Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:48, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть содержание профилактики детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать понятие «агрессивное поведение».
Введение……………………………………………………………………………3
§ 1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста…………………………............................................................................6
§ 2. Анализ понятия «агрессивное поведение»………………………………….14
§ 3. Методы, формы, направления профилактики агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………..37
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Кафедра социальной педагогики
Профилактика агрессивного поведения
детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
Курсовая работа
|
Исполнитель: Саванникова Алина Анатольевна, студент БП – 21z - АЛ группы очного (заочного) отделения _______ ___________________ дата подпись
|
Научный руководитель: Иваненко М.А., канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики оценка: ________________________ ___________ ___________________ дата подпись
|
Екатеринбург 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
§ 1. Психолого-педагогическая характеристика
детей младшего дошкольного возраста…………………………............
§ 2. Анализ понятия «агрессивное поведение»………………………………….14
§ 3. Методы, формы, направления профилактики агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………27
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….38
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования: Дошкольный возраст – время развития и становления личности, время формирования психики и социального научения. То, что дети получат в дошкольные годы, ляжет в основу их дальнейшего развития и формирования межличностных и социальных отношений. Правильному поведению в обществе и взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками дошкольники должны научится у самых близких им людей – родителей и воспитателей детского сада. Окружающие ребенка взрослые несут ответственность за то, какими вырастут дети, как сложится их жизнь.
В последние
годы научный интерес к проблемам
детской агрессивности
Многие исследователи справедливо отмечают, что об агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания. Вместе с тем в большинстве исследований выявляется и описывается лишь уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, модели агрессивного поведения на телеэкране или со стороны сверстников, уровень фрустрации и пр. Однако, очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определённой части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети.
Почти в каждой группе детского сада, в семье встречаются хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей. Ершистость, драчливость, грубость такого ребенка очень трудно принять, а еще труднее понять.
Родителям и педагогам не всегда понятно чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.
Среди отечественных исследователей, занимающихся проблемой детской агрессивности можно выделить таких авторов, как И.В. Дубровина, А.И. Захаров Н.Л. Кряжева, М.И. Лисина, А.А. Реан, А.С. Спиваковская, И.А. Фурманов.
Объект исследования: агрессивное поведение детей младшего дошкольного возраста как социальное явление.
Предмет исследования: содержание профилактики агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: рассмотреть содержание профилактики детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать понятие «агрессивное поведение».
3. Выявить методы, формы, направления профилактики агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.
§ 1. Психолого – педагогическая характеристика
детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный
возраст – время развития и
становления личности, время формирования
психики и социального
Собственная внутренняя
позиция дошкольника по отношению
другим людям характеризуется
Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде). Младший дошкольник включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На всем протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка. Все это постепенно, шаг за шагом формирует личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формировании личности увеличивает возможности дальнейшего воспитания.
Развитие личности младшего дошкольника включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых pe6eнок совершает те или иные поступки. Другая сторона - это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.
Всё это может свидетельствовать о том, что сверстник становится для ребёнка не только средством самоутверждением и предметом сравнения, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и предметов. Однако логика развития общения не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребёнка со сверстником, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и, в конечном счёте, особенности становления личности. Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений.
Социальная ситуация развития:
Дошкольный возраст – это период активного освоения социального пространства. Младший дошкольник постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые отношения и общение со сверстниками.
Во взаимоотношениях с другими людьми – взрослыми и сверстниками находится теперь источник переживаний ребенка. Младший дошкольник чрезвычайно зависит от отношения окружающих к нему. Если они относятся к ребенку ласково, проявляют к нему внимание, он испытывает чувство защищенности, уверенности. Это имеет определяющее значение для нормального психического и личностного развития ребенка, выработке у него положительных качеств и доброжелательного отношения к окружающим.
Изменения в социальной ситуации развития существенно отличают ее от условий предыдущего этапа по двум основаниям:
Ведущая деятельность:
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте становится сюжетно- ролевая игра. Структуру игры составляют:
Центральным моментом (и единицей) игры является роль, которую берет на себя младший дошкольник. Сюжетность становится характерной чертой игр детей после трех лет. Сюжеты младших дошкольников отрывочны, нелогичны, неустойчивы. Развитие ролевых игр идет по двум направлениям: игры режиссерские, когда ребенок управляет игрушкой (действует через нее), и игры, где роль выполняется лично самим ребенком. В сюжетно – ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены семейного быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрослых, эпохальные события (космические полеты, арктические экспедиции) и т.д. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем разнообразнее сюжеты игр. Поэтому, естественно, младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов. Для младших дошкольников главным в игре является воспроизведение реальных действий взрослых.
Младшие дошкольники многократно повторяют одни и те же действия с одними и теми же предметами, воспроизводя реальные действия взрослых. Воспроизведение реальных действий взрослых людей с предметами становится основным содержанием игры младших дошкольников.
Центральные новообразования:
Центральными новообразованиями младшего дошкольного возраста являются соподчинение мотивов (преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу»), развитие самооценки; усвоение этических норм поведения.
Соподчинение мотивов. Соподчинение мотивов является самым главным новообразованием возраста потому, что возникающая иерархия мотивов ложится в основу всего поведения ребенка, позволяет ему самостоятельно выстраивать свое поведение в соответствии с задачами и управлять им.
Самооценка. Младший дошкольник часто приписывает себе качества, одобряемые взрослыми. Чтобы научится адекватно оценивать себя ребенку, сначала предстоит научится оценивать других людей, но и для этого у него нет собственных критериев. Поэтому, оценивая другого, ребенок повторяет то, что говорит взрослый. Эта же логика действует и у младшего дошкольника: «Я хороший, потому, что мама так говорит».
Познавательные процессы:
Восприятие. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности. При восприятии музыки он следит за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок. При восприятии речи – слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Младший дошкольник очень легко и быстро понимает разного рода схематические изображения и с успехом пользуется ими.
Общение. В младшем дошкольном возрасте слово у часто оказывается недостаточно обобщенным, ситуативным или, наоборот, генерализованным, а в ряде случаев понимание его ребенком может быть вовсе неверным. В речи детей встречаются замены, подстановки знакомых слов на место незнакомых. Такая речь еще не может служить надежной опорой для передачи новых знаний, которые формируются у младших дошкольников только благодаря наглядности (А. В. Запорожец).
Растущие потребности общения приводят к тому, что у младших дошкольников развиваются все формы и функции речи. В младшем дошкольном возрасте направляющую и организующую роль выполняет речь взрослого. Она привлекает внимание ребенка, направляет его на деятельность, в более простых случаях определяет цель деятельности, но включение словесной инструкции не всегда помогает ребенку в ее усвоении и осуществлении. Младшему дошкольнику необходимы и другие средства передачи знаний и организации деятельности: показ действий, образец, совместные действия со взрослым.
Информация о работе Профилактика агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста в ДОУ