Психолого-педагогическая характеристика процесса развития монологической речи у детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель проводимого исследования – изучение особенностей монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень), разработка коррекционной программы.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
Анализ и систематизация знаний по изучаемой проблеме.
Проведение исследования монологической речи у детей с ОНР
(III уровень).
Разработка комплексной программы коррекционных упражнений по устранению недостатков монологической речи у детей с ОНР (III уровень).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика процесса развития монологической речи у детей с ОНР.
Общая характеристика монологической речи…………………………..5
Развитие монологической речи у дошкольников в процессе онтогенеза………………………………………………………………………..19
Развитие монологической речи у дошкольников в процессе дизонтогенеза…………………………………………………………………….30
Выводы по главе 1………………………………………………………………..37
Глава 2. Особенности монологической речи у дошкольников с ОНР
III уровня (констатирующий эксперимент).
2.1 Задачи и содержание методики констатирующего эксперимента………...40
2.2. Анализ результатов состояния монологической речи у детей ОНР.…………………………………………………………………………….....43
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Глава 3. Особенности коррекционной работы по формированию монологической речи у исследуемых детей (формирующий эксперимент)
3.1 Содержание коррекционно-развивающей программы……………………48
3.2 Контрольный эксперимент…………………………..……………………..54
Выводы по главе 3……………………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………………………...58
Библиография…………………………………………………………………..61

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 111.49 Кб (Скачать)

      Отсутствие самостоятельности в  составлении рассказов, нарушения  логической последовательности  изложения, смысловые пропуски, незавершённость  фрагментов-микротем, длительные паузы на границе фраз или их частей (ненесущие смысловой нагрузки) могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развёрнутых монологических высказываний (4), (9), (11), (12), (13), (20), (35), (37).

      Выводы по главе I

      Таким образом, монологическая  речь (по А.А. Леонтьеву) – это  относительно развёрнутый вид  речи, так как мы вынуждены  не только назвать предмет,  но и описать его (если слушатели  не знали раньше о предмете  высказывания). Монологическая речь  является активным и произвольным  видом речи (говорящий должен  иметь содержание и уметь в  порядке произвольного акта построить  на основе внеречевого содержания  своё высказывание). Наконец, монологическая  речь – организованный вид  речи (каждое высказывание говорящий  заранее планирует или программирует).

      В отличие от диалога монолог  как длительная форма воздействия  на слушателя впервые был выделен  Л.П. Якубинским. В качестве дифференциальных признаков этой формы общения автор называет обусловленную длительностью говорения связность, «построенность речевого ряда, односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику партнёра; наличие заданности, предварительного обдумывания».

      К основным свойствам монологической  речи относятся: односторонний  и непрерывный характер высказывания, произвольность, развёрнутость, логическая  последовательность изложения, обусловленность  содержания ориентацией на слушателя,  ограниченное употребление невербальных  средств передачи информации.

      В старшем дошкольном возрасте  основными видами, в которых осуществляется  монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные  рассуждения.

      Монологическая речь возникает  в недрах диалогической речи, поэтому важно начинать формирование  понимания речи и развитие  смысловых связей с раннего  возраста.

      Специально проведенными исследованиями (Капышева Н.А., Воробьёва В.К.) установлено, что старшие дошкольники с ОНР, имеющие третий уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической, речи. У детей с ОНР (III ур.) отмечаются трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой  речи. В связи с этим формирование монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий (4), (13).

      Анализ психолого-педагогической, методической  литературы позволяет нам выделить специфические особенности монологической речи детей с ОНР (III ур.).

  1. Трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления.
  2. Нарушение связности, последовательности изложения.
  3. Смысловые пропуски.
  4. Низкий уровень фразовой речи.

 

ГЛАВА 2. Особенности связной  монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (констатирующий эксперимент).

 

2.1 Задачи и содержание методики  констатирующего эксперимента.

       Цель эксперимента – выявление особенностей связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

      Задачи эксперимента:

1.Выявить особенности состояния монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня в возрасте 5-6 лет;

2. Дать качественный и количественный анализ показателей состояния монологической речи.

      Для изучения состояния монологической  речи детей дошкольного возраста  с ОНР (III ур.) использовались следующие методы:

- исследование  монологической речи с помощью  специальных заданий;

- наблюдение  за речью детей с ОНР в  процессе учебной, предметно-практической, игровой деятельности.

      Эксперимент проходил в ГУШРЦ  для детей и подростков с  ограниченными возможностями.

       В констатирующем эксперименте принимали участие 10 детей (3 мальчика, 7 девочек) в возрасте 5-6 лет.

      В эксперименте  были использованы  методики исследования связной  монологической речи, разработанные  В.П. Глуховым,  В.К. Воробьевой и др.

      Методика исследования связной речи включает 4 серии.

Серия 1. Пересказ текста (знакомой сказки).

Цель: выявление возможностей детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Стимульный материал: изобразительный раздаточный материал, представляющий собой сюжетные картинки по русской народной сказке «Репка».

Инструкция: послушай внимательно текст. Сейчас я ещё раз его прочитаю, а ты попробуешь его пересказать.

                                             «Репка»

Посадил дед репку. Выросла  репка большая-пребольшая. Стал дед  репку из земли тащить. Тянет-потянет , вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку . Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку , бабка за дедку , дедка за репку. Тянут-потянут , вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, и вытянули репку .

Критерии оценки:

    • самостоятельность составления пересказа;
    • соблюдение логической последовательности изложения;
    • наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями;
    • творческие способности.

            Серия 2. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Цель: выявить сформированность умений составлять связный рассказ на основе нескольких сюжетных картин.

Стимульный материал:

    серия картинок «Собака  и вороны»

Инструкция: рассмотри картинки, разложи в нужной последовательности, составь по ним рассказ.

