Профилактика агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть содержание профилактики детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать понятие «агрессивное поведение».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
§ 1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста…………………………............................................................................6
§ 2. Анализ понятия «агрессивное поведение»………………………………….14
§ 3. Методы, формы, направления профилактики агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

наработки по курсовой работе №1.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Внимание. В младшем дошкольном возрасте интенсивно развивается внимание, возрастает его устойчивость, например при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок.

Существует  универсальное средство организации внимания – речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных инструкций. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства («Когда складываешь башенку, выбирай самое большое колечко.… Так, правильно А где теперь самое большое? Поищи!» и т.д.). Позднее младший дошкольник начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.

Воображение. Воображение младшего дошкольника складывается в игре. Особенность образов, которые он создает, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Например, если в игре ребенок должен создавать образ персонажа, то он берет на себя эту роль и действует с ней в воображаемой ситуации.

В игре 3 – 4 летнего  возраста существенное значение имеет  сходство предмета – заместителя  с предметом, который он замещает.

Формируются действия воображения:

  • замысел в форме наглядной модели;
  • образ воображаемого объекта;
  • образ действия с объектом.

Большое значение в развитии творческого воображения имеет словотворчество: сочинение сказок, дразнилок, считалок и пр. сочиняя и слушая сказки, ребенок пытается представить себе их персонажи, события, ситуации. Сама возможность сочинять, воображать «по собственному хотению, по собственному велению» создает особую ситуацию веления себя как источника воображения и поднимает в ребенке восхитительное чувство своей самости, своего волеизъявления. Произвольность решения начать воображение как деятельность, в которой создается особая новая реальность, поднимает в ребенке чувства, влияющие и на развитие его как личности.

Развитие чувств. Чувства дошкольников 3 – 4 лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы. Нежность к заболевшей матери уступает место удовольствию от возможности выполнять роль взрослого, опекать больную.

Чувства ребенка  приобретают значительно большую  глубину и устойчивость. Ребенку 3 – летнего возраста приятна  похвала взрослых, а порицание его огорчает. У ребенка возникает чувство гордости или стыда в зависимости от оценки, которую дают его поведению взрослые. Но переживания относятся еще не к самим поступкам, а к их оценке другими людьми. Изменение чувств ребенка в зависимости от понимания им ситуации хорошо видно на примере развития у него космического чувства. Это чувство возникает, когда он сталкивается с чем – либо несуразным, неожиданным, нарушающим привычный ход вещей. Чувство космического проявляется в веселом смехе, оно возникает, когда дети видят смешные жесты, слышат словесные перевертыши, обнаруживают несоответствия во внешности, одежде человека (например, детскую кепку на голове взрослого и т.д.). они сами шутят, давая предметам другие названия, гримасничая, переворачивая слова.

Существенно изменяются в младшем дошкольном возрасте и внешние проявления чувств ребенка. Во – первых, в младшем дошкольном возрасте постепенно происходит овладение умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. Во – вторых, постепенно начинает усваивать «язык» чувств – принятые общественные формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи жестов, взглядов, мимики, поз, движений, интонаций.

Имя и его  значение. Психологически для младшего дошкольника его имя – это он сам. Вне его имени ребенок не представляет себе самого себя. Имя ложится в основу человеческого Я. «Я - Петя»,  - это начало человеческого самосознания. «Именно Я - Петя».

Негативные  чувства, возникшие у младшего дошкольника по своему поводу, быстро исчезают – каждый ребенок стремится иметь положительную самооценку. «Я - хороший» - внутренняя позиция каждого ребенка по отношению к самому себе. В этой позиции – большие возможности для воспитания: притязая на признание со стороны взрослого, ребенок будет стараться подтвердить свое право на это признание.

Психологически  здоровый ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и проецирует в будущее.

Таким образом, младший дошкольный возраст –  это этап психического развития от 3 до 4 лет. Данный возраст характерен тем, что ведущей деятельностью является игровая деятельность. Дополнить!!!!!!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Анализ понятия «агрессивное поведение»

 

Под агрессивным  поведением многими исследователями  понимается мотивированное деструктивное  поведение, противоречащее нормам и  правилам существования людей в  обществе, приносящее физический и  моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. В рамках нашего исследования мы рассматриваем именно деструктивную сторону проявления агрессии, так как именно такое поведение детей вызывает негативное отношение родителей и педагогов. Детская агрессия может выступать как средство достижения цели, способ психологической разрядки, как форма самореализации. В этом случае взрослые часто бывают бессильны и затрудняются в выборе методов воздействия.

Агрессивное поведение  приводит к таким последствиям как не адекватная самооценка, сложности в общении, со сверстниками и взрослыми, эмоциональное напряжение, неврозы. Вот почему в настоящее время тема агрессии и агрессивного поведения детей постоянно находится в поле зрения многих психологов и педагогов. А. Басса, Ю.А Клейберга, С.Л. Колосовой, Е. Лютовой и др.

Исследователи подчеркивают, что альтернативу агрессивного поведения составляет гуманность. Формирование положительных взаимоотношений, благоприятный  эмоциональный климат в детских  группах, гуманное отношение к окружающим, наполненное глубоким личностным смыслом, становится для ребенка лучшим внутренним нравственным контролером его собственных агрессивных импульсов, какими бы причинами они ни порождались.

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, т. к. это наиболее быстрый и эффективный способ достижения своей цели. Почти в каждой группе детского сада, встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения – одним словом становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, еще труднее понять.

