Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 12:51, курсовая работа
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов школьного и дошкольного образования относится эстетическое воспитание. Среди проблем, связанных с воспитанием детей, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о дошкольном эстетическом воспитании средствами искусства, природы, поэзии.
Возросло внимание к проблемам теории и практики художественно
Введение…………………………………………………………………………...3
1 глава Теоретические аспекты эстетического воспитания в научной литературе………………………………………………………………………...5
1.1. Задачи эстетического воспитание детей дошкольного возраста……. 5
1.2. Условия и формы эстетического воспитания………………………….10
1.2.1. Роль природы в эстетическом воспитании…………………………...…10
1.2.2. Роль поэзии в эстетическом воспитании………………………………..15
1.3. Натюрморт как жанр живописи и средство эстетического развития дошкольников……………………………………………………………………17
1.3.1.Русский натюрморт 19 века……………………………………………….20
1.4.Особенности восприятия натюрморта детьми 3-6 лет…………………….27
Заключение……………………………………………………………..….……..31
Литература…………………………………………………………………….…33
Приложение 1
Конспекты занятий по ознакомлению детей с натюрмортом
Приложение 2
Комитет по образованию и науке
Администрации Волгоградской области
Государственное учреждение
Среднего профессионального
«Камышинский педагогический колледж»
Специальность 050704 «Дошкольное образование»
Курсовая работа
Использование натюрмортов в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в свете темы: «Природа, поэзия и искусство - вечно»
Камышин 2012 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 глава Теоретические аспекты эстетического
воспитания в научной литературе……………………………………………………
1.2.1. Роль природы в эстетическом воспитании…………………………...…10
1.2.2. Роль поэзии в эстетическом воспитании………………………………..15
1.3. Натюрморт как жанр живописи
и средство эстетического развития дошкольников………………………………………………
1.3.1.Русский натюрморт 19 века……………………………………………….20
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение 1
Конспекты занятий по ознакомлению детей с натюрмортом
Приложение 2
Художественное слово для знакомства с натюрмортом.
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время к
числу наиболее актуальных вопросов
школьного и дошкольного
Возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальность педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Использование натюрмортов в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в свете темы: «Природа, поэзия и искусство – вечно».
Цель данной курсовой работы заключается в изучении и обобщении теоретического материала по теме.
Объектом нашего исследования является процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а предметом – натюрморт как средство эстетического воспитания дошкольников.
Исходя из актуальности темы, определяется цель курсовой работы, заключающаяся в изучении теоретического материала, что в свою очередь определяет постановку следующих задач:
- Раскрыть понятие эстетическое воспитание;
-определить роль природы
и поэзии в эстетическом
- Изучить педагогический опыт по эстетическому воспитанию;
дошкольников средствами знакомства с натюрмортом;
-Рассмотреть натюрморт как
Теоритическая значимость данной работы определяется значимостью знакомства детей дошкольного возраста с натюрмортной живописью в свете эстетического развития.
1 глава Теоретические аспекты эстетического воспитания в научной литературе
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв).[13, 162].
Эстетическое воспитание- это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.
Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.
В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" [8, 14]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.
Общаясь с эстетическими
явлениями жизни и искусства,
ребёнок, так или иначе, эстетически
или духовно развивается. Но при
этом ребёнком не осознаётся эстетическая
сущность предметов, а развитие зачастую
обусловлено стремлением к
Важнейшей частью эстетического
воспитания является художественное воспитание,
использующее в качестве воспитательного
воздействия средства искусства, формирующие
специальные способности и
Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.
В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.[13, 167]
Эстетическое воспитание – необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка.[6, 13].
Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы. Первая группа направленная на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Предусматривается следующее: развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.[13, 162]
Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимые следующие условия:
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в его сознании.
Ребенок рождается в семье.
Круг первоначального общения его
ограничен родителями и ближайшими
родственниками, ответственность которых
за формирование мира эстетических чувств
и представлений ребенка
Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих.
Эстетическое постижение
предметов происходит через их форму,
цвет, величину. Важно, чтобы игрушки
отвечали требованию разнообразия и
праздничности. Способность анализировать
и схватывать форму развивается
с помощью и посредством
Эстетическая воспитанность предполагает прежде всего наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности. Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества. Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн).
С эстетическим идеалом, как части
эстетической воспитанности, неразрывно
связан художественный вкус. Он представляет
собой также общественное явление
и испытывает на себе влияние социально-классовых
отношений. Художественный вкус есть развитая
способность чувствования и оценки
совершенства и несовершенства, единства
или противоположности
Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любования красотой, совершенством в искусстве и жизни.
С элементом любования тесно связана общая способность к глубокому переживанию чувств, порождаемых эстетическим объектом. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным, чувства отвращения при встрече с безобразным, чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического, чувства гнева, страха, сострадания, возникающих в результате переживания трагического,- все это признаки подлинной эстетической воспитанности.
Естественно, что глубокое переживание
эстетического неразрывно связано
со способностью эстетического суждения
об эстетических явлениях в искусстве
и жизни. Наконец, неразрывной частью
общего понятия эстетической воспитанности
является способность к художественно-