Культурно-историческая концепция развития сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 23:37, реферат

Краткое описание

Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1924 годах изменил отчество и фамилию) родился 5 (17) ноября 1896 года в городе Орша вторым из восьмерых детей в семье заместителя управляющего Гомельского отделения Соединённого банка, выпускника Харьковского коммерческого института, купца Симхи (Семёна) Яковлевича Выгодского и его жены Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской. Его образованием занимался частный учитель Шолом (Соломон) Мордухович Ашпиз, известный использованием так называемого метода сократического диалога и участием в революционной деятельности в составе гомельской социал-демократической организации.

Оглавление

1. Введение


2. Лев Семёнович Выготский


3. Алексей Николаевич Леонтьев


4. Борис Герасимович Ананьев


5. Взгляды Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева на сознание


6. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 262.18 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Белорусский  государственный педагогический университет

имени Максима  Танка»

Факультет специального образования 
 
 

Реферат по дисциплине общая психология

                                                на тему: 

«Культурно-историческая концепция развития сознания» 
 
 
 

                Подготовила:

                студентка I курса, 101 группы

                дневного  отделения 

                Каян  Анна Степановна 

                                                                       Преподаватель: 

                                                                       Евдокимова Ирина Юрьевна 
 
 
 
 

Минск 2010

Содержание: 

1.  Введение 

2.  Лев Семёнович Выготский 

3.  Алексей Николаевич Леонтьев 

4.  Борис Герасимович  Ананьев 

5.  Взгляды Л.  С. Выготского, А. Н. Леонтьева,  Б. Г. Ананьева на сознание 

6. Список используемой  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дата рождения: 5 (17) ноября 1896

Место рождения: Орша, Российская империя

Дата  смерти:  11 июня 1934 (37 лет)

Место смерти: Москва, СССР

Научная сфера: психология, дефектология, педология, литературоведение

Место работы:

Московский государственный  институт экспериментальной психологии, Экспериментальный дефектологический  институт

Альма-матер:

Московский государственный  университет, Московский городской  народный университет имени А.Л. Шанявского

Знаменитые  ученики:

А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович и др.

Известен  как:

создатель культурно-исторической теории 
 

Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1924 годах изменил отчество и фамилию) родился 5 (17) ноября 1896 года в городе Орша вторым из восьмерых  детей в семье заместителя  управляющего Гомельского отделения  Соединённого банка, выпускника Харьковского коммерческого института, купца  Симхи (Семёна) Яковлевича Выгодского и его жены Цили (Цецилии) Моисеевны  Выгодской. Его образованием занимался  частный учитель Шолом (Соломон) Мордухович Ашпиз, известный использованием так называемого метода сократического диалога и участием в революционной  деятельности в составе гомельской социал-демократической организации. Значительное влияние на будущего психолога  в детские годы оказал также его  двоюродный брат, впоследствии известный  литературный критик и переводчик Давид  Исаакович Выгодский (1893—1943, англ.).[2][3] Л. С. Выгодский изменил одну букву  в своей фамилии, чтобы отличаться от уже приобретшего известность  Д. И. Выгодского. 

В 1917 году Лев Выготский  окончил юридический факультет  Московского университета и одновременно — историко-философский факультет  Университета им. Шанявского. По окончании  учебы в Москве вернулся в Гомель. В 1924 году переехал в Москву, где  и прожил последнее десятилетие  своей жизни. Работал в Московском государственном институте экспериментальной  психологии (1924—1928), в Государственном  институте научной педагогики (ГИНП) при ЛГПИ и в ЛГПИ им. А. И. Герцена (оба в 1927—1934), Академии Коммунистического  воспитания (АКВ) (1929—1931), 2-м МГУ (1927—1930), а после реорганизации 2-го МГУ  — в МГПИ им. А. С. Бубнова (1930—1934), а также в основанном им Экспериментальном  дефектологическом институте (1929—1934); также читал курсы лекций в  ряде учебных заведений и исследовательских  организаций Москвы, Ленинграда, Ташкента и Харькова, например, в Средне-азиатском  государственном университете (САГУ) (в 1929 году). 