Агрессивное поведение  человека является прежде всего реакцией на физический и психологический  дискомфорт, стрессы, фрустрации (фрустрация – психологическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций). Агрессивное поведение может выступать в качестве средства достижения какой – либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

Ребенком с  агрессивным поведением называют того ребенка, который дерется, причиняет боль другим детям, взрослым, угрожает. Как правило, все жалобы родителей, педагогов на младшего дошкольника с агрессивным поведением укладываются в описанное поведение. Специалисты же склонны разделять такие понятия, как агрессивное поведение ребенка в той или иной ситуации и агрессивный ребенок (где агрессивные проявления считаются личной чертой). Каждый ребенок, развиваясь, испытывает желание наказать обидчика, использовать силу для решения своих проблем, высказать угрозу. В младенчестве дети бьют игрушками своих родителей, отбирают понравившуюся игрушку у другого ребенка, при этом могут толкаться, кусаться, царапаться, драться. Чем старше они становятся, тем чаще речь и действия могут заменять на угрозы, ругательства, оскорбления либо сопровождать ими свои действия. Хотя при правильной реакции родителей такое поведение может со временем исчезнуть и заменяться более приемлемыми в обществе. При неправильном отношении агрессивное поведение закрепится у ребенка и станет характерным для него, со стороны окружающих людей, и тогда он вполне оправдает мнение окружающих о себе как об агрессивном ребенке.

Таким образом, поведение называется агрессивным при наличии двух обязательных условий: 1) когда имеют место губительные для жертвы после-дствия; 2) когда нарушены нормы поведения.

Первая из теорий связана с именами З.Фрейда и К.Лоренца.

З.Фрейд считал, что в жизни человека существует два основных инстинкта-стремление к жизни (эрос) и стремление к смерти (танатос). Между этими инстинктами присутствует постоянное напряжение. Существующие психологические механизмы человека служат, в том числе, и для отвода отрицательной энергии этого постоянного конфликта вовне. По мнению З.Фрейда, агрессивное поведение, направленное на других людей, служит для сохранения гомеостаза организма, ибо если эта энергия танатоса не будет направлена вовне, то это приведет к разрушению самого индивидуума. Агрессивное поведение берет начало из врожденных, инстинктивных сил, а внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и уменьшить в результате этого вероятность более опасных действий. Эта теория, являясь в некоторых аспектах достаточно спорной, заслуживает значительного интереса.

Не меньшего внимания заслуживает теория К.Лоренца, который считал, что агрессивное поведение имеет своим источником не описанные З.Фрейдом инстинкты, а инстинкт борьбы за выживание. Агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, но непрерывно и в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии накопилось на настоящий момент, тем меньшей силой должен обладать стимул, способствующий ее выплеску. Помимо врожденного инстинкта борьбы, люди наделены способностью подавлять свои стремления. Но человеческая способность к насилию, по мнению этого ученого, превалирует над сдерживающими началами, подавляющими агрессивные действия. Любовь, дружба и привязанность могут блокировать проявление агрессивного поведения

Вторая теория агрессивного поведения была создана в 1939 году известными психологами Д. Доллардом и Э. Миллером и получила название «теория фрустрации - агрессивности».

Фрустрация, от латинского frustratio, - это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности или желания при наличии непреодолимых или труднопреодолимых преград, сопровождающееся различными отрицательными переживаниями: раздражением, разочарованием, тревогой, отчаянием и др. Фрустрация не является следствием лишения желаемого, а возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и реальных достижений человека.

Согласно этой теории, человек, которому помешали действовать, испытывает тем большую досаду (фрустрацию), чем больше он стремится к достижению какой - то цели. В этом случае его реакция на помеху выражается в агрессивных действиях по отношению к препятствующему человеку или объекту.

Причины агрессивного поведения.

Гнев – одна из основных и важнейших эмоций человека. В обычной жизни редко говорят «я гневаюсь», чаще можно услышать «я злюсь». Эти два слова – «гнев» и «злость» - синонимы. Агрессии не бывает без эмоции гнева. У только что родившегося ребенка уже можно определить состояние, когда он доволен и когда недоволен. Его недовольство проявляется в крике, движении тела, выражении лица.  Многие исследователи подтверждают предположение о том, что боль является врожденным пусковым механизмом гнева и возможного агрессивного поведения. Гнев вызывает и любое ощущение дискомфорта – голод, усталость, стресс. Человек становится раздражительным, вероятность «сорваться» на ком – либо возрастает.

Ограничение физической свободы также является причиной гневной и агрессивной реакции. Психологическое ограничение, как и физическое, лишает человека свободы действий. Но возникает оно несколько позже, когда ребенок уже понимает, что такое запрет и последствия его нарушения. Первым психологическим ограничением в жизни ребенка является «нельзя». Неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих тоже могут стать источником гнева. Например, если ребенок в своих неудачах, переживаемых им в некомфортных состояниях винит, например, брата, сестру или мать, то его гнев и агрессивные действия будут вызываться ими.

Препятствие в  достижении цели так же может являться причиной гнева. Например, младший дошкольник сосредоточенно занят игрой, и тогда вмешательство будет им воспринято как препятствие, ограничение и вызовет гневную реакцию.

Причиной гнева  могут стать определенные эмоциональные состояния. Например, в депрессии печаль  часто соседствует с гневом. Чувство отвращения к себе и другим людям тоже способно вызывать гнев и агрессивные реакции. Часто в ситуации подавленности, разочарования одновременно с эмоцией гнева возникают эмоции отвращения и презрения. И комплекс из этих трех эмоций специалисты называют состоянием враждебности.

На становление  агрессивного поведения большое  влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость.

Укреплению  агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста способствуют:

  • скандалы в семье;
  • применение физической силы во время семейных ссор (драки);
  • грубое, жестокое обращение с ребенком;
  • привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.;
  • просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах;
  • одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»;

Информация о работе Профилактика агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста в ДОУ