Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 23:37, реферат
Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1924 годах изменил отчество и фамилию) родился 5 (17) ноября 1896 года в городе Орша вторым из восьмерых детей в семье заместителя управляющего Гомельского отделения Соединённого банка, выпускника Харьковского коммерческого института, купца Симхи (Семёна) Яковлевича Выгодского и его жены Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской. Его образованием занимался частный учитель Шолом (Соломон) Мордухович Ашпиз, известный использованием так называемого метода сократического диалога и участием в революционной деятельности в составе гомельской социал-демократической организации.
1. Введение
2. Лев Семёнович Выготский
3. Алексей Николаевич Леонтьев
4. Борис Герасимович Ананьев
5. Взгляды Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева на сознание
6. Список используемой литературы
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Факультет специального
образования
Реферат по дисциплине общая психология
«Культурно-историческая
концепция развития сознания»
Подготовила:
студентка I курса, 101 группы
дневного отделения
Каян
Анна Степановна
Минск 2010
Содержание:
1. Введение
2. Лев Семёнович
Выготский
3. Алексей Николаевич
Леонтьев
4. Борис Герасимович
Ананьев
5. Взгляды Л.
С. Выготского, А. Н. Леонтьева,
Б. Г. Ананьева на сознание
6. Список используемой
литературы
Дата рождения: 5 (17) ноября 1896
Место рождения: Орша, Российская империя
Дата смерти: 11 июня 1934 (37 лет)
Место смерти: Москва, СССР
Научная сфера: психология, дефектология, педология, литературоведение
Место работы:
Московский государственный
институт экспериментальной психологии,
Экспериментальный
Альма-матер:
Московский государственный университет, Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского
Знаменитые ученики:
А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович и др.
Известен как:
создатель культурно-исторической
теории
Лев Симхович Выгодский
(в 1917 и 1924 годах изменил отчество
и фамилию) родился 5 (17) ноября 1896 года
в городе Орша вторым из восьмерых
детей в семье заместителя
управляющего Гомельского отделения
Соединённого банка, выпускника Харьковского
коммерческого института, купца
Симхи (Семёна) Яковлевича Выгодского
и его жены Цили (Цецилии) Моисеевны
Выгодской. Его образованием занимался
частный учитель Шолом (Соломон)
Мордухович Ашпиз, известный использованием
так называемого метода сократического
диалога и участием в революционной
деятельности в составе гомельской
социал-демократической
В 1917 году Лев Выготский
окончил юридический факультет
Московского университета и одновременно
— историко-философский
Выготский скончался
11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза.
Дочь Л. С. Выготского
— Гита Львовна Выгодская —
советский психолог и дефектолог,
кандидат психологических наук, соавтор
биографии «Л. С. Выготский. Штрихи к
портрету» (1996). Сёстры — лингвисты
Клавдия Семёновна Выгодская, автор
русско-французских и
Введение:
Рассматривая проблему
происхождения и развития сознания
человека, мы не можем не остановиться
более подробно на одной из психологических
концепций, которая определила научные
пути решения проблемы происхождения
психики человека. Впоследствии ее
стали называть культурно-исторической
теорией происхождения психики
человека. В некоторых работах
ее называют теорий общественно-исторического
происхождения высших психических
функций человека. Ее автор –
известный российский ученый Л.С. Выготский.
Данная концепция появилась на фоне
споров о том, с каких позиций
подходить к изучению человека. Среди
разнообразных подходов доминировали
два: «биологический» и «идеальный».
С позиции идеального
подхода человек имеет
С «биологической»
точки зрения человек имеет естественное
происхождение и является частью
живой природы, поэтому его психическую
жизнь можно описать теми же понятиями,
что и психическую жизнь
Ананьев Борис Герасимович –
выдающийся психолог ХХ столетия, создатель
теории антропологической психологии,
основатель Ленинградской (Петербургской)
научной психологической школы.
Б.Г. Ананьев - видный
деятель психологической и
Родился 14 (1) августа
1907 г. во Владикавказе в семье учителя.
После окончания средней школы
поступил на общественно-экономический
факультет Горского педагогического
института (Владикавказ). Уже в студенческие
годы выполнил научные исследования
в педологическом кружке Р.И. Черановского
и опубликовал свои первые статьи.
В 1927 г. стажировался в Институте
мозга, созданного и руководимого в
то время В.М. Бехтеревым (в Ленинграде).
После окончания
В годы Великой Отечественной
войны участник обороны Ленинграда,
начальник психопатологического кабинета
эвакогоспиталя для раненых.
В 1944 году возглавил
вновь созданную кафедру
Вместе с тем
в 1951-1960 гг. работал директором НИИ
педагогики АПН РСФСР и руководил
большим циклом исследований по проблемам
целостности развития учащихся
и системы учебно-
На завершающем этапе жизни декан факультета психологии ЛГУ (с 1967 г.), заведующий лабораторией дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ ЛГУ (c 1963 г.), заведующий кафедрой общей психологии (с 1944 г. с перерывом).
В 1966 г. развернул
коллективное комплексное исследование
развития целостной личности – индивидуальности,
которое охватывало возрастной диапазон
от 17-18 до 60 лет. Найдены корреляционные
связи между разнородными элементами
психобиосоциальной структуры индивидуальности,
в которых выражена зависимость
психических явлений от материальных
свойств субъекта. Выявлена картина
возрастной динамики психофизиологических,
интеллектуальных функций, преобразования
паттернов корреляций в микрофазах
развития.
Б.Г. Ананьев скончался
от инфаркта 18 мая 1972 г. Похоронен в
Санкт-Петербурге на Серафимовском
кладбище.
Научные взгляды
Б.Г. Ананьева соответствуют
Дата рождения: 5 февраля 1903
Место
рождения: Москва, Российская империя
Дата смерти: 21 января 1979 (75 лет)
Место
смерти: Москва, СССР
Страна:
СССР
Научная
сфера:
Психология
Место
работы:
МГУ им. М.В. Ломоносова
Альма-матер:
МГУ им. М.В. Ломоносова
Научный
руководитель: Л.С. Выготский
Известен
как: основатель теории деятельности
Леонтьев Алексей
Николаевич (5 февраля 1903, Москва — 21 января
1979, Москва) — советский психолог,
занимавшийся проблемами сознания и
деятельности. Ученик Л.С. Выготского.
В 1924 году окончил МГУ им. М.В.Ломоносова.
В конце 1931 г. был принят на работу
в Харькове, где заведовал отделом
в секторе психологии Украинской
психолоневрологической академии (до
1932 г. — Украинский психоневрологический
институт) и кафедрой Харьковского
педагогического института (с 1933 по
1938). С 1941 года — профессор МГУ
и с 1951 — заведующий кафедрой психологии
философского факультета. В 1948 году вступил
в коммунистическую партию. С 1950 года
— действительный член АПН РСФСР,
а с 1968 года — АПН СССР. Основал
в 1966 году факультет психологии МГУ
и руководил им 1960-70-е годы.
Как писал ученик школы Л. С .Выготского А.Н.Леонтьев, «альфой и омегой» научного творчества Л. С. Выготского была проблема сознания, открытого им для конкретно-научного изучения. Традиционная психологическая наука, называя себя «психологией сознания», никогда не была ею, так как сознание выступало в ней предметом «непосредственного» (интроспективного) переживания, а не научного познания.
В психологии существовали две точки зрения на процесс психического развития ребенка - одна точка зрения - изучение высших психических функций со стороны составляющих их натуральных процессов, сведение высших и сложных процессов к элементарным, без рассмотрения специфических особенностей и закономерностей культурного развития поведения. С позиции же идеального подхода человек имеет божественное происхождение, душа человека, его психика, божественна, неизмерима, и не может быть познана. Как замечает Л.С. Выготский - «только в процессе длительных исследований, охвативших десятилетия, психология сумела преодолеть первоначальные представления о том, что процессы психического развития строятся и протекают по ботаническому образцу». [1,с.2]
Информация о работе Культурно-историческая концепция развития сознания