Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:33, статья
Иоганн Вольфганг фон Гете, немецкий писатель, поэт и философ, придавал большое значение отношениям природы и человека, Бога и человека. «Гетевское исследование природы, которым он занимается в 1880-е гг., можно обобщенно обозначить как сравнительную морфологию.
Образы природы в поэзии Гете.
Иоганн Вольфганг фон Гете, немецкий писатель, поэт и философ, придавал большое значение отношениям природы и человека, Бога и человека. «Гетевское исследование природы, которым он занимается в 1880-е гг., можно обобщенно обозначить как сравнительную морфологию.
Используя сравнительный метод, Гете занимается <…> разнообразными видами живых существ и отношениями сходства и различия между ними». [1]
В его стихотворениях можно найти природные образы, соединенные с человеческими. Например, в стихотворении «Дикая роза», Гете описывает мальчика, сорвавшего розу «в чистом поле», лишь из-за того, что цветок ему приглянулся:
«Мальчик розу увидал,
Розу в чистом поле,
К ней он близко подбежал,
Аромат ее впивал,
Любовался вволю.
Роза, роза, алый цвет,
Роза в чистом поле!
"Роза, я сломлю тебя,
Роза в чистом поле!"
"Мальчик, уколю тебя,
Чтобы помнил ты меня!
Не стерплю я боли".
Роза, роза, алый цвет,
Роза в чистом поле!
Он сорвал, забывши страх,
Розу в чистом поле.
Кровь алела на шипах.
Но она - увы и ах!-
Не спаслась от боли.
Роза, роза, алый цвет,
Роза в чистом поле!»
(Пер. Д.Усова)
Этот цветок можно интерпретировать, как образ девушки, причем красивой девушки. Мальчик «сорвал розу, забывши страх», т.е. он встретил девушку, любовался ее красотой и затем захотел «сломать» ее, но та предупреждает его о боли, которую она может причинить ему. Несмотря на несложное содержание, баллада Гете в целом изображает взаимоотношения мужчины (мужа) и женщины (жены) в Средневековье; принуждение мужа и страдания жены сопровождают неравный, невзаимный брак.
Произведение не о детском желании обладать чем-то, а скорее о насильственном принуждении без согласия. Мальчик изображается напористым, упорным, с безудержным желанием обладать розой, он не хочет просто смотреть, наблюдать за ней, он хочет большего. Роза же кротка, но все же выказывает свое нежелание быть сломанной. Она пытается держаться на дистанции, но, в конце концов, цветок неотвратимо будет сломан.
Обратимся к другой балладе Гете, «Лесной царь», написанной в 1782 году. В этой балладе природа выражается таинственными силами, которые агрессивны по отношению к людям. Опасность проявляется речью ребенка: «Лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой», «Лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей», «Лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать». (Пер. В.А.Жуковского)
Гете применяет мотивы народного фольклора о волшебных мифических созданиях, населяющих леса. Поэт прекрасно освоил художественные достоинства народной баллады. В балладе реальное смешивается, сплетается с нереальным и таким образом произведение становится динамичным и интересным. Слова ребенка противопоставляются словам отца, а также диалоги чередуются с повествованием, что является одной из главных особенностей жанра баллады. В тексте присутствуют повторения, такие как «родимый» и «младенец» - это обращения героев друг к другу, так мы можем различить слова ребенка и взрослого.
Образ ребенка трагичен, так как только ребенок-младенец мог видеть, чувствовать приближение мистических сил, во главе с Лесным царем. На протяжении всего произведения, ребенок пытается предупредить отца о таинственном Лесном царе, который хочет, чтобы он был его: «Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой».
Лесной царь – хозяин леса, олицетворение дикой природы. «Природа выступает здесь как еще не обузданная, не познанная сила. В ней могут встречаться примитивные существа и пытаться навязать свою власть. Здесь, в этом созданном фантазией мире, нашли себе последнее прибежище древние языческие верования». [3] Его пленяет красота мальчика, которой он хочет обладать, поэтому лесной царь манит мальчика разнообразными богатствами: «Он золото, перлы и радость сулит».
Отец мальчика предстает пред нами очень самоуверенным и сильным, человеком, которому хочется верить. Мужчина не верит увещеваниям своего ребенка, в то, что за ними охотится мифический лесной царь. Но, не прислушавшись к словам своего ребенка, мужчина теряет его.
«В стихотворении 1772 г. «Песнь странника в бурю» присутствуют все четыре стихии, которые переосмыслены как среда обитания уже античных божеств (Гений, музы, хариты) и несут в себе потенциальную угрозу для того, кому не благоволят боги». [1]
Кто храним всемощным гением,
Ни дожди тому, ни гром
Страхом в сердце не дохнут.
Кто храним всемощным гением,
Тот заплачку дождя,
Тот гремучий град
Окликнет песней,
Словно жавронок
Ты там в выси.
Кто храним всемощным гением,
Тот взнесен над топким илом
На крылах зардевших;
Вдаль шагнет он,
По цветам ступая,
Чрез Девкальоновы хляби,
Змея раня, свеж, смел,
Аполлон Пифийский.
Кто храним всемощным гением,
Тот согрет родимыми крылами,
Лишь задремлет на скале,
Тот от мрака застлан опереньем
В срок полуночный в бору.
Кто храним всемощным гением,
Тот теплом спеленат
В снег и в вьюгу;
По теплу тоскуют музы,
По теплу сестры-грации.
Ко мне слетайтесь, музы,
Роем радостным!
Это - влага,
Это - суша,
Это - сын текучих вод и суши,
Я по ним ступаю,
Брат богам! <…>
(Пер. Вильмонт Н.)
«Песнь странника в бурю», сложенная разностопными античными строфами, исполненная душевной потрясённости и ощущения полноты бытия. Странник — слово, стоящее в названии нескольких знаменитых стихотворений Гёте. «Это его лирический герой — образ человека, бросившего обыденное и привычное, бегущего от людей, но не к одиночеству, а к всеобъемлющей жизни природы». [5]
«Символические образы природных стихий могут встречаться в гетевских текстах и по отдельности (например, образ ручья, моря и. т. д.), и в виде антитетических пар (например, земля и воздух). Именно в поэтических произведениях Гете природные символы, как правило, получают
дополнительные смыслы (особенно это касается соотнесения природных стихий с чувствами и эмоциональными переживаниями)». [1]
«Гётевское кредо сводилось к следующему: можно принять на веру наличие высшего существа, абсолютного и бесконечного, однако его нельзя персонифицировать и непосредственно узнать, как и дать ему имя. Человек, однако, может ощутить божественное начало во всем сущем, понимая природу как бога-природу; он может увидеть в частном подобие великого целого, наслаждение отблеском бесконечного и тем довольствоваться». [4]
Отрывок статьи Гете о природе была представлена в своих письмах Герценом, вот как он отозвался о ней:
«Она писана в 1780 году; лет через двадцать Гёте замечает, что мысли, изложенные в ней, слишком юны; ему, охлажденному летами, не нравился более восторженный язык, необузданность некоторых выражений... Именно эта восторженность заставила меня избрать ее образцом художественного глубокомыслия Гёте: трепет сочувствия к жизни, к живому пробегает по всем строкам, каждое слово дышит любовью к бытию, упоением от него». [2]
Гете рассуждает о природе с восторгом и трепетом, описывая ее как «непрошеную, нежданную, захватывающую и вечную».
«Она творит вечно новые образы; что есть в ней, того еще не было; что было, не будет, всё ново — а всё только старое. Мы живём посреди неё, но чужды ей. Она вечно говорит с нами, но тайн своих не открывает. Мы постоянно действуем на неё, но нет у нас над нею никакой власти».
«Она всё. Она сама себя и награждает, и наказывает, и радует, и мучит. Она сурова и кротка, любит и ужасает, немощна и всемогуща. Всё в ней непрестанно. Она не ведает прошедшего и будущего; настоящее её — вечность».[2]
Список использованной литературы:
//Вестник СПГУ культуры и искусств, - 2011, №3, стр. 96-101.
Письмо второе. Наука и природа, феноменология мышления
- М.: Изд-во АН СССР, - 1954, стр. 12-13.
- М.: Радуга, - 1987. – стр. 390.
Бог и природа. Миросозерцательные стихотворения
- М.: Радуга, - 1987, стр. 471-485.
5. Шайтанов И. О. «Плоды Просвещения: Гёте»//Литература,
- 2001, №44, стр. 5-12.