Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 11:08, курсовая работа
Цель исследования – теоретически рассмотреть и практически обосновать педагогические условия приобщения дошкольников к национальным традициям народов Поволжского региона.
В соответствии с целью нами определены задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Отразить специфику культурного воспитания детей в ДОО.
3. Обобщить передовой педагогический опыт работы по теме.
Наше Поволжье является бездонным источником, из которого можно почерпнуть массу сведений о традициях, обрядах, обычаях воспитания подрастающего поколения. Эти традиции воспитания принято называть народной педагогикой. Народная педагогика предполагает передачу социального опыта норм поведения, общественных традиций. Люди тысячелетиями воспитывали детей. За это время у каждого народа сформировались своеобразные обычаи, добрые традиции.
Во всем мире сейчас наблюдается грустное явление, когда вместе с отсталостью уходит и самобытность. Чтобы не потерять эту самобытность надо, прежде всего, знать о ней все.
В семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.
В рамках встреч с родителями старших дошкольников были проведены следующие мероприятия:
- родительское собрание на тему «Формирование чувств национального достоинства»;
- беседа за круглым столом на тему: «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа»;
- дискуссия «Расширение кругозора детей через музей быта» (за и против).
Сейчас педагоги нашего детского сада каждое родительское собрание начинают с какой-либо национальной игры, в которых активно используются народные сказки, пословицы, поговорки. Именно это побуждает родителей прочитать лишний раз детям ту или иную сказку, обратиться к книге в поисках народных пословиц и поговорок.
Так же педагоги нашего детского сада предлагают родителям список литературы для чтения детям. В это список обязательно включен фольклор народов Поволжья (сказка, стишки, потешки).
Наши педагоги привлекли родителей старших воспитанников к организации книг в группе «Моя любимая сказка», где собраны произведения разных народов, в том числе и сказки народа Поволжья. Именно сказки демонстрируют национальное своеобразие, национальную психологию, народное представление о добре и справедливости.
В народных педагогиках народов Поволжья на воспитание детей большое воздействие оказывали игры. Они воспитывали волю, внимание, товарищеские чувства. Кроме того, подвижные игры на свежем воздухе укрепляли детей физически. В подготовительной группе нашего детского сада оформлены консультации для родителей «Как играть в народные игры», «Подвижные игры разных народов».
Национальное воспитание детей дошкольного возраста обеспечивается использованием игровых методов, в том числе метода сюжетно-ролевой игры, преимущество которой состоит в том, что ребенок для полного «вхождения» в роль использует характерную одежду отдельные предметы, тем самым, воспроизводя жизнь. Сюжетно-ролевая игра – средство эстетического воспитания ребенка, приобщение его к прекрасному через игровую деятельность, творческие задумки и их реализацию.
В нашем детском саду имеются сделанные руками родителей элементы национальной одежды (фартук, платок, калфак, тюбетейка, муляжи национальных блюд (чак-чак, пярямяч, эчпочмак), которые дети активно используют в игре.
В «День открытых дверей» педагоги нашего детского сада представили для родителей непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Укрась фартук», где использовали орнамент татарского народа.
В программных, национальных праздниках и развлечениях педагоги СПДО МАОУ «Основная общеобразовательная школа села Быков Отрог» используют национальные песни, стихи, игры, танцы, которые очень нравятся детям и родителям.
Также в нашем детском саду воспитателями совместно с музыкальным руководителем был реализован музыкальный проект «По Поволжью с песнями и танцами».
Вид проекта: творчески.
Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители.
Обеспечение проекта:
1. Наглядный материал: иллюстрации, картинки народов, проживающих в Поволжье, картинки костюмов народов Поволжья, CD-диски с записями песен народов Поволжья, музыка к русскому, украинскому и татарскому танцам, музыка для подвижных игр.
2. Технические средства: музыкальный центр, ноутбук.
3. Раздаточный материал: ленты, ложки.
4. Демонстрационный материал к играм.
Методическое сопровождение проекта:
1. Картотека русских народных игр с пением.
2. Рисунки детей совместно с родителями на тему: «Орнаменты Саратовской губернии».
3. Методическая литература: «Танцевальная ритмика для детей» Т.Суворовой.
4. План занятия «Музыка народов Поволжья».
Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы детского сада. В нашей области, да и в нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это – русские, татары, украинцы, чуваши, немцы, мордва и т.д. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа.
Таким образом, этот проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре Поволжья, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область и Поволжье в целом.
Цель проекта:
- Воспитывать у детей любовь к малой Родине.
- Расширить знания о традициях народов Поволжья.
- Создать общее праздничное настроение, способствовать развитию эмоциональной восприимчивости.
Задачи проекта:
- Развивать эмоционально-чувственную сферу.
- Формировать умение давать эмоционально-личностную оценку музыкальному произведению.
- Приобщать к музыкальной культуре Поволжья.
- Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
- Развивать пластику движений с использованием
различных предметов, атрибутов, элементов
костюма.
Содержание проекта:
1. Провести беседу с детьми о народностях, проживающих в Поволжье.
2. Просмотр иллюстраций, картин костюмов народов Поволжья.
3. Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений народов Поволжья.
4. Разучивание русского, украинского, татарского танцев.
5. Проведение занятия «Музыка народов Поволжья».
