Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 15:20, реферат
Русская литература XIX века подарила человечеству бесценные высокодуховные произведения, дала возможность познакомиться с выдающимися поэтами, среди которых особое место, на мой взгляд, следует отвести самому загадочному поэту - Тютчеву Фёдору Ивановичу. Современники ценили в нем ум, прекрасное образование, у него были широкие интересы – от политики до истории, а также знали они его как автора публицистических статей.
Введение....................................................................................................3-5
1. Природа в поэзии Ф.И. Тютчева…………………………………….6-8
2. Тема человеческой души в природе в творчестве поэта………….8-12
Заключение..................................................................................................13
Список использованной литературы.......................................................14
Содержание:
Введение......................
1. Природа в поэзии Ф.И. Тютчева…………………………………….6-8
2. Тема человеческой души в природе в творчестве поэта………….8-12
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение.
Имя Федора Ивановича Тютчева, великого нашего поэта, соседствует в русской поэзии с именами Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Уже современники Тютчева называли его поэтом мысли. Действительно, Тютчев в своем творчестве выступает не только как большой мастер поэтического слова, но и как мыслитель. По отношению к Тютчеву мы вправе говорить не только о мироощущении, миросозерцании, но и о его мировоззренческой системе. Правда, она получила своеобразное выражение и воплотилась не в философском сочинении, а в полных художественного совершенства стихах. Философские мысли поэта, которыми проникнуты созданные им образы и картины, поэтические высказывания не представляют собой разрозненных тезисов, противоречивых обобщений, вызванных разными событиями жизни. В его поэтических философских созерцаниях и раздумьях есть внутренняя связь, а в стихах интенсивность философской мысли имеет определенную целенаправленность.
Современный читатель не ошибётся, если, вслед за Л.H.Толстым, произнесёт о Тютчеве: «Без него нельзя жить», потому что тютчевский поэтический мир базируется на поиске действительных человеческих ценностей, проникнут подлинным гуманизмом, органически сочетающим в себе признание неповторимой ценности каждой отдельной человеческой жизни с искренним и глубоким сопереживанием судьбам всего людского рода. Видя, чувствуя кровную, неразрывную связь индивидуального, частного и всеобщего, поэт ставил именно те проблемы взаимоотношений Человека, Человечества, Природы, Вселенной, без понимания которых невозможно гармоническое существование людей и которые встали во всей своей остроте на повестку дня разнообразной и противоречивой эпохи конца ХХ века. Отсюда высокая степень нравственной значимости тютчевского творчества.
Все справедливые слова о том, что Тютчев, конечно, был человеком определенного времени и положения, оказался связан с философскими системами (например, Шеллинга) и историческими концепциями, многое объясняют и сами могут быть объяснены, но сути тютчевской поэзии они все-таки до конца не раскрывают. Именно потому, что Тютчев решает главные «проклятые», «последние» вопросы, он навсегда интересен. Он оказывается современен для начала XIX века, как и для конца XX и начала XXI. «Трудно принять историческую точку зрения на Тютчева, — написал еще в 1903 году один из историков русской литературы, — трудно отнести его творчество к одной определенной и законченной эпохе в развитии русской литературы. Возрастающий для нас смысл его поэзии внушает нам как бы особую, внеисторическую точку зрения на него». Сам этот «внеисторизм» Тютчева, конечно, объясняется исторически. Тютчев оказался как бы поставленным вне истории, над временем, на сложнейшем историческом перекрестке России и Запада, судьей всего и человеком вообще.
Русская литература XIX века подарила человечеству бесценные высокодуховные произведения, дала возможность познакомиться с выдающимися поэтами, среди которых особое место, на мой взгляд, следует отвести самому загадочному поэту - Тютчеву Фёдору Ивановичу. Современники ценили в нем ум, прекрасное образование, у него были широкие интересы – от политики до истории, а также знали они его как автора публицистических статей.
Следует отметить, что в пейзажной лирике Тютчева мы ощущаем, прежде всего, русскую природу – мягкую и обыденную, интимную и скромную. Национальный колорит строчек создается иногда ритмом стиха, а иногда отдельными деталями.
Нежной, трепетной любовью к своей родине наполнены стихи поэта, созданные в дни коротких встреч с родными местами. Однако в этих стихах сквозит затаенная боль за нее. В произведениях Тютчева нет русской деревни или тяжелого, каторжного труда русского мужика, однако за картинами природы перед нами предстает настоящая Русь, нищая и усталая , но все -таки прекрасная.
С младых лет мы невольно знакомимся со стихами Ф.И. Тютчева. Для многих людей стихотворение «Люблю грозу в начале мая…» очень знакомо и вспоминается оно в начале каждого мая обязательно. Это прекрасное и неповторимое явление русской поэзии - стихи о пленительной русской природе, одухотворенные поэтами буквально в каждом произведении...
1. Природа в поэзии Ф.И. Тютчева.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Чьи эти строки? Кто из поэтов сумел подслушать игру молодого грома в майской лазури неба? Имя этого поэта природы — Федор Иванович Тютчев. Выдающийся русский лирик, он был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкин — «солнце русской поэзии», то Тютчев — ночной поэт. Хотя Пушкин и напечатал в своем «Современнике» в последний год жизни большую подборку стихов тогда никому не известного, находившегося на дипломатической службе в Германии поэта, вряд ли они ему понравились. Хотя там были такие шедевры, как «Видение», «Бессонница», «Как океан объемлет шар земной», «Последний катаклизм», «Цицерон», «О чем ты воешь, ветр ночной?..». Пушкину была чужда прежде всего традиция, на которую опирался Тютчев: немецкий идеализм (к нему Пушкин остался равнодушен) и поэтическая архаика XVIII — начала XIX века, прежде всего стихи Державина. С этой традицией Пушкин вел непримиримую литературную борьбу.
С поэзией Тютчева мы знакомимся уже в начальной школе: это стихи о природе, пейзажная лирика. Для Тютчева природа всегда была источником вдохновения. Лучшие его творения — стихи о природе. Его пейзажи в стихотворениях «Как весел грохот летних бурь», «Что ты клонишь над водами...», «В небе тают облака...» и другие по праву вошли в золотой фонд русской и мировой литературы.
Но поэту чуждо бездумное любование природой, он ищет в ней то, что роднит ее с человеком. Природа полна жизни: она дышит, улыбается, хмурится, иногда дремлет, грустит. У нее свой язык; ей свойственно то, что и человеческой душе, поэтому стихи Тютчева о природе — это стихи о человеке, о его настроениях, волнениях, тревогах («В душном воздухе молчанье...», «Поток сгустился и тускнеет», «Еще земли печален вид...» и др.).
Главное у Тютчева даже не изображение, а осмысление природы — философская лирика.
Мир Тютчева полон таинственности. Одна из его загадок — природа. В ней постоянно противоборствуют и сосуществуют две силы: хаос и гармония. В избытке и торжестве жизни проглядывает смерть, под покровом дня скрывается ночь. Природа в восприятии Тютчева непрерывно двоится, «поляризуется». Не случайно излюбленный прием поэта — антитеза: «дольный мир» противостоит «высям ледяным», тусклая земля — блистающему грозой небу, свет — тени, «юг блаженный» — «северу роковому». Тютчевским картинам природы свойствен динамизм. В его лирике природа живет в разные часы дня и времена года. Поэт рисует и утро в горах, и «море ночное», и летний вечер, и «полдень мглистый», и «весенний первый гром», и «мох седой» севера, и «благоухания, цветы и голоса» юга.
Тютчев стремится запечатлеть момент превращения одной картины в другую. Например, в стихотворении «Тени сизые смесились...» мы видим, как постепенно сгущаются сумерки и наступает ночь. Быструю смену состояний природы поэт передает при помощи бессоюзных конструкций, однородных членов предложения. Динамизм поэтической картине придают глаголы: «смесились», «уснул», «поблекнул», «разрешились». Слово «движение» воспринимается как контекстуальный синоним жизни.
Природа прекрасна в любых проявлениях.
Поэт видит гармонию в «стихийных спорах».
Созвучию природы противопоставлен вечный
разлад в человеческой жизни. Люди самоуверенны,
они отстаивают свою свободу, забывая
о том, что человек — всего лишь «греза
природы». Тютчев не признает отдельного
существования, верит в Мировую Душу как
основу всего живого. Человек, забывая
о своей связи с окружающим миром, обрекает
себя на страдания, становится игрушкой
в руках Рока. Хаос, являющийся воплощением
творческой энергии мятежного духа природы,
пугает людей.
Преобладание
пейзажей — одна из примет лирического
творчества Ф. И. Тютчева. Однако поэт —
не простой созерцатель природы, он стремится
проникнуть в глубину ее жизни, познать
ее смысл. Вся его лирика отличается глубиной
анализа душевных переживаний и восприятия
природы. И не удивительно, что природа,
как и человеческая душа, как и сама жизнь,
кажется ему противоречивой, вызывает
совершенно противоположные чувства.
В явлениях окружающего мира поэт старается
найти отклик на свои переживания, стремится
преодолеть терзающие его противоречия.
Несмотря на всю
противоречивость, в основе своей все
стихотворения Ф. И. Тютчева о природе
вызывают оптимистические настроения.
Осмысливая жизнь природы в ее взаимодействии
с человеческой жизнью, углубляясь в мир
своих внутренних переживаний, поэт преодолевает
трагическое восприятие действительности
и приходит к светлому романтическому
пониманию жизни. И, кроме того, его лирические
пейзажи, отражающие самые потаенные и
волнующие мысли, чувства, стремления
человека, передающие искреннее восхищение
красотой природы, тонкое восприятие всех
красок, звуков, очертаний, в наилучшей
степени способствуют развитию у нас,
его читателей, эстетического чувства.