Выготский скончался 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза. 

Дочь Л. С. Выготского — Гита Львовна Выгодская —  советский психолог и дефектолог, кандидат психологических наук, соавтор  биографии «Л. С. Выготский. Штрихи к  портрету» (1996). Сёстры — лингвисты  Клавдия Семёновна Выгодская, автор  русско-французских и французско-русских  словарей, и Зинаида Семёновна  Выгодская, автор русско-английских и англо-русских словарей. 
 

Введение: 

Рассматривая проблему происхождения и развития сознания человека, мы не можем не остановиться более подробно на одной из психологических  концепций, которая определила научные  пути решения проблемы происхождения  психики человека. Впоследствии ее стали называть культурно-исторической теорией происхождения психики  человека. В некоторых работах  ее называют теорий общественно-исторического  происхождения высших психических  функций человека. Ее автор –  известный российский ученый Л.С. Выготский. Данная концепция появилась на фоне споров о том, с каких позиций  подходить к изучению человека. Среди  разнообразных подходов доминировали два: «биологический» и «идеальный». 

С позиции идеального подхода человек имеет божественное происхождение. Согласно данной точке  зрения, цель жизни каждого человека – «осуществить замысел божий» (христианский подход), выразить часть «объективного  духа» (Гегель) и т.д. Душа человека, его психика божественна, неизмерима и непознаваема. 

С «биологической»  точки зрения человек имеет естественное происхождение и является частью живой природы, поэтому его психическую  жизнь можно описать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных. К числу ярчайших представителей этой позиции может быть отнесен  И.П. Павлов, обнаруживший, что законы высшей нервной деятельности одинаковы  как для животных, так и для  человека. Поэтому бытовало мнение, которое и сегодня разделяют  некоторые физиологи; оно заключается  в том, что физиология высшей нервной  деятельности, или наука о мозге  в целом, рано или поздно заменит  собой психологию. Но тогда вполне закономерно возникает предположение  о том, что сознание, присущее человеку, должно встречаться и у животных, а если мы говорим о сознании как  качественно новом образовании, то необходимо вводить совсем другие понятия и искать совсем другие законы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ананьев Борис Герасимович –  выдающийся психолог ХХ столетия, создатель  теории антропологической психологии, основатель Ленинградской (Петербургской) научной психологической школы. 

Б.Г. Ананьев - видный деятель психологической и педагогической науки России, академик Академии педагогических наук СССР, один из главных организаторов  Всесоюзного общества психологов, журнала  «Вопросы психологии». По его инициативе и при активном участии в Ленинграде были открыты Научно-исследовательский  институт педагогики АПН РСФСР, Научно-исследовательский  институт комплексных социальных исследований, отделение и факультет Психологии Ленинградского государственного университета (ЛГУ, ныне СПбГУ).

Родился 14 (1) августа 1907 г. во Владикавказе в семье учителя. После окончания средней школы  поступил на общественно-экономический  факультет Горского педагогического  института (Владикавказ). Уже в студенческие годы выполнил научные исследования в педологическом кружке Р.И. Черановского и опубликовал свои первые статьи. В 1927 г. стажировался в Институте  мозга, созданного и руководимого в  то время В.М. Бехтеревым  (в Ленинграде). После окончания педагогического  института поступил в аспирантуру  Института мозга.   1930 г. - старший  научный сотрудник,  1934 г. - заведующий лабораторией воспитания,  1937 г. - заведующий сектором (отделом) психологии. Организовал  два цикла коллективных экспериментальных  исследований –  по проблеме развития личности (характера) и проблеме чувственного познания.  В 1939 г. защитил докторскую диссертацию «Формирование психологической  науки в СССР».  

В годы Великой Отечественной  войны участник обороны Ленинграда, начальник психопатологического кабинета эвакогоспиталя для раненых.  

