассказ на основе нескольких сюжетных картин.
Стимульный материал:
серия картинок «Собака и вороны»
Инструкция: рассмотри картинки, разложи в нужной последовательности, составь по ним рассказ.
Критерии оценки:
-самостоятельность
-верность выполнения задания;
-расставление картинок в нужном порядке;
-высокий уровень объема
-завершенность рассказа.
Серия 3. Составление описательного рассказа.
Цель: выявить способность детей составлять описательный рассказ.
Стимульный материал: кукла.
Инструкция: рассмотри внимательно куклу, а затем составь о ней рассказ (по вопросному плану: как её зовут, какая она по величине, назови основные части тела, из чего она сделана, во что одета и т.п.).
Критерии оценки:
Серия 4. Составление рассказа по сюжетной картине.
Цель: выявить сформированность умений составлять связный рассказ на основе одной сюжетной картине.
Стимульный материал: сюжетная картина «Кошка лакает молоко».
Инструкция: рассмотри внимательно картину, составь по ней рассказ.
Критерии оценки:
- самостоятельность составления рассказа;
- верность выполнения задания;
- высокий уровень объема
- завершенность рассказа.
Для всех
серий разработана система балл
Критерии оценок:
3 балла - грамматически верно построенное высказывание, адекватное использование лексики, самостоятельное выполнение заданий;
2 балла – высказывание составлено с небольшой помощью, неявно выраженные нарушения связности, единичные ошибки в структуре предложения.
1 балл – используются наводящие вопросы, связность нарушена, смысловые несоответствия.
0 баллов - грубые лексико-грамматические ошибки, задание не выполнено.
При обработке результатов производится суммирование баллов за каждую серию.
Максимально успешный результат соответствует 12 баллам.
Количество набранных баллов можно соотнести с 3 уровнями успешности выполнения заданий:
Низкий уровень: 0-5 баллов;
Средний уровень: 6-11 баллов;
Высокий уровень: 12 баллов.
2.2 Анализ результатов состояния монологической речи у детей с ОНР.
Нами было обследовано 10 детей речевой подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня на базе ГУШРЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями. Дети проявляли активность на занятии, но уже в середине обследования у них наблюдалось снижение работоспособности. На фоне этого дети давали неполные, разорванные схематичные высказывания, иногда проявляли негативизм, отказываясь от ответа.
По итогам суммы баллов дети были разделены по уровням сформированности связной речи:
1 группа – низкий уровень – 5 человек;
2 группа – средний уровень – 3 человека;
3 группа – высокий уровень – 2 человека;
(см. таблицу, диаграмму).
Таблица.
Результаты исследования уровня сформированности связной речи
И.Ф. детей |
Баллы | |||||
серия 1 |
серия 2 |
серия 3 |
серия 4 |
сумма |
Уровень | |
1. Лена О. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Высокий |
2. Кирилл Ю. |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
Средний |
3. Ника Ж. |
0 |
1 |
1 |
2 |
4 |
Низкий |
4. Даша Т. |
2 |
1 |
2 |
1 |
6 |
Средний |
5. Лиза П. |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
Низкий |
6. Лена А. |
2 |
1 |
1 |
0 |
4 |
Низкий |
7. Света С. |
0 |
1 |
2 |
1 |
4 |
Низкий |
8. Миша Б. |
2 |
1 |
1 |
2 |
6 |
Средний |
9. Кирилл К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Низкий |
10. Дарина Ш. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Высокий |
Диаграмма. Распределение испытуемых по уровням сформированности связной речи (в %)
На диаграмме видно, что среди обследованных детей с ОНР III уровня
20% детей имели высокий уровень сформированности связного высказывания;
30% детей
имели средний уровень
50% детей
имели низкий уровень
Таким образом, обследование
Выводы по главе 2.
Для
выявления особенностей
По уровню сформированности связных высказываний дети были распределены по следующим группам: