Природа, поэзия и искусство - вечно

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов школьного и дошкольного образования относится эстетическое воспитание. Среди проблем, связанных с воспитанием детей, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о дошкольном эстетическом воспитании средствами искусства, природы, поэзии.
Возросло внимание к проблемам теории и практики художественно

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 глава Теоретические аспекты эстетического воспитания в научной литературе………………………………………………………………………...5
1.1. Задачи эстетического воспитание детей дошкольного возраста……. 5
1.2. Условия и формы эстетического воспитания………………………….10
1.2.1. Роль природы в эстетическом воспитании…………………………...…10
1.2.2. Роль поэзии в эстетическом воспитании………………………………..15
1.3. Натюрморт как жанр живописи и средство эстетического развития дошкольников……………………………………………………………………17
1.3.1.Русский натюрморт 19 века……………………………………………….20
1.4.Особенности восприятия натюрморта детьми 3-6 лет…………………….27
Заключение……………………………………………………………..….……..31
Литература…………………………………………………………………….…33
Приложение 1
Конспекты занятий по ознакомлению детей с натюрмортом
Приложение 2

Файлы: 1 файл

курсовая Гребенева Е. И..docx

— 254.28 Кб (Скачать)

Уровень эстетической воспитанности  у различных детей в зависимости  от условий жизни и воспитания неодинаков. В общем процессе воспитания учителя стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности. Другими  словами, основную цель эстетического  воспитания необходимо видеть в том, чтобы в ребенке органически  соединилось наличие эстетического  идеала и подлинного художественного  вкуса с развитой способностью к  воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому  творчеству. Наиболее слабым местом эстетической воспитанности школьников является область эстетического идеала и  художественного вкуса. Этот факт делает эстетическую воспитанность ребенка  недостаточной, ограниченной.

Измерение эстетической воспитанности  может осуществляться разными критериями: и психологическими, и педагогическими, и социальными. В область измерения  психологическими критериями эстетической воспитанности попадают прежде всего способности ребенка адекватного воссоздания в воображении художественных образов, их воспроизведение, а также способность любования, переживания и суждения. Об этих психологических явлениях сравнительно легко судить по тому, как и сколько ребенок общается с эстетическими предметами искусства и действительности, насколько соответственно художественно-эстетической сущности произведения изменяется и развивается его настроение, как он оценивает это произведение и порожденное им свое собственное психическое состояние.

Для эстетической воспитанности характерно доведение исполнительских навыков  до автоматизма и сосредоточение внимания на творчестве нового образа.

Наконец, к социальным критериям  эстетической воспитанности необходимо отнести наличие широких интересов  к искусству, выявить потребности  в общении с эстетическими  явлениями искусства и жизни. Но не только это. Эстетическая воспитанность  в широком социальном смысле этого  слова проявляется во всем комплексе  поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение  к своей одежде и внешнему виду - все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека.

Определение эстетической воспитанности  помогает сделать работу по эстетическому  формированию детской личности более  определенной и целенаправленной.

Цель эстетического воспитания и его конкретные задачи сформулированы в «Программе воспитания в детском  саду». Художественная деятельность соответствует различным видам искусства, литературы и направлена на приобщение детей к рисованию, лепке, пению, танцам, театрализованным играм и т. д. К используемым при этом средствам можно отнести литературные, музыкальные произведения, иллюстрации, малые скульптуры, принадлежности кукольных, теневых театров, художественные материалы для аппликаций и т. д. Они помогают усвоению разных способов действий, в ходе которых возникает процесс эстетического развития ребенка.

В следующем параграграфе рассмотрим условия и формы эстетического  воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Условия  и формы эстетического воспитания

Остановимся подробнее на роли природы и поэзии в эстетическом воспитании.

      1. Роль природы в эстетическом воспитании.

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения  в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника  красоты. Природа - не только великий  учитель и великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил  человека, не только взрослого, но и  подрастающего»7. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение  к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать  система образовательных учреждений у детей.

Во все времена и эпохи  природа оказывала огромное влияние  на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время  неиссякаемым источником для всех самых  смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство  в жизни человека, писал: «Восторги  от созерцания природы выше, чем  от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение  в творчестве талантливых русских  композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

Уровень экономического развития общества, общественные отношения людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные эпохи это  восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или, наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.

В античный период древние греки  рассматривали прекрасное как гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался всеобщим эстетическим свойством ее.

Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело видеть красоты  в природе. И только позже, в эпоху  Возрождения, вновь люди полюбили формы  и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты.

В империалистическую эпоху ненависть  к человеку, чисто эгоистические  интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.

Из  многих проявлений красоты природы  люди воспринимают то, что соответствует  их миропониманию и настроению. Облик  природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную  красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл.

В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем  что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и  эстетический вкус. Воспитание любви  к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет  огромное значение не только для эстетического  развития детей, но и для нравственного  воспитания, в частности, для пробуждения  у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности  к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

Умение видеть природу - первое условие  воспитания мироощущения единства с  ней, первое условие воспитания через  природу. Оно достигается лишь при  постоянном общении с природой. Чтобы  ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Если семья живет в селе или  в небольшом городке, то общение  с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет  в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и  звезды. Нужно научить ребенка  видеть их. Ведь смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все  то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается  внимание. Мы видим лишь тогда, когда  осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и  описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и  зари, описать форму облаков и  их окраску, описать звездное небо или  луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно  разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать  его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть»  снегопад или дождь, или грозу.

Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение  у детей эмоционального отношения  к ней. Эмоциональное отношение  к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый  источник эстетических впечатлений  и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа  занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

Любовь к родной природе воспитывается  с раннего возраста. «Именно в  это время необходимо прививать  детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней»8.

Эстетические чувства тесно  связаны с нравственными. Любовь к Родине - это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются  и развиваются эстетические чувства  и вкусы. Восприятие эстетических явлений  природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека.

Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит  педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно  развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

Наиболее эффективная последовательность работы:

-непосредственное восприятие природы,

-организованное  наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие  на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка  включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для  слуха ребенка. Вкус позволяет тонко  различить - сладкий вкус меда и соленый  вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует  все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А  запахи! Море запахов, которое волнует  воображение ребенка - запах тополиных  почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями.

-сочетание  метода наблюдения с методом  активных действий во время работы на опытном участке.

В настоящее время, когда с такой  осторожностью поставлен вопрос об охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно знать подобающее место в системе эстетического воспитания.

Многое в связи с этим зависит  от воспитателя, от его знаний, от его увлеченности.

В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми дошкольного  возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста.

У детей этого возраста наблюдается  большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят  увидеть, все открыть сами. Этот интерес  побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за голубями.

Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие  деятельности - сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее  осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.

Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно  дать ему опору в соответствующей  потребности, побудить к нужной мотивации  и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств.

Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего ребенка соответственной той  задаче, какую вы ставите в воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же лишь в деятельности.

Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся  интерес в правильное русло, убедить  ребят, что, истребляя природные  богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться»  можно и с фотоаппаратом, и  с кинокамерой. Такой вид «охоты»  обогатит эстетический, эмоциональный  мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и  особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется  не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.

Эстетическое восприятие - это способность  создавать или воспроизводить и  эмоционально окрашивать целостные  образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений.

Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений  и объемом жизненного опыта детей.

Информация о работе Природа, поэзия и искусство - вечно