Природа, поэзия и искусство - вечно

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов школьного и дошкольного образования относится эстетическое воспитание. Среди проблем, связанных с воспитанием детей, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о дошкольном эстетическом воспитании средствами искусства, природы, поэзии.
Возросло внимание к проблемам теории и практики художественно

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 глава Теоретические аспекты эстетического воспитания в научной литературе………………………………………………………………………...5
1.1. Задачи эстетического воспитание детей дошкольного возраста……. 5
1.2. Условия и формы эстетического воспитания………………………….10
1.2.1. Роль природы в эстетическом воспитании…………………………...…10
1.2.2. Роль поэзии в эстетическом воспитании………………………………..15
1.3. Натюрморт как жанр живописи и средство эстетического развития дошкольников……………………………………………………………………17
1.3.1.Русский натюрморт 19 века……………………………………………….20
1.4.Особенности восприятия натюрморта детьми 3-6 лет…………………….27
Заключение……………………………………………………………..….……..31
Литература…………………………………………………………………….…33
Приложение 1
Конспекты занятий по ознакомлению детей с натюрмортом
Приложение 2

Файлы: 1 файл

курсовая Гребенева Е. И..docx

— 254.28 Кб (Скачать)

Виды натюрмортов. Принципы отбора натюрмортов для  детей разных возрастных групп

Когда мы рассматриваем ряд  натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны, и не только, по тому, что изображено (содержанию), как изображено (средствам выразительности), но и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Мы ощущаем определенное эмоциональное воздействие каждой картины: одни кажутся нам очень лирическими, интимными, другие торжественными, героическими, монументальными. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но для педагогической работы с детьми нам это представляется важным. Так, в зависимости от содержания изображенных объектов на картине, мы условно выделяем однопорядковые (или одновидовые) и смешанные натюрморты.

Однопорядковый (одновидовой) натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы и так далее. На картине может быть изображена и разнообразная снедь (вид - продукты питания): хлеб и различные мучные изделия, сыры, колбасы, разнообразное питье и др.; предметы быта — посуда, инструменты, используемые в разных профессиях; материалы, ткани, книги, оружие и др.

Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и  фрукты, цветы и плоды, посуда и  овощи, оружие и цветы и др.), мы условно определяем такой натюрморт  как смешанный по содержанию.

Несколько иной характер имеют  натюрморты, объединенные названием  «накрытый стол»: «завтрак», «десерт», «ужин» и др. В подобных изображениях есть некоторый сюжет, поэтому мы условно их обозначим как сюжетные. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека — или натюрморты с включением в них пейзажа. Натюрморт может быть включен в портрет, картины других жанров живописи. В этом случае он обычно служит для раскрытия характера человека, его социальной принадлежности, среды, обстоятельств, и тогда натюрморт теряет свою жанровую принадлежность.

Мы отметили основные виды натюрмортов в соответствии с  их содержательной характеристикой, однако следует иметь в виду и другие характеристики натюрморта с точки  зрения использованных художником средств выразительности. Так, наше внимание всегда привлекает цветовая тональность - теплая, холодная или контрастная гамма красок. Масштаб композиции в натюрмортах обычно ориентирован на размер «комнатной» малой веши (хотя не исключены и большие полотна), отсюда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами.

Несколько иная, чем в  других жанрах живописи, и композиция. Главными героями здесь являются предметы, вещи, которые и подаются «крупным планом», чтобы можно было вглядеться в их красоту, поэтому здесь нет больших перспектив, далей, многоплановых точек зрения. Как правило, основная группа предметов, где находится сюжетно-композиционный центр, располагается на втором плане. Передний обычно является подходом к основному содержанию картины. В композиции натюрмортов, решаемых декоративно, основная группа предметов может быть расположена и на переднем плане, то есть у нижнего края картинной плоскости.

Большое значение в натюрморте имеет точка зрения. При низком уровне горизонта изображение воспринимается сильно сокращенным в глубину, предметы кажутся более высокими. Точка  зрения сверху как бы ставит изображение  «на дыбы», такая точка зрения создает впечатление приземистости  предметов. Среднеоткрытый горизонт увеличивает протяженность пространства, дает почувствовать ритм в сочетании компонентов, составляющих натюрморт. Глубину пространства усиливает и перспективное изменение каждого предмета.

Формат плоскости - также  особое средство выразительности: квадратная форма создает впечатление некоторой  устойчивости, горизонтальная носит  характер панорамности, вертикальная дает ощущение торжественности, монументальности. Для создания композиционного равновесия художники используют свет и цвет, противопоставление крупных и мелких форм, расположенных вертикально и горизонтально. Предметы подбираются художником не случайно; они дополняют, подчеркивают выразительность друг друга или выступают в контрасте.

Некоторые исследователи  рассматривают натюрморты и с  точки зрения трактовки художественного образа. Так, Н.М. Зубарева предлагала детям натюрморты, выполненные в обобщенно-реалистической; реалистической, но детализированной, декоративной манере. Реалистически выполненные натюрморты рассчитаны на правдоподобие, внешнюю живописность, объемно-пространственную иллюзорность. Декоративные работы отличает яркость, условность, декоративность, родственная произведениям русского народного искусства. Это обобщенное решение объема, графичность, уплощенность предметов, четкость силуэтов, ограниченное решение пространства, акцентирование ритмов. Изменяется отношение и к пространству. Все предметы как бы приближены к зрителю. От этого весь натюрморт решается почти на одной плоскости. Для большей выразительности иногда применяется четкая контурная линия, подчеркивающая общий силуэт предмета. Часто вводится орнамент как на фоне, так и на самих предметах, который вплетается в графический ритм всего натюрморта и создает вместе с ним единую, гармоничную композицию. Именно натюрморты, выполненные декоративно, как показало исследование Н.М.Зубаревой, наиболее предпочитаемы детьми на первых этапах работы при ознакомлении их с живописью.

При отборе натюрмортов для  детей следует опираться, прежде всего, на высокохудожественные произведения, доступные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный  отклик, интерес, быть близким их личному  опыту.

Можно рекомендовать для  детей младшей и средней групп  натюрморты, изображающие сначала конкретные объекты одного порядка, одновидовые: овощи, фрукты, цветы, ягоды. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам  выразительности. Хорошо подобрать  яркие, декоративные работы. В средней  группе следует предложить смешанные  по содержанию натюрморты: цветы и  плоды, ягоды и фрукты, овощи и  фрукты и др.; в дополнение к ним  рассмотреть натюрморты с предметами быта, снедью и др. Здесь уместно обратить внимание детей и на некоторые средства выразительности, цветовую тональность (теплую или холодную гамму, контрастность цвета).

В старших группах следует  показать детям разнообразие натюрмортов, особенности использованных средств  выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнение к  однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно-реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме; лирические, торжественные и др. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции. Детей знакомим и с тем, как художники включают натюрморт в изображение портрета, жанровую, историческую и другие виды живописи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

«Натюрморт больше, чем  какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний, натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него. В этом смысле натюрморт – ключ к любой картине, так как он учит постигать собственно живопись, любоваться изображением, его  красотой, силой, глубиной – только так постигается истинное содержание любой картины, её образ.» (И.С. Болотина)

Главной целью эстетического развития должно быть пробуждение у детей «не отчужденного» и ответственного отношения ко всему, что окружает их в жизни. Такое отношение лежит в основе искусства художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин. Содержанием преподавания предметов художественного цикла следует считать не список произведений искусства, не освоение терминологии, понятий, умений, а те особые мысли, чувства, отношение к жизни и к искусству, которые ребенок открывает в себе и людях, авторах художественных произведений в процессе решения творческих задач, связанных с созданием и восприятием художественных образов, и приобщение ребенка через переживание и сопереживание к полноценному художественному творчеству и сотворческому восприятию искусства.

Изучив, педагогический опыт по эстетическому воспитанию можно сделать следующие выводы.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс  творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

 Велика роль природы  и поэзии в эстетическом и  художественном воспитании дошкольников, они связаны неразрывной линией. Именно в природе можно увидеть  основу красоты окружающего мира, а поэзия призвана подчеркнуть  и вдохновить моменты гармонии  цвета и звука. Все это можно  отнести и к  натюрморту.

 В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte - "мертвая природа") принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины.

Особенности восприятия натюрморта детьми 3-6 лет  изучила Зубарева Н.М. . Ею установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети примерно трехлетнего возраста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то на этом же уровне они остаются не только в 6 - 7 лет, но и в более старшем возрасте. Второй уровень: ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже - форму и композицию. На третьем, самом высоком уровне эстетического развития дети-дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. На таком уровне восприятия оказываются дети в основном старшего дошкольного возраста при условии проведения с ними целенаправленной педагогической работы по развитию их эстетических чувств и восприятий.

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В  него входит воспитание эстетического  отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно  и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического  воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства  составляет предмет художественного  воспитания.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения  и фантазии.

Установление преемственности  в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы  духовной культуры, которой должен обладать человек.

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева С. Напитать  душу красотой// Дошкольное воспитание. – 1997, № 7.

2. Богатеева З.А. занятия аппликацией в детском саду. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.

3. Галанов А.С. Занятия  с дошкольниками по изобразительному  искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 80 с.

4. Казакова Т.Г. Развитие  у дошкольников творчества. –  М.: Просвещение, 1985. – 189 с.

5. Казимирова Т. Синяя птица// Детское творчество. – 1998, № 4.

6. Князева М. Азбука  искусств. – М.: «Открытый мир», 1995. – 80 с.

7. Комарова Т.С. Занятия  по изобразительной деятельности  в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

8. Комарова Т.С. Изобразительная  деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990. – 178 с.

9. Костерин Н.П. Учебное  рисование: Учеб пособие для  учащихся пед. уч-щ по спец. 0308 «Дошкольное воспитание». – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

10. Курочкина Н.А. Знакомство  с натюрмортом/ Библиотека программы  «Детство». – С-Пб: Изд-во «Детство-Пресс», 2004. – 112 с.

11. Методика обучения изобразительной  деятельности и конструированию:  Учебн. пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец. 0308 «Дошкольное воспитание»/ Комаровой Т.С. – М.: Просвещение, 1991. – 265 с.

12. Петрова И.М. Объемная  аппликация: Учебно-методическое пособие.  – С-Пб.: «Детство-Пресс», 2002. – 48 с.

13. Программа воспитания  и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

14. Сокольникова Н.М. Изобразительное  искусство. – М.: ООО «Фирма  «Издательство АСТ», 1999. – 88 с.

15. Топалова Е П. Художники с пеленок.- М.: Айрис-Пресс, 2004. – 128 с.

16. Трофимова М.В., Тарабанова Т.И. Изобразительное искусство. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.

17. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.- М., 1956. -297 с.

18. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. – 181 с.

19. Художественное творчество  и ребенок/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972. – 250 с.

20.Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков/ Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 1999. – С. 3-39, 66-72, 556-560.

    21. Эстетическое воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1985. – 251 с.


Информация о работе Природа, поэзия и искусство - вечно