Природа, поэзия и искусство - вечно

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов школьного и дошкольного образования относится эстетическое воспитание. Среди проблем, связанных с воспитанием детей, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о дошкольном эстетическом воспитании средствами искусства, природы, поэзии.
Возросло внимание к проблемам теории и практики художественно

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 глава Теоретические аспекты эстетического воспитания в научной литературе………………………………………………………………………...5
1.1. Задачи эстетического воспитание детей дошкольного возраста……. 5
1.2. Условия и формы эстетического воспитания………………………….10
1.2.1. Роль природы в эстетическом воспитании…………………………...…10
1.2.2. Роль поэзии в эстетическом воспитании………………………………..15
1.3. Натюрморт как жанр живописи и средство эстетического развития дошкольников……………………………………………………………………17
1.3.1.Русский натюрморт 19 века……………………………………………….20
1.4.Особенности восприятия натюрморта детьми 3-6 лет…………………….27
Заключение……………………………………………………………..….……..31
Литература…………………………………………………………………….…33
Приложение 1
Конспекты занятий по ознакомлению детей с натюрмортом
Приложение 2

Файлы: 1 файл

курсовая Гребенева Е. И..docx

— 254.28 Кб (Скачать)

Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

Необходимо обучать детей доброте  через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.

Общение с природой и забота о  ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

Анализ теоретической и методической литературы по проблеме эстетического  воспитания дошкольников средствами природы  позволяет сделать следующие выводы:

1.Эстетическое  воспитание - формирование в человеке  эстетического отношения к действительности  и активизации его до творческой  деятельности по законам красоты.

2.Природа  - один из важных факторов эстетического  развития личности.

З.В  основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у  него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира.

4.Эстетическая  установка доминирует в детской  душе. Детство заполнено играми, психология которых близка психологии  эстетической жизни.

      1. Роль поэзии в эстетическом воспитании

Русская и западноевропейская классическая художественная литература – произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. В. Лермонтова, А. Н, Некрасова, Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева; В. Шекспира, Гете, Байрона, Шиллера и других – отличается высокой художественностью, благородством и возвышенностью идеалов.

Поэзия – это сильное средство эстетического воспитания и развития у детей глубокой любви и понимания. Подлинно поэтические произведения учат тонкому и возвышенному подходу к оценке красоты в природе, эстетики человеческих чувств, мыслей и поступков, они порождают вдохновенное отношение к жизни, к труду, ко всем замечательным творениям рук человека. Необходимо рекомендовать детям многие стихотворения заучивать наизусть.

Почувствовать красоту природы, увидеть  в ней поэтическое начало помогают лирические стихи, где художественный образ создается с помощью  таких изобразительно-выразительных  средств, как ритм, рифма стиха. Эти  средства требуют для создания образа определенного отбора слов с учетом их смысла, звучания, эмоциональных  ассоциаций.

В целом эмоциональное восприятие зависит от общего интеллектуального  и художественно-речевого развития ребенка. Оно углубляется и совершенствуется в речевой деятельности (рассказ, чтение наизусть, словесные игры), которая  осуществляется под непосредственным руководством воспитателя.

Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются на художественно-речевых  занятиях. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку  возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение  к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.

Таким образом, дошкольный возраст - это  период, характеризующийся становлением эстетического развития, совершенствующегося  под воздействием воспитания, которое  направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

Без умения воспринимать и создавать  прекрасное человек не может воспринимать и создавать гармонию и в человеческих отношениях, и в обществе. Но человек не полноценен и не способен к созиданию, к творчеству и тогда, когда не развит его ум, интеллект, когда он не стремится к познанию.

Рассмотрим натюрморт  как жанр живописи и средство эстетического  развития дошкольников.

 

 

1.3.Натюрморт как жанр живописи средство эстетического развития дошкольников.

В изобразительном искусстве  натюрмортом (от фран. natur morte - "мертвая природа") принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины.

В натюрморте выражается отношение  человека к окружающему миру. В  нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как  человеку своего времени.

Искусство  вещи издавна, еще задолго до превращения в  самостоятельную область художественного  творчества, было неотъемлемой частью всякого значительного произведения. Роль натюрморта в картине никогда  не исчерпывалась простой информацией, случайным добавлением к основному  содержанию. В зависимости от исторических условий и общественных запросов предметы более или менее участвовали  в создании образа, оттеняя ту или  иную сторону замысла. До того, как  натюрморт сложился в самостоятельный  жанр, вещи, окружающие человека в обыденной  жизни, лишь в той или иной мере входили в качестве атрибута в  картины древности. Иногда такая  деталь приобретала неожиданно глубокую значительность, получала собственный  смысл.

Как определенный вид или  жанр живописи натюрморт знает в  истории искусства свои расцветы и падения.

Суровое, напряженно-аскетическое искусство Византии, создавая бессмертные, монументально-обобщенные, возвышенно-героические  образы, с необыкновенной выразительностью пользовалось изображениями отдельных  предметов.

 В древнерусской иконописи  также большую роль играли  те немногочисленные предметы, которые  художник вводил в свои строго  канонические произведения. Они  вносили непосредственность, жизненность,  порой казались открытым выражением  чувства в произведении, посвященном  отвлеченно-мифологическому сюжету.

Еще большую роль натюрморт  играл в картинах художников XV - XVI веков в эпоху Возрождения. Живописец, впервые обративший пристальное  внимание на окружающий его мир, стремился  указать место, определить ценность каждой вещи, служащей человеку. Предметы обихода приобретали благородство и горделивую значительность их обладателя, того, кому они служили. На больших  полотнах натюрморт занимал обычно очень скромное место: стеклянный сосуд  с водой, изящная серебреная ваза или нежные белые лилии на тонких стеблях чаще ютились в углу картины. Однако в изображении этих вещей было столько поэтической влюбленности в природу, смысл их так высоко одухотворен, что здесь уже можно увидеть все черты, которые определили в дальнейшем самостоятельное развитие целого жанра.

Предметы, вещественный элемент  получили в картинах новое значение в XVII веке - в эпоху развитого натюрмортного  жанра.  В сложных композициях  с литературной фабулой они заняли свое место наряду с другими героями  произведения. Анализируя произведения этого времени, можно увидеть  какую важную роль стал играть натюрморт  в картине. Вещи стали выступать  в этих произведениях, как главные  действующие лица, показывая, что  может достичь художник, посвятив этому роду искусства свое мастерство.

Предметы, сделанные умелыми, трудолюбивыми, мудрыми руками, несут  на себе отпечаток мыслей, желаний, влечений человека. Они служат ему, радуют его, внушают законное чувство  гордости. Недаром мы узнаем о давно  исчезнувших с лица земли эпохах по тем черепкам посуды, домашней утвари  и ритуальных предметов, которые  становятся для археологов разрозненными  страницами истории человечества.

Вглядываясь в окружающий мир, проникая пытливым умом в его  законы, разгадывая увлекательные тайны  жизни, художник все полнее и многостороннее отображает его в своем искусстве. Он не только изображает окружающий его  мир, но и передает свое понимание, свое отношение к действительности.

 История сложения и  развития различных жанров живописи - живое свидетельство  неустанной  работы человеческого сознания, стремящегося охватить бесконечное  многообразие деятельности, эстетически  ее осмыслить.

Натюрморт - сравнительно молодой  жанр. Самостоятельное значение в  Европе он получил лишь в XVII веке. История  развития натюрморта интересна и  поучительна.

 Особенно полно и  ярко натюрморт расцвел во  Фландрии и Нидерландах. Его  возникновение связано с  теми  революционными историческими событиями,  в результате которых эти страны, получив независимость, в начале XVII столетия вступили на путь  буржуазного развития. Для Европы  того времени это было важным  и прогрессивным явлением. Перед  искусством открылись новые горизонты.  Исторические условия, новые общественные  отношения направляли и определяли  творческие запросы, изменения  в решении стоящих перед живописцем  проблем. Прямо не изображая  исторических событий, художники  по-новому взглянули на мир,  новые ценности нашли в человеке. Жизнь, обыденно предстали перед  ними с неизвестной дотоле  значительностью и полнотой. Их  привлекали особенности национального  быта, родной природы, вещей, хранящих на себе отпечаток трудов и дней простых людей. Именно отсюда, из сознательного, углубленного, самим строем подсказанного интереса к жизни народа, родились обособленные и самостоятельные жанры бытовой картины, пейзажа, возник и натюрморт.

Искусство натюрморта, сложившееся  в XVII веке, определило основные качества этого жанра. Картина, посвященная  миру вещей, рассказывала об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, раскрывала отношение художника  и современника к тому, что изображено, выражала характер и полноту познания действительности. Живописец передавал  материальное бытие вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность предметов обихода, их живую связь  с деятельностью человека.

Красота и совершенство домашней утвари определялись не только их необходимостью, но и мастерством их создателя. В  натюрморте революционной эпохи  побеждающей буржуазии отражалось уважение художника к новым формам национальной жизни соотечественников, уважение к труду.

Сформулированные в XVII веке, задачи жанра в общих чертах существовали в европейской школе вплоть до середины XIX века. Однако это не означает, что художники не ставили перед  собой новых задач, механически  повторяя готовые решения.

На протяжении эпох менялись не только  методы и способы живописного  решения натюрморта, но накапливался художественный опыт, в процессе становления  развивался более сложный и постоянно  обогащающийся взгляд на мир. Не один предмет как таковой, но различные  его свойства становились объектом перевоплощения, и через раскрытие  вновь понятых качеств вещей  выражалось свое, современное отношение  к действительности, переоценка ценностей, мера понимания реальной действительности.

Остановимся подробнее на развитии русского натюрморта 19 века.

 

 

 

 

 

 

 

1.3.1. Русский натюрморт XIX века.

В творчестве русских реалистов  середины и второй половины XIX столетия натюрморт был явлением сравнительно редким. И только на рубеже прошлого  и нынешнего веков он вырос  в художественное явление мирового значения.

Особенный интерес к натюрморту в русской живописи начинает пробуждаться в 80- х годах прошлого века. Одно из главных мест принадлежит здесь  работам И. И. Левитана (1860 - 1900). Они  не велики по размеру, скромны по замыслу. Эти работы Левитана, в сущности, еще традиционны: букеты взяты изолированно от окружающего их  пространства комнаты, на нейтральном фоне. Задача здесь ясна и проста: по возможности  более убедительно передать неповторимую прелесть выбранной натуры. Однако в эти годы в творчестве К. К. Коровина (1861 - 1939) и В. А. Серова (1865 - 1911) можно  ощутить новые веяния.

Характер новых тенденций  можно определить, как стремление художников связать натюрморт - сюжетно  и живописно - с окружающей средой. "Мертвую натуру" выносят на пленэр, то есть на воздух, под открытое небо, связывают с пейзажем или  же, напротив, органически соединяют  с интерьером комнаты. В натюрморте хотят увидеть отражение мироощущения конкретного человека, его жизненного уклада, наконец - его настроения.

Одно из ранних полотен  Коровина прекрасно иллюстрирует эти  новые тенденции. Речь идет об изображении  дружеского общества на даче художника  В. Д. Поленова - "За чайным столом" (1888, музей-усадьба В, Д, Поленова). Картина  написана почти в пленэре - на террасе  загородного дома. За столом сидит  жена художника, рядом мирно беседуют ее сестра и сестра самого Поленова - обе молодые талантливые художницы. Целью живописца было передать ощущение теплого летнего дня, прелесть непринужденной дружеской беседы. Бодрящая свежесть, исходящая от солнечной зелени, от молодых лиц, в большей мере создается  и натюрмортом - этим зрелищем красных  спелых  ягод в белой тарелке, белизной свежей скатерти, молоком, налитым  в высокие прозрачные стаканы. Внутреннее, эмоциональное единство, в котором  находится  все изображенное на картине, достигается, прежде всего, чисто живописным решением полотна. И фигуры людей, и  пространство природы, и предметы сервировки накрытого стола - все написано с  учетом той световоздушной среды, которая  их окружает. Пронизана солнцем зелень сада, отбрасывает зеленоватый свет на лица людей. Зеленоватыми и золотыми бликами искрится самовар в центре стола. Мягко поблескивает стекло стаканов, отражая и вместе с тем пропуская  свет. Легкие холодные тени лежат на скатерти, на белой, тщательно отглаженной  блузе молодой женщины; в свою очередь, свет, отраженный  от блузы, от скатерти, еще более высветляет те немногие легкие тени, которые есть в картине.

Информация о работе Природа, поэзия и искусство - вечно