Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 18:03, реферат
Древнекитайское классовое общество и государственность образовалось несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии, но, тем не менее, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….……….……….………стр. 2
КУЛЬТЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ ……………………..…………….………стр.3
Культ неба в Китае………………………………….………………..……..стр.3
Культ камней Китая………………………………….……………………..стр.4
Свадьба ………………………………………………….….………………..стр7
Древне китайская семья………………………………….………………….стр.8
Имена и фамилии…………………………………………….……..………стр.10
Календарные праздники……………………………………………………стр.11
Религия Китая……………………………………………………..……….стр.12
ФИЛОСОФИЯ КОНФУЦИЯ И ЕЕ НРАВСТВЕННЫЙ ПАФОС……....стр17
Человеческая жизнь – главный предмет конфуцианства……………...…стр17
Поднебесная как главное условие человеческой жизни………………….стр.20
Конфуцианство о познании………………………………….……………...стр.21
Историческое развитие конфуцианства и проблема человека…………...стр.21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……….…стр.23
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….стр.24
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….……….……
КУЛЬТЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ ……………………..…………….………стр.3
Культ неба в Китае………………………………….………………..…….
Культ камней Китая………………………………….……………………..
Свадьба ………………………………………………….….………………..
Древне китайская семья………………………………….………………….
Имена и фамилии…………………………………………….……..…
Календарные праздники……………………………………………………
Религия Китая……………………………………………………..………
ФИЛОСОФИЯ КОНФУЦИЯ И ЕЕ НРАВСТВЕННЫЙ ПАФОС……....стр17
Человеческая жизнь – главный предмет конфуцианства……………...…стр17
Поднебесная как главное условие человеческой жизни………………….стр.20
Конфуцианство о познании………………………………….……………...
Историческое развитие конфуцианства и проблема человека…………...стр.21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в 5 - 3 тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течение длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины 1 тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, в южном направлении, сначала в район бассейна Янзы, а затем и дальше на юг. На грани нашей эры государство Древнего Китая выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница, этнической территории древних китайцев остаётся почти неизменной.
Древнекитайское классовое общество и государственность образовалось несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии, но, тем не менее, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.
КУЛЬТЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Культ неба в Китае
культ религия Китай конфуцианство
Эпоха Шан-Инь была сравнительно недолгой. В 1027 г. до н.э. объединившийся вокруг племени чжоусцев союз окружавших Инь народов в решающей битве при Муе разгромил иньцев. Династия Чжоу, распространившая после победы власть на большую территорию бассейна Хуанхэ, многое заимствовала у иньцев, включая культ Шанди и предков, практику гадания. Однако у чжоусцев были и свои религиозные представления, в том числе почитание Неба. С течением времени культ Неба в Чжоу окончательно вытеснил Шанди в главной функции верховного божества. При этом на Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем: чжоуский ван стал считаться сыном Неба, и этот титул сохранился за правителем Китая до XX в.
Начиная с эпохи Чжоу Небо в его основной функции верховного контролирующего и регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причем культу этого божества был придан не столько сакрально-теистический, сколько морально-этический акцент. Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. В понятие "добродетель" (дэ) включался сакральный оттенок высшего соответствия (главным образом правителя, олицетворявшего народ) божественным установлениям, внутренней божественно-детерминированной силе. Только имея "дэ", правитель имел право управлять; теряя его, он терял это право.
Итак, чжоуское Небо (тянь), вобрав часть функций Шанди, стало не столько даже верховным божеством, сколько высшим олицетворением разума, целесообразности, справедливости и добродетели. Выдвинув на передний план в этом культе его рациональное начало, чжоусцы еще более усилили рационалистический акцент, уже имевшийся в практике верований и культов у иньцев. Претендуя на родство с Небом, чжоуские правители стали именовать свою страну Поднебесной (тянь-ся), а себя-сыновьями Неба (тянь-цзы). Для китайских правителей отождествление с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир, в который они включали собственно Китай (Чжунго, "Срединное государство") и окружавшую его варварскую периферию, которая, по их представлениям, явно тяготела к центру, т. е. к Чжунго, к китайскому властителю Поднебесной, сыну Неба.
Культ Неба стал главным в Китае, а полное его отправление-прерогативой лишь самого правителя, сына Неба. Отправление этого культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми человеческими жертвами. В почтительном отношении к высшему началу обычно проявлялся отчетливо осознанный сыновний долг правителя, понимавшего необходимость отчитаться перед высшей божественной инстанцией и воздать небесному отцу, хранителю мирового порядка, необходимые почести.
