Профилактика агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть содержание профилактики детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать понятие «агрессивное поведение».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
§ 1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста…………………………............................................................................6
§ 2. Анализ понятия «агрессивное поведение»………………………………….14
§ 3. Методы, формы, направления профилактики агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

наработки по курсовой работе №1.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Анализ поведения ребенка с агрессивным поведением позволяет прогнозировать дальнейшую с ним работу и ожидаемые результаты. Все меры должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику. Задачу эту можно решить, отказавшись от некоторых привычных форм, присущих дошкольным учреждениям. Традиционные воздействия - убеждения, объяснения, ссылка на положительные примеры, призыв не обижать других - малоэффективны. Не принесет успеха и соревновательное начало в ходе игр, занятий. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка лишь на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счете независимо от того, выигрывает ребенок или проигрывает, методика эта ведет к разобщенности и отчужденности. Основная задача, которая падает на плечи педагога и психолога в работе с младшими дошкольниками, - сформировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников. Главное - помочь ребенку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнера по общению и совместной деятельности.

Профилактика - это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения. Профилактическая работа с детьми предрасположенными к агрессивному поведению должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении превентивных и коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность, специально организуемая специалистом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка. Работа с младшими дошкольниками может строиться по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок, при этом ребенку с агрессивным поведением следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию. Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых. Работа с ребенком с агрессивным поведением будет эффективной только тогда, когда к ней привлечены не только воспитатели, но и, самое главное, - родители.

Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между  родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более чувствительными к запросам и потребностям своих детей и учатся относиться к ним с пониманием, создавая в доме такую атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя комфортно и безопасно. Родители, принимая участие в совместных групповых занятиях, проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым разделяют с ним его интересы. В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

В процессе профилактической работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев, каковы его  разрушительные действия, а также  о том, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Для того чтобы приучить ребенка в неприятной ситуации не стискивать челюсти (что характерно для агрессивных детей), а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения, предложенные К. Фопелем в книге «Как научить детей сотрудничать». Например, в игре «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветерка» дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои обиды. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.

Довольно часто  дети предлагают агрессивные способы  выхода из создавшейся ситуации, например: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть. В этом случае педагог-психолог не должен критиковать и давать оценку предложениям ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе его обсуждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к разрешению конфликта.

Методы профилактики -  означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

На некоторых из них остановимся подробнее:

  • В первую очередь игровая терапия – метод воздействия на детей с помощью игр.
  • Психогимнастика.
  • Релаксация: регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Упражнение «Апельсин (или лимон)», «Сильный ветер», «Шарик», «Два барана», «Тух-тиби-дух», «Попроси игрушку (вербальный и невербальный вариант)», «Прогулка с компасом» (см. Приложение 6)
  • Проектное рисование: «Кинетический рисунок семьи», «Тест руки», рисунок «Несуществующее животное» и др.(см. Приложение 7)
  • Наблюдение: позволяет выявить, какой вид агрессивного поведения свойственен данному ребенку, какие ситуации провоцируют появление агрессии; помогает установить частоту и легкость возникновения агрессивных проявлений, степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает, степень напряженности в агрессивных реакциях.

Формы профилактики:

На некоторых  формах профилактики агрессивного поведения  детей младшего дошкольного возраста остановимся подробнее:

  • Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.
  • Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ребятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из «Киндер-сюрпризов». Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и только после этого закапывают. Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается к играм в группе или приглашает сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, совсем не агрессивные игры. Таким образом, мир восстанавливается.
  • Небольшие бассейны с водой, размещенные в группе детского сада, – настоящая находка для воспитателя при работе со всеми категориями детей, особенно с агрессивными. О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот несколько примеров игр с водой:

1. Одним каучуковым  шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

2. Сдувать из  дудочки кораблик.

3.Сначала топить, а затем наблюдать, как «выпрыгивает»  из воды легкая пластмассовая  фигурка.

4. Струёй воды  сбивать легкие игрушки, находящиеся  в воде (для этого можно использовать  бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

Направления профилактики:

На основных направлениях работы по профилактике агрессивного поведения:

    1. Работа воспитателей с семьей.
  • Создание мотивации совместной работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей.
  • Ознакомление с явлением «детская агрессия», ее особенностями, причинами проявления.
  • Создание представлений об основных приемах саморасслабления и саморегуляции поведения.
  • Создание представлений об основных методах работы с детской агрессивностью.
  • Ознакомление системой педагогической работы.
  • Оказание помощи родителям о общении с детьми с агрессивным поведением. 
  • Беседа с родителями:

Особенно информативной  может быть беседа с родителями, в результате которой можно получить информацию о той стороне жизни  ребенка, которую не наблюдает ни воспитатель, ни психолог.

Беседа с  родителями ребенка, проявляющего агрессивное  поведение, строится по обычной схеме (заранее намеченный план, установление эмоционального контакта и т. д.) и  может включать в себя следующие  блоки:

корректное информирование о проблеме;

анамнестические сведения;

любимые занятия  ребенка дома;

предпочитаемые  игры, книги; телепередачи, мультфильмы, игрушки и др.;

отношения с  родственниками;

отношения с  другими людьми и т. д.

Каждый блок включает в себя вопросы, направленные на выявление возможных причин подобного поведения ребенка, уточнение семейной ситуации. Необходимо узнать, наблюдает ли родитель дома вспышки и проявление агрессии у ребенка. Важно, чтобы беседа не превратилась в опрос, поэтому особое внимание следует уделять ответам на вопросы, возникающие у родителя в процессе совместного общения.

  • Анкетирование:

Для некоторых родителей гораздо легче заполнить  анкету, нежели прийти на беседу со специалистом; с другой стороны, анкета или опросник могут послужить вспомогательным средством для установления контакта с родителями и ближайшим взрослым окружением ребенка. Анкета «Агрессивность: ребенок глазами взрослого» (А. А. Романов, 2001).

Взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему: «Ты – негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем детям играть!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение «негодника». Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо «Ты почему не убрал игрушки?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны».

Таким образом  вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога.

    1. Работа родителей с ребенком.

Обнаружив у  своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.

Самое главное  – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

  • «Выбиваем пыль»

Каждому участнику  даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно  колотя руками, хорошенько её «почистить».

  • «Детский футбол»

Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются  на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.

Примечание: взрослый следит за соблюдением правил –  нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

  • «Час тишины и час «можно»»:

Договоритесь  с ребёнком, что иногда, когда  вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.

Примечание: «часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

  • «Падающая башня»

Из подушек  строится высокая башня. Задача каждого  участника – штурмом взять  её (запрыгнуть), издавая победные крики  типа:

"А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто  запрыгивает на башню, не разрушив  её стены.

Примечание: Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.

После каждого  штурма "болельщики" издают громкие  крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.

    1. Работа в ДОУ с детьми:
  • обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой;
  • обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева;
  • отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;
  • формирование таких качеств как эмпатия и доверие;
  • работа с родителями агрессивных детей.

Информация о работе Профилактика агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста в ДОУ