Критерии оценки: 

    -самостоятельность составления  рассказа;

-верность выполнения задания;

-расставление картинок в нужном порядке;

-высокий уровень объема рассказа;

-завершенность рассказа.

Серия 3. Составление описательного  рассказа.

Цель: выявить способность детей составлять описательный рассказ.

Стимульный материал: кукла.

Инструкция: рассмотри внимательно куклу, а затем составь о ней рассказ (по вопросному плану: как её зовут, какая она по величине, назови основные части тела, из чего она сделана, во что одета и т.п.).

Критерии оценки:

    • полнота и точность отражения основных свойств предмета;
    • наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения;
    • последовательность в описании признаков и деталей предмета;
    • использование языковых средств словесной характеристики.

Серия 4. Составление рассказа по сюжетной картине.

Цель: выявить сформированность умений составлять связный рассказ на основе одной сюжетной картине.

Стимульный материал: сюжетная картина «Кошка лакает молоко».

Инструкция: рассмотри внимательно картину, составь по ней рассказ.

Критерии оценки:

- самостоятельность составления  рассказа;

- верность выполнения задания;

- высокий уровень объема рассказа;

- завершенность рассказа.

Для всех серий разработана система балльной  оценки с учетом характера допускаемых ошибок.

Критерии оценок:

3 балла - грамматически верно построенное высказывание, адекватное использование лексики, самостоятельное выполнение заданий;

2 балла – высказывание составлено с небольшой помощью, неявно выраженные нарушения связности, единичные ошибки в структуре предложения.

1 балл – используются наводящие вопросы, связность нарушена, смысловые несоответствия.

0 баллов - грубые лексико-грамматические ошибки, задание не выполнено. 

При обработке  результатов производится суммирование баллов за каждую серию.

Максимально успешный результат соответствует 12 баллам.

Количество  набранных баллов можно соотнести  с 3 уровнями успешности выполнения заданий:

Низкий уровень: 0-5 баллов;

Средний уровень: 6-11 баллов;

Высокий уровень: 12 баллов.

 

2.2 Анализ результатов состояния  монологической речи у детей  с ОНР.

Нами  было обследовано 10 детей речевой  подготовительной группы с общим  недоразвитием речи III уровня на базе ГУШРЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями. Дети проявляли активность на занятии, но уже в середине обследования у них наблюдалось снижение работоспособности. На фоне этого дети давали  неполные, разорванные схематичные высказывания, иногда проявляли негативизм, отказываясь от ответа.   

По итогам суммы баллов дети были разделены  по уровням сформированности связной речи:

1 группа  – низкий уровень – 5 человек;

2 группа  – средний уровень – 3 человека;

3 группа  – высокий уровень – 2 человека;

 

(см. таблицу, диаграмму).

 Таблица.

Результаты  исследования уровня сформированности связной речи

И.Ф. детей

Баллы

серия 1

серия 2

серия 3

серия 4

сумма

Уровень

1. Лена О.

3

3

3

3

12

Высокий

2. Кирилл Ю.

1

1

2

2

6

Средний

3. Ника Ж.

0

1

1

2

4

Низкий

4. Даша Т.

2

1

2

1

6

Средний

5. Лиза П.

0

1

1

0

2

Низкий

6. Лена А.

2

1

1

0

4

  Низкий

7. Света С.

0

1

2

1

4

Низкий

8. Миша Б.

2

1

1

2

6

Средний

9. Кирилл К.

1

       1

1

1

4

  Низкий

10. Дарина Ш.

3

3

3

3

12

  Высокий


 

 

 

Диаграмма. Распределение испытуемых по уровням сформированности связной речи (в %)

 

              

На диаграмме  видно, что среди обследованных  детей с ОНР III уровня 

            20% детей имели высокий уровень  сформированности связного высказывания;

30% детей  имели средний уровень сформированности связного высказывания;

50% детей  имели низкий уровень сформированности связного высказывания.

      Таким образом, обследование монологической  речи детей с ОНР (III ур.) показало, что для большинства из них характерно следующее:

  1. У детей с ОНР (III ур.) отмечались трудности планирования развёрнутых высказываний и их языкового оформления.
  2. Пересказы детей с ОНР  (III ур.) имели ряд особенностей: дети пропускали важные части рассказа, передавали его содержание упрощённо; не понимали причинно-следственные отношения, представленные  в рассказе; характерны были разнообразные добавления; ошибались в передаче логической последовательности событий.
  3. Рассказ-описание мало доступен для детей с ОНР (III ур.): они ограничивались  перечислением отдельных предметов и их частей.
  4. Дети с ОНР (III ур.) с трудом составляют рассказы по сюжетным картинкам. Между отдельными фразами присутствовали длительные, необоснованные паузы. Многим детям с ОНР (III ур.) рассказ был доступен при наличии наводящих вопросов. Не могли определить последовательность по серии картинок.
  5. В целом у детей с ОНР (III ур.) отмечались следующие особенности развития монологической речи: нарушение связности и последовательности изложения; дети не могли выделить  смысловые звенья сюжета; длительные паузы; отсутствие самостоятельности при выполнении задания; низкий уровень используемой фразовой речи (употребление преимущественно коротких, простых по структуре фраз), большое число ошибок на построение предложений (пропуски слов, неправильное оформление связи слов).

 

Выводы по главе 2.

 Для  выявления особенностей связной  речи у детей с общим недоразвитием  речи III уровня нами были использованы традиционные методики исследования: исследование сформированности умения составлять пересказ, исследование сформированности умения составлять рассказ по серии сюжетных картин, «описание предмета», составление рассказа по сюжетной картине.

 По  уровню сформированности связных высказываний дети были распределены по следующим группам:

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика процесса развития монологической речи у детей с ОНР