6. Проведение открытого занятия «Паровозик дружбы».
Представим в виде таблицы реализацию данного проекта.
Таблица 1 – Ход проекта «По Поволжью с песнями и танцами»
Реализация проекта | |
План музыкального занятия «Музыка народов Поволжья» | |
Цель |
Методы и приемы |
Заинтересовать детей темой занятия, создать непринужденную обстановку, эмоциональный настрой. |
«Погружение» детей в игровую ситу-ацию через слушание русских, та-тарских и др. народных произведений. Подключение чувственного, слухово-го, тактильного, зрительного и других анализаторов каждого ребенка |
Воспитывать интерес и любовь к му-зыке, потребность слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку; Развивать способности различать жанр произведения и выражать это в соот-ветствующих движениях; Развивать воображение, фантазию, умение находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления. |
Рассматривание картин, иллюстраций костюмов народов Поволжья. Создание игровой ситуации. Знакомство с играми народов, проживающих в Поволжье. Разучивание русского, украинского, татарского танцев. Создание комфортной обстановки для всех детей. |
Окончание таблицы 1
Реализация проекта | |
План музыкального занятия «Музыка народов Поволжья» | |
Цель |
Методы и приемы |
Подвести краткий итог занятия, отметить успехи и достижения каждого ребенка, уточнить и закрепить полученные знания и опыт. |
Беседа с детьми о впечатлениях на проведенном занятии. Подведение общего итога занятия с привлечением детей. Предоставить возможность желающим детям самим себя оценить, проанализировать свои успехи и, возможно, неудачи. Отметить успехи и достижения отдельных детей. В конце занятия использовать приемы для достижения эмоционального комфорта и радости от прошедшего занятия. |
Предполагаемый результат реализуемого проекта:
- углубление представлений о Саратовском Поволжье и людей его населяющих;
- формирование у детей представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область;
- умение воспринимать музыку как средство эстетического и культурного воспитания личности;
- развитие у детей музыкального слуха, координации движений, формирование двигательных умений.
Музыкальный руководитель нашего детского сада для реализации данного проекта тщательно подбирала репертуар, в который вошли такие композиции, как:
- Сборник песен для детей «Мое веселое детство» Леси Соболевской. Песня «Я - украиночка».
- Пелагея «В горнице».
- Музыка к татарскому танцу.
- «Танец с ложками», музыкальное сопровождение – русская народная мелодия «Байновская кадриль».
- Л. Хамиди «Тастаган», «Танец с пиалами».
- Сборник фольклорных песен «В стране веселых песен».
- Е. Брусиловский «Танец батыров».
- Сборник «Народные плясовые».
- Татарская народная игра «Сары буре» (Серый волк).
- Русская народная игра «Заря».
- Украинская народная игра «Хлибчик» (Хлебец).
Педагоги нашего детского сада пришли к выводу, если знакомить детей с родной культурой, традициями, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать полноценному эстетическому воспитанию и развитию дошкольников, и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.
Выводы по второму разделу. Итак, обобщив в данном разделе педагогический опыт работы по приобщению дошкольников к традициям народов Поволжья, направленной на эстетическое воспитание детей, мы можем с уверенностью сказать, что ознакомление дошкольников с традициями народов Поволжья создает благоприятные условия для успешного формирования их личности, воспитанию эстетических чувств.
Педагогами СПДО МАОУ ООШ села Быков Отрог Балаковского района Саратовской области осуществляется целостный подход к формированию личности детей дошкольного возраста, воспитанию эстетических качеств, разработана технология формирования, в основе которой лежит взаимодействие национальных культур.
В образовательном процессе были созданы специальные педагогические условия: организована предметно-пространственная среда, разработана программа приобщения к национальной культуре, обновлены технологические аспекты образовательного процесса. Все это способствовало эстетическому воспитанию, развитию творчества в деятельности и развитию самосознания.
Ознакомление дошкольников с традициями народов Поволжья происходило последовательно: ознакомление – систематизация и уточнение полученных знаний – закрепление. Ознакомление с культурой и традициями было связано с развитием мироощущений, то есть прочувствованием, «погружением» в культуру народа, постепенным впитыванием культурных традиций.
Полученные информационные знания о культуре народов стимулировали детскую активность, их стремление к разнообразной деятельности (изобразительной, театрализованной, словесной, музыкальной, трудовой), поэтому работу по ознакомлению с национальной культурой мы начинали с информационного материала, который, прежде всего, был направлен к чувствам, личному опыту детей. Проблему формирования эстетического воспитания дошкольников мы рассматривали в тесной связи с понятием «национальная культура» и представляли как единство развития познавательной, творческой, деятельностной сфер и самосознания личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тысячелетиями творил народ Поволжья свое самобытное национальное искусство. Вкладывал в него чувство и знание природы, боготворил землю, солнце, дождь, реки, озера, создавал образы вечной красоты. В каждом прикосновении рук мастера к материалу, будь то глина, дерево, металл, ткань, живет чувство красоты родного края. Из поколения в поколение народные мастера передавали новому поколению свой опыт, свое ощущение красоты жизни народа. Искусство народа – это его культура, культура духовная, и в то же время материально-бытовая.
Информация о работе Приобщение дошкольников к культурным традициям Поволжского региона