Профилактика агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть содержание профилактики детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать понятие «агрессивное поведение».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
§ 1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста…………………………............................................................................6
§ 2. Анализ понятия «агрессивное поведение»………………………………….14
§ 3. Методы, формы, направления профилактики агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

наработки по курсовой работе №1.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Характерные особенности агрессивного поведения ребенка младшего дошкольного возраста:

  • Отказывается от коллективной игры.
  • Слишком говорлив.
  • Чрезмерно подвижен.
  • Не понимает чувств и переживаний других детей.
  • Часто ругается со взрослыми.
  • Создает конфликтные ситуации.
  • Перекладывает вину на других.
  • Суетлив.
  • Импульсивен.
  • Часто дерется.
  • Не может адекватно оценить свое поведение.
  • Имеет мускульное напряжение.
  • Часто специально раздражает взрослых.
  • Мало и беспокойно спит

Виды и формы проявления агрессивного поведения.

С. Розенцвейг считал, что «критическая или фрустрирующая  ситуация является прекрасным индикатором, позволяющим диагностировать нарушение поведения детей». Это справедливо потому, что невозможность удовлетворения уже активированной потребности из-за какого-либо препятствия расценивается ребенком как негативная, неприятная, трудная ситуация. В результате ребенок начинает проявлять активность, направленную на изменение сложившегося положения.

Агрессивное поведение  уже в младшем дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. Это могут быть жалобы, демонстративные угрозы («Если не будешь слушаться, к тебе придёт милиционер и посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю; посажу на самолёт и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один», и даже оскорбления и унижения другого.) Традиционными «детскими» формами  вербальной агрессии являются дразнилки («Ябеда-корябеда», «Поросёнок», «Жора-обжора»; «Жир-трест»).

Агрессивное поведение  направлено на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные  физические действия. В младшем дошкольном возрасте это могут быть:

  • Разрушение продуктов деятельности другого (Например, один ребёнок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги);
  • Уничтожение или порча чужих вещей (Например, мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения; или ребёнок силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слёзы её владельца);
  • Непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение (попросту драка).

Наиболее часто  у подавляющего большинства детей наблюдается вербальное агрессивное поведение - от жалоб до прямых оскорблений, типа «Толстуха», «Дурак», «Ябеда и нытик» и пр.

 Очевидно, что  каждый агрессивный акт имеет  определённый повод и осуществляется  в какой-то конкретной ситуации. Чтобы лучше понять причины и цели агрессивного поведения, нужно посмотреть, в каких ситуациях, т.е.когда и зачем дети ведут себя агрессивно. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивное поведение детей, можно выделить следующие.

Привлечение к  себе внимания (например, мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки,  начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);

Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть  своё превосходство. Заметив, что у  партнёр расстроился из-за того, что у него не хватает деталей конструктора, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»;

Защита и  месть (В ответ на «нападение»  или насильственное изъятие игрушки  дети отвечают яркими вспышками агрессивного поведения);

Стремление  быть главным (Например,  после неудачной  попытки занять первое место в  строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и  пытается стукнуть головой о стену);

Стремление  получить желанный предмет (Чтобы обладать нужной игрушкой некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

Как можно видеть большинство проявлений агрессивного поведения младшего дошкольника наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства или как инструмент  для достижения определённой цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при получении желанной цели – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка – после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребёнка к враждебности и жестокости, что естественно вызывает особую тревогу.

Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста, склонных к агрессивному поведению.

Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются  у большинства детей. В то же время  некоторые из них проявляют значительно  более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется во-первых в  частоте агрессивных действий (в течение часа  наблюдений они демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного);  во-вторых, в преобладании прямой физической агрессии, и в-третьих в наличии враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников) а на физическую боль или страдание сверстников.

Принято считать, что детей с признаками агрессивного поведения отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Однако что некоторые агрессивные дети могут организовать интересную игру. Поэтому низкий уровень развития игровой деятельности нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.

 Существует мнение, что у младших дошкольников с признаками агрессивного поведения отличает неадекватная самооценка – завышенная или заниженная.  Однако оказалось, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. Вместе с тем выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их собственной самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Данный факт  может свидетельствовать о том, что эти дети более остро и напряжённо  переживают свою «недооцененность», не признанность своих достоинств со стороны сверстников. Характерно, что эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры. Следовательно, эти тяжёлые переживания вызваны не действительным положением ребёнка в детской группе, а его субъективным восприятием  отношения к себе. Такому ребёнку кажется, что его не ценят, не уважают, не видят его достоинств.

  Наиболее существенные различия между двумя группами выявляются по способу выхода из конфликтной ситуации и по отношению ребёнка к сверстникам. При решении конфликтных ситуаций, изображённых на картинках (например, кто-то берёт чужую игрушку, или рушит постройку других, или ломает  игрушку) на вопрос, чтобы ты сделал на месте обиженного ребёнка, практически все агрессивные дети дают ответы типа: «Дам ботинком по животу», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью», «Изобью» и пр. В отличие от этого остальные дети в большинстве случаев придумывают  более конструктивные и миролюбивые ответы: «Починю», «Сделаю новую», «Пойду играть в другую игру», «Заплачу и пожалуюсь маме».

Возрастные особенности проявления агрессивного поведения

К трем годам  жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более  или менее длительного поддержания  и развертывания действий, направленных на другого.

В этот период конфликты  между детьми чаще всего возникают  в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит  от реакции и отношения родителей  к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии.

Как отмечает И.А.Фурманов, что в этом возрасте усиливается «исследовательский инстинкт», и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским «нельзя», ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию - ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, приводит к состоянию фрустрации. Младший дошкольник воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции. Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции.

А. Фромм, указывает на существование феномена «перенесения», который в три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать, и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом, прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний.

По мнению С.А. Заваражина, что ребенок к актам  насилия может относить довольно широкий спектр действий, в который  включаются даже такие, как лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном.

Портрет ребенка с признаками агрессивного поведения

Почти  в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок  с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако  ребенок с признаками агрессивного поведения, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Младший дошкольник у которого наблюдаются признаки агрессивного поведения часто ощущает себя  отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей  приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.

Вот как  описывает  Н.Л. Кряжева поведение  этих детей: «Ребенок с агрессивным поведением, используя любую возможность, ...стремится  разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку». Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя. Дети с агрессивным поведением очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Такие  дети часто не могут сами  оценить свое поведение. Они не замечают, что вселяют в  окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их. Эмоциональный  мир детей с агрессивным поведением недостаточно  богат, в палитре их чувств, преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Как правило, для  воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей  повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно  воспользоваться критериями определения  агрессивности, которые разработаны  американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер.

Таким образом, агрессивное поведение – это (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

 

 

 

§ 3. Методы, формы, направления профилактики агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста

 

В дошкольный период детства в целях профилактики агрессивности еще не поздно предпринять  своевременные меры. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача специалистов - научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить ребенку, если ему нужна игрушка, с которой уже кто-то играет. Такие беседы помогут ребенку расширить свой поведенческий репертуар - набор способов реагирования на определенные события.

Информация о работе Профилактика агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста в ДОУ