2. Тема человеческой души в природе в творчестве поэта.
Вторая тема его творчества — жизнь человеческой души, многогранность любовного чувства. Единство его лирике придает эмоциональный тон — постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, но неизменное ощущение приближения всеобщего конца.
Наряду с нейтральными в эмоциональном плане пейзажными зарисовками природа у Тютчева катастрофична, и восприятие ее трагедийно. Таковы стихотворения «Бессонница», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», «О чем ты воешь, ветр ночной?..». Ночью у бодрствующего поэта открывается внутреннее пророческое зрение, и за покоем дневной природы ему видится стихия хаоса, чреватого катастрофами и катаклизмами. Он слушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (вообще, жизнь человека на земле для Тютчева есть призрак, сон) и оплакивает приближение всеобщего последнего часа:
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак, на краю земли.
Поэт признает, что голос хаоса, слышимый ночью, хотя и непонятен, глух для человека, но в то же время и глубоко родствен настроению его смятенной души.
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый! — заклинает поэт «ветр ночной», но продолжает стихотворение так:
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Такая двойственность естественна: ведь в душе человека те же бури, «под ними (т. е. под человеческими чувствами) хаос шевелится», тот же «родимый», что и в мире окружающей среды.
Жизнь человеческой души повторяет и воспроизводит состояние природы — мысль стихотворений философского цикла: «Цицерон», «Как над горячею золой», «Душа моя — элизиум теней», «Не то, что мните вы, природа...», «Слезы людские», «Волна и дума», «Два голоса». В жизни человека и общества та же стихия, ночь, закат, всем правит рок (об этом стихотворение «Цицерон» со знаменитой формулой: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые»). Отсюда острое ощущение конечности бытия («Как над горячею золой»), признание безнадежности («Два голоса»). Выразить же все это и тем более быть понятым и услышанным людьми почти невозможно. В этом Тютчев следует распространенной романтической идее о том, что прозрения поэта принципиально непонятны толпе.
Но в то же время лирика Тютчева близка лирике Некрасова, творчеству Достоевского, подметившего «обширность поэзии Тютчева, которому доступна и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, нравственность и интересы общественной жизни». Тютчев часто «уходил» к первоисточникам Вселенной, в этом его творчество «обширнее» творчества Некрасова. У Тютчева два начала: мир и человек, он пытался решить космические «последние» вопросы, поэтому всегда интересен. Поэт оказался современным для читателя начала XX века, как и для такового конца XIX века. Он за каждым явлением природы ощущает загадочность.
«Тютчев не шутил с музой, — говорил Л. Толстой, — и все у него строго: и содержание, и форма. Его тревожная любовь к жизни, его собственная лирика как раз была связана с землей». С глубоким сочувствием читаем строки:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.
Мир тютчевской поэзии раскрывается (это еще заметил Пушкин) только в подборке стихотворений. У него даже там, где только локализованный пейзаж, мы все же оказываемся всегда как бы перед целым миром.
В лирике Тютчева герой один. Но вот что интересно: человек в ней есть, но нет героя в привычном смысле этого слова. Личность в его поэзии представляет весь род человеческий, но не род в целом, а каждого в этом роде. Отсюда и вторая особенность поэзии Тютчева — диалогичность. В стихах постоянно идет спор.
Не то, что мните вы, природа —
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Если в 30—40-е годы XIX века проблема народа, как такового, Тютчева не занимает, то к концу 50-х годов в мировоззрении поэта намечаются радикальные изменения. Он пишет о прогнивших властных структурах империи, уподобляет судьбу России кораблю, севшему на мель. И «волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход». («Что-то прогнило в королевстве датском», — писал Тютчев.) Отсюда и рождаются стихи:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.
Принцип веры был и навсегда остался живым для Тютчева:
Над этой темною толпою
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?..
Поэт уверен, что прибежищем Бога на земле стал страдающий народ. Но как справедливо заметил Л. Гроссман, Тютчев «религиозным путем идет к признанию демократии».
В 50-е годы XIX века Тютчев в изображении природы сближается с Некрасовым. Изумительно тютчевское стихотворение:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
В этой реальной осени есть нечто от земли обетованной, от светлого царства. Не случайны такие эпитеты, как «хрустальный», «лучезарный». В то же время образ льющейся лазури — наглядная реальность хрусталя. «Лишь паутины тонкий волос» — не только подмеченная деталь, реальная примета, она служит восприятию всего огромного мира, вплоть до тонкой паутины. И эта гармоническая картина мира впервые у Тютчева связана с крестьянским полем, с серпом и бороздой: