Природа, поэзия и искусство - вечно

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов школьного и дошкольного образования относится эстетическое воспитание. Среди проблем, связанных с воспитанием детей, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о дошкольном эстетическом воспитании средствами искусства, природы, поэзии.
Возросло внимание к проблемам теории и практики художественно

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 глава Теоретические аспекты эстетического воспитания в научной литературе………………………………………………………………………...5
1.1. Задачи эстетического воспитание детей дошкольного возраста……. 5
1.2. Условия и формы эстетического воспитания………………………….10
1.2.1. Роль природы в эстетическом воспитании…………………………...…10
1.2.2. Роль поэзии в эстетическом воспитании………………………………..15
1.3. Натюрморт как жанр живописи и средство эстетического развития дошкольников……………………………………………………………………17
1.3.1.Русский натюрморт 19 века……………………………………………….20
1.4.Особенности восприятия натюрморта детьми 3-6 лет…………………….27
Заключение……………………………………………………………..….……..31
Литература…………………………………………………………………….…33
Приложение 1
Конспекты занятий по ознакомлению детей с натюрмортом
Приложение 2

Файлы: 1 файл

курсовая Гребенева Е. И..docx

— 254.28 Кб (Скачать)

 

Комитет по образованию и науке

Администрации Волгоградской области

Государственное учреждение

Среднего профессионального образования

«Камышинский педагогический колледж»

Специальность 050704 «Дошкольное образование»

 

Курсовая работа

Использование натюрмортов в  эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в свете темы: «Природа, поэзия и искусство - вечно»

 

                                                                Исполнитель: Гребенева Е.И.

                                                                Студентка 23 «Д» группы

                                                                Руководитель: Долгалева Е. И.

                                                                Преподаватель первой категории

 

 

 

 

 

Камышин 2012 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1 глава Теоретические аспекты эстетического воспитания в научной литературе………………………………………………………………………...5

    1. Задачи эстетического  воспитание детей дошкольного возраста……. 5

 

    1. Условия  и формы эстетического воспитания………………………….10

1.2.1. Роль природы в эстетическом  воспитании…………………………...…10

1.2.2. Роль поэзии в эстетическом  воспитании………………………………..15

1.3. Натюрморт как жанр живописи и средство эстетического развития дошкольников……………………………………………………………………17

1.3.1.Русский натюрморт 19 века……………………………………………….20

1.4.Особенности восприятия натюрморта детьми 3-6 лет…………………….27

Заключение……………………………………………………………..….……..31

Литература…………………………………………………………………….…33

Приложение 1

Конспекты занятий по ознакомлению детей с  натюрмортом

Приложение 2

Художественное  слово для знакомства с натюрмортом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

В настоящее время к  числу наиболее актуальных вопросов школьного и дошкольного образования  относится эстетическое воспитание. Среди проблем, связанных с воспитанием  детей, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о дошкольном эстетическом воспитании средствами искусства, природы, поэзии.

Возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего  будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего  мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается  познавательный интерес детей и  любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного  вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства  прекрасного.

Таким образом, актуальность педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Использование натюрмортов в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в свете темы: «Природа, поэзия и искусство – вечно».

Цель данной курсовой работы заключается в изучении и обобщении теоретического материала по теме.

Объектом нашего исследования является процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а предметом – натюрморт как средство эстетического воспитания дошкольников.

Исходя из актуальности темы, определяется цель курсовой работы, заключающаяся  в изучении теоретического материала, что в свою очередь определяет постановку следующих задач:

- Раскрыть понятие эстетическое воспитание;

-определить роль природы  и поэзии в эстетическом воспитании  дошкольников;

         - Изучить педагогический опыт по эстетическому воспитанию;

дошкольников средствами знакомства с натюрмортом;

         -Рассмотреть натюрморт как жанр  живописи, в частности      натюрмортную живопись 19 века;

- Изучить особенности восприятия натюрморта детьми 3-6 лет

Теоритическая значимость данной работы определяется значимостью знакомства детей дошкольного возраста  с  натюрмортной  живописью в свете  эстетического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 глава Теоретические аспекты эстетического воспитания в научной литературе

    1. Задачи эстетического  воспитание детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс  творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв).[13, 162].

Эстетическое воспитание- это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях  его природно-культурной организации  и во всех формах поведения гармонизировать  мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими  людьми.

В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" [8, 14]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

Общаясь с эстетическими  явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически  или духовно развивается. Но при  этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне  у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах.

Важнейшей частью эстетического  воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного  воздействия средства искусства, формирующие  специальные способности и развивающее  дарования в определённых его  видах – изобразительном, декоративно-прикладном и др.

Условием и средством  эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.[13, 167]

Эстетическое воспитание – необходимое условие для  формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и  создавать прекрасное в жизни  и искусстве. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка.[6, 13].

Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые  делятся на две группы. Первая группа направленная на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Предусматривается следующее: развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут  положительный результат лишь при  условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.[13, 162]

Для реализации задач эстетического  воспитания детей дошкольного возраста необходимые следующие условия:

  • Окружающая среда (игрушки, одежда, помещение);
  • Насыщенность быта произведениями искусства;
  • Самостоятельная активная деятельность детей;
  • Осуществления индивидуального подхода к ребёнку.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов  маленького человека, с первых его  слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в его сознании.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его  ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых  за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно  велика. Хорошо известна сила детских  впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются  именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в  эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все  соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего  возраста, детей следует приобщать  к созданию мира красоты через  наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих.

Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки  отвечали требованию разнообразия и  праздничности. Способность анализировать  и схватывать форму развивается  с помощью и посредством предметного  моделирования, конструирование, по картинам.

Эстетическая воспитанность  предполагает прежде всего наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности. Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества. Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн).

С эстетическим идеалом, как части  эстетической воспитанности, неразрывно связан художественный вкус. Он представляет собой также общественное явление  и испытывает на себе влияние социально-классовых  отношений. Художественный вкус есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Как и эстетический идеал, художественный вкус может присутствовать у детей  на разных уровнях, в значительной мере определяя тем самым уровень  эстетической воспитанности.

Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность  любования красотой, совершенством  в искусстве и жизни.

С элементом любования тесно  связана общая способность к  глубокому переживанию чувств, порождаемых  эстетическим объектом. Возникновение  гаммы возвышенных чувств и глубокого  духовного наслаждения от общения  с прекрасным, чувства отвращения при встрече с безобразным, чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического, чувства гнева, страха, сострадания, возникающих в результате переживания трагического,- все это признаки подлинной эстетической воспитанности.

Естественно, что глубокое переживание  эстетического неразрывно связано  со способностью эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве  и жизни. Наконец, неразрывной частью общего понятия эстетической воспитанности  является способность к художественно-эстетическому  творчеству в искусстве и жизни, поведении, отношениях. В этой способности  органично соединились, слились  и эстетическая развитость, и эстетическая образованность, и главные элементы эстетической воспитанности: эстетический идеал, художественный вкус, способность  к любованию, переживанию и суждению. Понятно, что у дошкольников все эти элементы находятся в зачаточном состоянии. Но они у детей уже существуют, их надо видеть и развивать. Они составляют реальную основу более поздней эстетической зрелости детей.

Информация о работе Природа, поэзия и искусство - вечно