Культ камней Китая
Мифам Китая свойствен культ камней, которые, в частности, образуют гору, связанную с идеей плодородия, поскольку она находится близко к небу, оплодотворяющему землю. С культом плодородия также связаны образы змеи и дракона. Плодородие земли связывается с лежащей на земле змеей. Дракон обитает в облаках и в земных водоемах. Божества плодородия, как сказано в мифах, живут в горах, в озерах и т. п. «Книга гор и морей» («Шань хай цзин») включает в себя представления о богах Китая, его горах и землях, об обитающих там животных, содержит сведения о народной медицине, верованиях.
Этот памятник относится к III—II вв. до н. э. Высшим богом, отождествляемым с небом, считается Шанди, жертвы которому вправе приносить только императоры. Древние китайцы считали его родоначальником и покровителем, который управляет всеми богами и духами. Существует несколько версий происхождения мира. Сначала не было ничего, Вселенная была хаосом. Потом в этом мраке родились два духа (бога) — инь и ян. Они решили привести в порядок мир. Но сначала боги разделили между собой сферы влияния.
Небом стал управлять ян, а землей — инь. Есть и другая версия сотворения мира. Первочеловек Пань-гу взял топор, да и ударил им по мраку. То, что было чистым, поднялось вверх и образовало небо. Все прочее послужило основой для создания земли. Земледелие играло важную роль в Древнем Китае, поэтому земледельческий культ приобретает черты государственного. Императору Шэн-нун, который, по преданию, научил людей земледелию, сооружен жертвенник в Пекине.
Ему приносит жертвы сам император. Китайцы поклонялись местным духам, ту-ди, которых просили об урожае, избавлении от бедствий. Каждый город имел своего покровителя. Согласно даосизму, каждая местность обладает особыми свойствами, проистекающими от влияния злых и добрых сил, соотношение которых зависит от рельефа.
Истории Китая известны случаи, когда по указанию даосских жрецов, объявивших местность неблагоприятной, жители покидали целые города и деревни. Зарождающаяся философия использовала мифы для обоснования своих теорий, что вызвало необходимость превратить действующих в них героев в реальные исторические личности, мифологические события — в действительно имевшие место в древности. Это позволило философам, в частности конфуцианцам, превратить мифы в реальность и подтвердить таким образом правомерность основанных на них философских и этических выводов. Если одни космогонические концепции основывались на идее о силах ян и инь, то представители других учений полагали, что в основе всего лежит 5 первоначал, которыми являются вода, огонь, металл, земля и дерево.
Корни зарождения великой культуры Китая относят к древним временам. Показателем общего подъема культуры Древнего Китая являются развитие научных знаний, письменности, искусства и литературы. Уникальна, история письменности Китая. Древнейшие китайские тексты, гадательные надписи, нацарапанные на бараньей лопатке или черепаховом панцире, относятся к III - II тыс. до н.э.: такой панцирь или лопатка помещались в огонь, и ответ на заданный вопрос "вычитывался" по форме и расположению образовавшихся трещин.
Во II тыс. до н.э. появляются надписи на ритуальных бронзовых сосудах, а с начала I тыс. до н.э. для письма стали использоваться бамбуковые планки, скрепленные шнуров, текст писался вдоль планки по вертикали. На одной такой планке вмещалось около 40 иероглифов, так что даже небольшая по содержанию книга имела значительный объем. В III в до н.э. китайцы начали применять в качестве материала для письма шелк, но он был очень дорог. В I в. до н.э. китайцы изобрели бумагу, что способствовало широкому распространению письменности. Уже на бамбуковых планках ( а позднее - на шелке и бумаге) писали с помощью кисти тушью, изготавливаемой из каменного угля или сажи от сжигания сосновых дров. Ошибки исправлялись путем подчистки ножом, поэтому выражение "нож и кисть" стало метафорой для обозначения чиновников.
Распространение письменности и возрастание ее общественной роли потребовало унификации начертания иероглифов. Первый известный опыт кодификации китайской графики - это список иероглифов Ши Чжоу пянь, написанный придворным историографом Ши Чжоу (IX - VIII вв. до н.э.). Затем в эпоху Цинь и Хань происходят реформы письменности, приведшие в результате к появлению стандартного стиля письма - "кайшу" (уставное письмо), которое сохранилось вплоть до реформы китайской письменности в 1956 - 1959 гг.
Китайские мастера всегда отличались богатством фантазии, тонким художественным вкусом и великолепной техникой. Подтверждение этому - каждый экспонат выставки.
Особенностью прикладного искусства Китая является тонкое чувство материала, который необычайно разнообразен: кость, глина, камни, перо птиц, кора дерева и т.д. Мастера умело выявляют его живописные качества и природные свойства.
Разнообразны по форме и оформлению изделия из фарфора. Это вазы, чайные сервизы, наборы для вина. В их росписи преобладают цветочно-растительные мотивы, которые поражают тонкой наблюдательностью мастеров и любовью к природе. Изображая растения, животных, птиц, художники придают им символическое значение и выражают различные пожелания благополучия, долголетия или указания определенного времени года. Также представлен фарфор, оплетенный бамбуковой соломкой. В этой технике выполнен набор для вина, который отличают утонченность формы и тонкий геометрический рисунок.
Широко распространена в Китае вышивка. Особым художественным эффектом отличается двусторонняя вышивка, в которой лицевая и изнаночная стороны изделий одинаковы. На выставке представлены вышитые по шелку экраны с изображением птиц, животных, растений.
На протяжении длительной истории у каждой национальности Китая сложился свой образ жизни, отражающийся в питании, одежде, жилище, обычаях, обрядах и т.п., на который наложили отпечаток природные, социальные, экономические и другие факторы. Так, на юге страны основным продуктом питания является рис, тогда как жители северных районов предпочитают мучные продукты.
В районах, где компактно проживают ханьцы, обычаи просты. В день рождения нет особого ритуала, многие предпочитают есть «шоумянь» - лапшу, символизирующую долголетие. В Древнем Китае установлен «Закон о браке», согласно которому мужчины, достигшие 22 лет, и женщины не моложе 20 лет имеют право вступить в брак и получить брачное свидетельство в соответствующем компетентном органе. Так и устанавливаются их законные супружеские отношения. Свадьба не представляет собой обязательную процедуру с юридической точки зрения. Свадьба - это праздник, когда новобрачные принимают поздравления от своих родных и близких. Свадебные обряды у нацменьшинств проходят по-разному: они иногда пышны и торжественны, а иногда просты и скромны. В этот день у одних принято радоваться и петь песни, у других невестам положено рыдать перед уходом из родного дома. У одних парни выбирают невесту, у других, наоборот, - девушки в мужья берут парней. У одних народностей принято намазывать щеки встречающих черным гримом, у других - балагурить с новобрачными, у третьих - подшучивать над свекром, и все это забавно и интересно. Похоронный обряд в Китае тоже несложный. Обычно устраивается прощание с покойным или траурный митинг в знак скорби. В городах распространена кремация, а в деревнях - погребение умершего. Традиционный похоронный цвет в Китае - белый, но теперь в случае похорон горожане надевают и черную траурную повязку. Исповедующие ислам нацменьшинства погребают умершего, а представители национальности и, проживающие в горах Ляншань(пров. Сычуань), национальностей лаху и пуми, проживающие в Юньнани, кремируют покойников.
Свадьба
Свадебные обряды китайцев во многом различны, но неизменным остается самое главное, а именно праздничная, веселая и торжественная атмосфера свадеб.
В древнем Китае для вступления в брак нужно было совершить шесть ритуальных действ, которые называются «люли». Это - «насай» (подношение подарков во время предложения руки и сердца); «нацзи» (делать подарки на обручение), «инцинь» (собственно свадебный обряд) и т. д. Если парню приглянулась девушка, он засылал к ней в семью сваху. Происходило сватовство, и семья парня должна была делать подарки свахе и родителям девушки. При встрече сваха обменивалась с родителями девушки записками, на которых были записаны имена и возраст обоих молодых. Если стороны в основном соглашались друг другом, они переходили к смотринам. Члены семьи парня, выбрав счастливый день, шли в семью девушки, чтобы побольше узнать о материальном положении, о поведении и нраве невесты и получить представление о ее внешности. Родители девушки тоже могли познакомиться с будущим затем, но с женихом невесте в древности запрещалось встречаться. А теперь наоборот: в большинстве случаев девушка с родителями выбирают мужа; в некоторых селах под Пекином, если девушка и ее родители остаются обедать в гостях у родителей молодого человека, значит, они примут его и в качестве жениха для своей дочери.
Информация о работе Китайская культурно-историческая традиция