Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 12:51, курсовая работа
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов школьного и дошкольного образования относится эстетическое воспитание. Среди проблем, связанных с воспитанием детей, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о дошкольном эстетическом воспитании средствами искусства, природы, поэзии.
Возросло внимание к проблемам теории и практики художественно
Введение…………………………………………………………………………...3
1 глава Теоретические аспекты эстетического воспитания в научной литературе………………………………………………………………………...5
1.1. Задачи эстетического воспитание детей дошкольного возраста……. 5
1.2. Условия и формы эстетического воспитания………………………….10
1.2.1. Роль природы в эстетическом воспитании…………………………...…10
1.2.2. Роль поэзии в эстетическом воспитании………………………………..15
1.3. Натюрморт как жанр живописи и средство эстетического развития дошкольников……………………………………………………………………17
1.3.1.Русский натюрморт 19 века……………………………………………….20
1.4.Особенности восприятия натюрморта детьми 3-6 лет…………………….27
Заключение……………………………………………………………..….……..31
Литература…………………………………………………………………….…33
Приложение 1
Конспекты занятий по ознакомлению детей с натюрмортом
Приложение 2
Виды натюрмортов. Принципы отбора натюрмортов для детей разных возрастных групп
Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны, и не только, по тому, что изображено (содержанию), как изображено (средствам выразительности), но и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Мы ощущаем определенное эмоциональное воздействие каждой картины: одни кажутся нам очень лирическими, интимными, другие торжественными, героическими, монументальными. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но для педагогической работы с детьми нам это представляется важным. Так, в зависимости от содержания изображенных объектов на картине, мы условно выделяем однопорядковые (или одновидовые) и смешанные натюрморты.
Однопорядковый (одновидовой) натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы и так далее. На картине может быть изображена и разнообразная снедь (вид - продукты питания): хлеб и различные мучные изделия, сыры, колбасы, разнообразное питье и др.; предметы быта — посуда, инструменты, используемые в разных профессиях; материалы, ткани, книги, оружие и др.
Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи, оружие и цветы и др.), мы условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию.
Несколько иной характер имеют натюрморты, объединенные названием «накрытый стол»: «завтрак», «десерт», «ужин» и др. В подобных изображениях есть некоторый сюжет, поэтому мы условно их обозначим как сюжетные. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека — или натюрморты с включением в них пейзажа. Натюрморт может быть включен в портрет, картины других жанров живописи. В этом случае он обычно служит для раскрытия характера человека, его социальной принадлежности, среды, обстоятельств, и тогда натюрморт теряет свою жанровую принадлежность.
Мы отметили основные виды натюрмортов в соответствии с их содержательной характеристикой, однако следует иметь в виду и другие характеристики натюрморта с точки зрения использованных художником средств выразительности. Так, наше внимание всегда привлекает цветовая тональность - теплая, холодная или контрастная гамма красок. Масштаб композиции в натюрмортах обычно ориентирован на размер «комнатной» малой веши (хотя не исключены и большие полотна), отсюда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами.
Несколько иная, чем в других жанрах живописи, и композиция. Главными героями здесь являются предметы, вещи, которые и подаются «крупным планом», чтобы можно было вглядеться в их красоту, поэтому здесь нет больших перспектив, далей, многоплановых точек зрения. Как правило, основная группа предметов, где находится сюжетно-композиционный центр, располагается на втором плане. Передний обычно является подходом к основному содержанию картины. В композиции натюрмортов, решаемых декоративно, основная группа предметов может быть расположена и на переднем плане, то есть у нижнего края картинной плоскости.
Большое значение в натюрморте
имеет точка зрения. При низком
уровне горизонта изображение
Формат плоскости - также
особое средство выразительности: квадратная
форма создает впечатление
Некоторые исследователи рассматривают натюрморты и с точки зрения трактовки художественного образа. Так, Н.М. Зубарева предлагала детям натюрморты, выполненные в обобщенно-реалистической; реалистической, но детализированной, декоративной манере. Реалистически выполненные натюрморты рассчитаны на правдоподобие, внешнюю живописность, объемно-пространственную иллюзорность. Декоративные работы отличает яркость, условность, декоративность, родственная произведениям русского народного искусства. Это обобщенное решение объема, графичность, уплощенность предметов, четкость силуэтов, ограниченное решение пространства, акцентирование ритмов. Изменяется отношение и к пространству. Все предметы как бы приближены к зрителю. От этого весь натюрморт решается почти на одной плоскости. Для большей выразительности иногда применяется четкая контурная линия, подчеркивающая общий силуэт предмета. Часто вводится орнамент как на фоне, так и на самих предметах, который вплетается в графический ритм всего натюрморта и создает вместе с ним единую, гармоничную композицию. Именно натюрморты, выполненные декоративно, как показало исследование Н.М.Зубаревой, наиболее предпочитаемы детьми на первых этапах работы при ознакомлении их с живописью.
При отборе натюрмортов для детей следует опираться, прежде всего, на высокохудожественные произведения, доступные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес, быть близким их личному опыту.
Можно рекомендовать для детей младшей и средней групп натюрморты, изображающие сначала конкретные объекты одного порядка, одновидовые: овощи, фрукты, цветы, ягоды. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам выразительности. Хорошо подобрать яркие, декоративные работы. В средней группе следует предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы и плоды, ягоды и фрукты, овощи и фрукты и др.; в дополнение к ним рассмотреть натюрморты с предметами быта, снедью и др. Здесь уместно обратить внимание детей и на некоторые средства выразительности, цветовую тональность (теплую или холодную гамму, контрастность цвета).
В старших группах следует показать детям разнообразие натюрмортов, особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно-реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме; лирические, торжественные и др. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции. Детей знакомим и с тем, как художники включают натюрморт в изображение портрета, жанровую, историческую и другие виды живописи.
Заключение.
«Натюрморт больше, чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний, натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него. В этом смысле натюрморт – ключ к любой картине, так как он учит постигать собственно живопись, любоваться изображением, его красотой, силой, глубиной – только так постигается истинное содержание любой картины, её образ.» (И.С. Болотина)
Главной целью эстетического развития должно быть пробуждение у детей «не отчужденного» и ответственного отношения ко всему, что окружает их в жизни. Такое отношение лежит в основе искусства художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин. Содержанием преподавания предметов художественного цикла следует считать не список произведений искусства, не освоение терминологии, понятий, умений, а те особые мысли, чувства, отношение к жизни и к искусству, которые ребенок открывает в себе и людях, авторах художественных произведений в процессе решения творческих задач, связанных с созданием и восприятием художественных образов, и приобщение ребенка через переживание и сопереживание к полноценному художественному творчеству и сотворческому восприятию искусства.
Изучив, педагогический опыт по эстетическому воспитанию можно сделать следующие выводы.
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Велика роль природы
и поэзии в эстетическом и
художественном воспитании
В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte - "мертвая природа") принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины.
Эстетическое воспитание
— понятие очень широкое. В
него входит воспитание эстетического
отношения к природе, труду, общественной
жизни, быту, искусству. Однако познание
искусства настолько
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьева С. Напитать душу красотой// Дошкольное воспитание. – 1997, № 7.
2. Богатеева З.А. занятия аппликацией в детском саду. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
3. Галанов А.С. Занятия
с дошкольниками по
4. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. – М.: Просвещение, 1985. – 189 с.
5. Казимирова Т. Синяя птица// Детское творчество. – 1998, № 4.
6. Князева М. Азбука искусств. – М.: «Открытый мир», 1995. – 80 с.
7. Комарова Т.С. Занятия
по изобразительной
8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990. – 178 с.
9. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 0308 «Дошкольное воспитание». – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
10. Курочкина Н.А. Знакомство
с натюрмортом/ Библиотека
11. Методика обучения
12. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. – С-Пб.: «Детство-Пресс», 2002. – 48 с.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
14. Сокольникова Н.М.
15. Топалова Е П. Художники с пеленок.- М.: Айрис-Пресс, 2004. – 128 с.
16. Трофимова М.В., Тарабанова Т.И. Изобразительное искусство. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.
17. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.- М., 1956. -297 с.
18. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. – 181 с.
19. Художественное творчество и ребенок/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972. – 250 с.
20.Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков/ Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 1999. – С. 3-39, 66-72, 556-560.
21. Эстетическое воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1985. – 251 с.