Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 12:51, курсовая работа
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов школьного и дошкольного образования относится эстетическое воспитание. Среди проблем, связанных с воспитанием детей, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о дошкольном эстетическом воспитании средствами искусства, природы, поэзии.
Возросло внимание к проблемам теории и практики художественно
Введение…………………………………………………………………………...3
1 глава Теоретические аспекты эстетического воспитания в научной литературе………………………………………………………………………...5
1.1. Задачи эстетического воспитание детей дошкольного возраста……. 5
1.2. Условия и формы эстетического воспитания………………………….10
1.2.1. Роль природы в эстетическом воспитании…………………………...…10
1.2.2. Роль поэзии в эстетическом воспитании………………………………..15
1.3. Натюрморт как жанр живописи и средство эстетического развития дошкольников……………………………………………………………………17
1.3.1.Русский натюрморт 19 века……………………………………………….20
1.4.Особенности восприятия натюрморта детьми 3-6 лет…………………….27
Заключение……………………………………………………………..….……..31
Литература…………………………………………………………………….…33
Приложение 1
Конспекты занятий по ознакомлению детей с натюрмортом
Приложение 2
Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.
Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.
В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».
Необходимо обучать детей
Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.
Анализ теоретической и
1.Эстетическое
воспитание - формирование в человеке
эстетического отношения к
2.Природа
- один из важных факторов
З.В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира.
4.Эстетическая
установка доминирует в
Русская и западноевропейская классическая художественная литература – произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. В. Лермонтова, А. Н, Некрасова, Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева; В. Шекспира, Гете, Байрона, Шиллера и других – отличается высокой художественностью, благородством и возвышенностью идеалов.
Поэзия – это сильное средство эстетического воспитания и развития у детей глубокой любви и понимания. Подлинно поэтические произведения учат тонкому и возвышенному подходу к оценке красоты в природе, эстетики человеческих чувств, мыслей и поступков, они порождают вдохновенное отношение к жизни, к труду, ко всем замечательным творениям рук человека. Необходимо рекомендовать детям многие стихотворения заучивать наизусть.
Почувствовать красоту природы, увидеть
в ней поэтическое начало помогают
лирические стихи, где художественный
образ создается с помощью
таких изобразительно-
В целом эмоциональное восприятие
зависит от общего интеллектуального
и художественно-речевого развития
ребенка. Оно углубляется и
Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются на художественно-речевых занятиях. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.
Таким образом, дошкольный возраст - это период, характеризующийся становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.
Без умения воспринимать и создавать прекрасное человек не может воспринимать и создавать гармонию и в человеческих отношениях, и в обществе. Но человек не полноценен и не способен к созиданию, к творчеству и тогда, когда не развит его ум, интеллект, когда он не стремится к познанию.
Рассмотрим натюрморт как жанр живописи и средство эстетического развития дошкольников.
1.3.Натюрморт как жанр живописи средство эстетического развития дошкольников.
В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte - "мертвая природа") принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины.
В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени.
Искусство вещи издавна,
еще задолго до превращения в
самостоятельную область
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы и падения.
Суровое, напряженно-аскетическое искусство Византии, создавая бессмертные, монументально-обобщенные, возвышенно-героические образы, с необыкновенной выразительностью пользовалось изображениями отдельных предметов.
В древнерусской иконописи
также большую роль играли
те немногочисленные предметы, которые
художник вводил в свои строго
канонические произведения. Они
вносили непосредственность, жизненность,
порой казались открытым
Еще большую роль натюрморт
играл в картинах художников XV - XVI
веков в эпоху Возрождения. Живописец,
впервые обративший пристальное
внимание на окружающий его мир, стремился
указать место, определить ценность
каждой вещи, служащей человеку. Предметы
обихода приобретали
Предметы, вещественный элемент
получили в картинах новое значение
в XVII веке - в эпоху развитого
Предметы, сделанные умелыми, трудолюбивыми, мудрыми руками, несут на себе отпечаток мыслей, желаний, влечений человека. Они служат ему, радуют его, внушают законное чувство гордости. Недаром мы узнаем о давно исчезнувших с лица земли эпохах по тем черепкам посуды, домашней утвари и ритуальных предметов, которые становятся для археологов разрозненными страницами истории человечества.
Вглядываясь в окружающий мир, проникая пытливым умом в его законы, разгадывая увлекательные тайны жизни, художник все полнее и многостороннее отображает его в своем искусстве. Он не только изображает окружающий его мир, но и передает свое понимание, свое отношение к действительности.
История сложения и
развития различных жанров
Натюрморт - сравнительно молодой жанр. Самостоятельное значение в Европе он получил лишь в XVII веке. История развития натюрморта интересна и поучительна.
Особенно полно и
ярко натюрморт расцвел во
Фландрии и Нидерландах. Его
возникновение связано с теми
революционными историческими
Искусство натюрморта, сложившееся в XVII веке, определило основные качества этого жанра. Картина, посвященная миру вещей, рассказывала об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, раскрывала отношение художника и современника к тому, что изображено, выражала характер и полноту познания действительности. Живописец передавал материальное бытие вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность предметов обихода, их живую связь с деятельностью человека.
Красота и совершенство домашней
утвари определялись не только их необходимостью,
но и мастерством их создателя. В
натюрморте революционной эпохи
побеждающей буржуазии
Сформулированные в XVII веке, задачи жанра в общих чертах существовали в европейской школе вплоть до середины XIX века. Однако это не означает, что художники не ставили перед собой новых задач, механически повторяя готовые решения.
На протяжении эпох менялись не только методы и способы живописного решения натюрморта, но накапливался художественный опыт, в процессе становления развивался более сложный и постоянно обогащающийся взгляд на мир. Не один предмет как таковой, но различные его свойства становились объектом перевоплощения, и через раскрытие вновь понятых качеств вещей выражалось свое, современное отношение к действительности, переоценка ценностей, мера понимания реальной действительности.
Остановимся подробнее на развитии русского натюрморта 19 века.
1.3.1. Русский натюрморт XIX века.
В творчестве русских реалистов середины и второй половины XIX столетия натюрморт был явлением сравнительно редким. И только на рубеже прошлого и нынешнего веков он вырос в художественное явление мирового значения.
Особенный интерес к натюрморту в русской живописи начинает пробуждаться в 80- х годах прошлого века. Одно из главных мест принадлежит здесь работам И. И. Левитана (1860 - 1900). Они не велики по размеру, скромны по замыслу. Эти работы Левитана, в сущности, еще традиционны: букеты взяты изолированно от окружающего их пространства комнаты, на нейтральном фоне. Задача здесь ясна и проста: по возможности более убедительно передать неповторимую прелесть выбранной натуры. Однако в эти годы в творчестве К. К. Коровина (1861 - 1939) и В. А. Серова (1865 - 1911) можно ощутить новые веяния.
Характер новых тенденций
можно определить, как стремление
художников связать натюрморт - сюжетно
и живописно - с окружающей средой.
"Мертвую натуру" выносят на
пленэр, то есть на воздух, под открытое
небо, связывают с пейзажем или
же, напротив, органически соединяют
с интерьером комнаты. В натюрморте
хотят увидеть отражение
Одно из ранних полотен
Коровина прекрасно иллюстрирует эти
новые тенденции. Речь идет об изображении
дружеского общества на даче художника
В. Д. Поленова - "За чайным столом"
(1888, музей-усадьба В, Д, Поленова). Картина
написана почти в пленэре - на террасе
загородного дома. За столом сидит
жена художника, рядом мирно беседуют
ее сестра и сестра самого Поленова
- обе молодые талантливые