В 1944 году возглавил  вновь созданную кафедру психологии и отделение психологии Ленинградского государственного университета. Развернул  исследования по психологии чувственного познания, пространственной ориентации, психологии развития.  

Вместе с тем  в 1951-1960 гг. работал директором НИИ  педагогики АПН РСФСР и руководил  большим циклом исследований по проблемам  целостности развития учащихся  и системы учебно-воспитательной работы в средней школе.

На завершающем  этапе жизни декан  факультета психологии ЛГУ (с 1967 г.), заведующий лабораторией дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ ЛГУ (c 1963 г.), заведующий кафедрой общей психологии (с 1944 г. с перерывом).  

В 1966 г. развернул  коллективное комплексное исследование развития целостной личности – индивидуальности, которое охватывало возрастной диапазон от 17-18  до 60 лет.  Найдены корреляционные связи между разнородными элементами психобиосоциальной структуры индивидуальности, в которых выражена зависимость  психических явлений от  материальных свойств субъекта. Выявлена картина  возрастной динамики психофизиологических, интеллектуальных функций, преобразования паттернов корреляций в микрофазах развития.  

Б.Г. Ананьев скончался  от инфаркта 18 мая 1972 г. Похоронен в  Санкт-Петербурге на Серафимовском  кладбище. 

Научные взгляды  Б.Г. Ананьева соответствуют материалистической антропологической традиции Н.Г. Чернышевского, И.М. Сеченова, К.Д. Ушинского, В.М. Бехтерева. Он был сторонником комплексного исследования человека в целях его  психологического познания и полагал, что психология явится интегратором всей системы человекознания (антропономии). Его теория может быть названа антропологической психологией.

Дата рождения: 5 февраля 1903 

Место рождения: Москва, Российская империя 

Дата  смерти:               21 января 1979 (75 лет)

                   

Место смерти: Москва, СССР 

Страна:                              СССР 

Научная сфера:              Психология 

Место работы:               МГУ им. М.В. Ломоносова 

Альма-матер:               МГУ им. М.В. Ломоносова 

Научный руководитель: Л.С. Выготский 

Известен  как: основатель теории деятельности 
 
 

Леонтьев Алексей  Николаевич (5 февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва) — советский психолог, занимавшийся проблемами сознания и  деятельности. Ученик Л.С. Выготского. В 1924 году окончил МГУ им. М.В.Ломоносова. В конце 1931 г. был принят на работу в Харькове, где заведовал отделом  в секторе психологии Украинской психолоневрологической академии (до 1932 г. — Украинский психоневрологический институт) и кафедрой Харьковского педагогического института (с 1933 по 1938). С 1941 года — профессор МГУ  и с 1951 — заведующий кафедрой психологии философского факультета. В 1948 году вступил  в коммунистическую партию. С 1950 года — действительный член АПН РСФСР, а с 1968 года — АПН СССР. Основал  в 1966 году факультет психологии МГУ  и руководил им 1960-70-е годы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Как писал  ученик школы Л. С .Выготского А.Н.Леонтьев, «альфой и омегой» научного творчества Л. С. Выготского была проблема сознания, открытого им для конкретно-научного изучения. Традиционная психологическая  наука, называя себя «психологией сознания», никогда не была ею, так как сознание выступало в ней предметом  «непосредственного» (интроспективного) переживания, а не научного познания.

В психологии существовали две точки зрения на процесс психического развития ребенка - одна точка зрения - изучение высших психических функций со стороны  составляющих их натуральных процессов, сведение высших и сложных процессов  к элементарным, без рассмотрения специфических особенностей и закономерностей  культурного развития поведения. С  позиции же идеального подхода человек  имеет божественное происхождение, душа человека, его психика, божественна, неизмерима, и не может быть познана. Как замечает Л.С. Выготский - «только  в процессе длительных исследований, охвативших десятилетия, психология сумела преодолеть первоначальные представления  о том, что процессы психического развития строятся и протекают по ботаническому образцу». [1,с.2]

Информация о работе Культурно-историческая концепция развития сознания