Культурно-историческое значение Библии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:05, реферат

Краткое описание

В 988 году при князе Владимире произошло великое крещение Руси. На славянские земли пришла новая религия – христианская. Эта религия отличалась от языческой тем, что она проповедовала единобожие, то есть веру в единого бога.
Вместе с новой религией христианам досталась и великая книга – Библия. В библейских книгах нашли свое освещение факты и события, относящиеся преимущественно к истории древних евреев, а также ряда других народов древнего Средиземноморья.

Оглавление

Введение 2
1. Роль и значение Библии в истории человечества 3
2. Общая характеристика Библии и библейской терминологии 4
3. Ветхий Завет и его структура: история, литература, религия 6
4. Новый Завет и его структура 11
5. Библейские афоризмы и выражения 13
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

реферат, культурно-историческое значение Библии.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

 

Введение

     В 988 году при князе Владимире произошло  великое крещение Руси. На славянские земли пришла новая религия –  христианская. Эта религия отличалась от языческой тем, что она проповедовала единобожие, то есть веру в единого бога.

     Вместе  с новой религией христианам досталась и великая книга – Библия. В библейских книгах нашли свое освещение факты и события, относящиеся преимущественно к истории древних евреев, а также ряда других народов древнего Средиземноморья.

     50 ветхозаветных книг и 27 новозаветных  были написаны в разное время,  разными людьми (представлявшими  различные культуры), и, тем не  менее, вся Библия – это не механическое соединение, а единая, цельная, непротиворечивая книга. На ее основании строят свои религиозные учения еврейские, христианские и другие священослужители.

     Притчами  и аллегориями Библия говорит  о вещах таинственных, выходящих за пределы обыденного человеческого опыта. Образы Библии помогают открыть сознание и сердце человека для принятия религиозных и культурных истин.

     Священное Писание «сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного познания» [2, С. 98].

     До  сих пор Библия — самая издаваемая книга. Миллионные тиражи ежегодно сходят с печатных станков. Она издается на нескольких сотнях языков мира. Переводческая деятельность, изучение текста, совершенствование переводов непрерывно продолжается уже несколько столетий и этот процесс нельзя остановить. Внимание к этой книге столь велико потому, что Библия — это история души человека во все исторические времена.

 

1. Роль и значение Библии в истории человечества

     Слово «Библия» происходит из греческого языка (от греч. Biblia - книги), и в переводе означает – «свитки», «книги». Действительно, по своей структуре Библия представляет собой собрание небольших книг. «Эти книги необычные, поэтому Библию называют Книгой книг. И в самом деле, разве может быть обычной книга, которая сопровождает человечество уже около 2000 лет! Верующие люди считают ее божественным откровением, книгой, происходящей от Самого Бога, и поэтому – самой главной книгой» [4, С. 6].

     На  сегодняшний день Библия — одна из наиболее читаемых книг в мире. Она неизменно занимает первое место по общим тиражам, частоте издаваемости и переводам на другие языки. На протяжении долгих лет Библия оказывала и продолжает оказывать огромное влияние на духовное, нравственное и культурное развитие человечества, заставляет людей задуматься над своей жизнью, дает образцы для совершенствования их души, разума и побуждений. Для одних она — Священное Писание, для других — уникальный исторический памятник, фундамент, на котором покоится мировая культура.

     Библия  в той или иной степени лежит в основе трех мировых религий: иудаизма, христианства и ислама, а также культуры народов доброй половины Земли. Для верующих христиан Библия – это символ и знамя культуры почти двух тысячелетий, жизнь целых народов и государств, городов и сел, общин и семей, поколений и отдельных личностей. По Библии рождаются и умирают, женятся и производят потомство, воспитывают и наказывают, судят и правят, учатся и творят. На Библии клянутся, как на самом святом из того, что только можно отыскать на земле.

     Библейские сюжеты, идеи, образы и выраженные в емкой, афористичной форме нравственные постулаты отражены в большинстве произведений мировой литературы, музыки и изобразительного искусства. Крылатыми выражениями, знакомыми нам с раннего детства и вышедшими из Писания, мы украшаем нашу речь, иногда даже не подозревая об их источнике. А глубокое проникновение в суть библейских максим помогает выработке гуманного мировоззрения.

     «Ученые считают, что Библию должны знать все христиане, потому что без ее понимания нельзя приобщиться к своей культуре, познать и осмыслить произведения литературы, живописи и музыки. У всего на свете есть фундамент, основа» [4, С. 5].

     Тема  Священного Писания лейтмотивом  проходит и через творчество многих великих русских композиторов, художников, писателей. В частности библейские образы широко отражены в русской литературе. В современной художественной литературе Иисус Христос стал персонажем эпохи: в «Двенадцати» А. Блока, «Мастере и Маргарите» М. Булгакова, «Плахе» Ч. Айтматова.

     По  словам гениального русского поэта А.С. Пушкина «религия создала искусство и литературу, всё, что было великого с самой древности!.. Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности. Англичане правы, что дают Библию детям... Мои дети будут читать вместе со мной Библию в подлиннике... Библия всемирна... Вот единственная книга в мире: в ней всё есть» [12].

2. Общая характеристика Библии и библейской терминологии

     Библия, или Священное Писание, является не только историческим источником и памятником культуры, но и предметом веры и преклонения, непререкаемым авторитетом. В сущности это не одно сочинение, а большое количество разных литературных произведений, написанных в разное время, в разных местах и с различными целями. «Более 50 человек в разные времена принимали участие в написании Библии. И при этом Библия оказалась единой Книгой, а не просто сборником разрозненных проповедей. Каждый их авторов свидетельствовал о своем опыте встречи с Богом, но христиане твердо уверены, что Тот, с Кем они встречались, всегда был Одним и Тем же. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне… Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 1,1; 13,8)» [5, С. 162].

     Состоит Священное Писание из двух неравных по объему частей: Старого, или Ветхого, и Нового Завета. Завет (от греч. Diathiki — установление) — это своего рода директива к исполнению, договор, которому придается священное моральное значение, то что передается из поколения в поколение, от старших к младшим. «Иудейская и христианская Библии не совпадают. Иудеи не канонизировали книги, созданные в христианскую эпоху, в то время как христиане почитают написанные евреями книги за Священное Писание. Таким образом, Библия состоит из двух частей: еврейской Библии, обычно называемой христианами Ветхим заветом, и исключительно христианских книг, объединенных под названием Новый завет» [7].

     Религия Ветхого Завета начинается с середины II тысячелетия до Рождества Христова. Большинство книг Ветхого Завета составлено с VII по III век до Рождества Христова на еврейском языке (иврите), иногда в нем встречаются фрагменты на арамейском языке. Оригиналы некоторых книг, созданных на еврейском или арамейском языках, были утеряны, сохранились лишь их греческие переводы. Но большинство ветхозаветных книг - на еврейском языке, потому с полным правом можно говорить о еврейском языке Ветхого Завета. К началу II века по Рождеству Христову к Ветхому Завету были присоединены книги Нового Завета. Они написаны на греческом языке и в этом виде позднее канонизированы (от греч. Kanonizo - узакониваю), т.е. признаны законными, "богодухновенными".

     На  Русь Библия пришла в IX веке в отрывках, а в X получила полное распространение в церковном обиходе. Однако до XV века включительно она так и бытовала в отдельных книгах, сборниках, фрагментах, которые читались за богослужением. Лишь в XV веке архиепископ Новгородский Геннадий со своими сотрудниками собрал полную Библию и в 1499 году этот труд был завершен. Повторение этой Библии было предпринято трудами князя Острожского Константина на рубеже XVI — XVII веков. Наконец Библия была выпущена по распоряжению императрицы Елисаветы Петровны в 1767 году. Это было издание Славянской Библии, а с 1856 года появились и русские издания.

     Христиане поделили Библию следующим образом: книги, написанные под знаком союза Бога с Авраамом и Моисеем, называются Ветхим Заветом, а книги о союзе с Иисусом Христом - Новым Заветом. Первая и большая по объему часть Библии — Ветхий Завет — охватывает историю человечества до Христа и рассказывает о сотворении Богом мира и человека; о грехопадении первых людей Адама и Евы, повредившем человеческую природу и повлекшем за собой появление такого феномена как смерть; об откровениях, бывших от Бога человеку и об истории избранного еврейского народа, которому суждено было стать хранителем заповедей, адресованных всему человечеству. Вторая часть — Новый Завет — повествует о единственном и уникальном в истории человечества акте Боговоплощения, о земной жизни Богочеловека Иисуса Христа, Его страданиях, смерти и Воскресении, а также о первых шагах в истории основанной Им Церкви.

     По  словам Игумена Алексия, отличие  Ветхого и Нового Заветов состоит  в том, что «в  Ветхом Завете люди жили верой в Грядущего Спасителя, ждали Его пришествия, в Новом Завете мы, христиане, живем верой в Пришедшего Спасителя» [8].

     Отдельные книги Библии выглядят как главы  единой книги, разбитые, в свою очередь, на маленькие "главки". Они могут  занимать лишь одну страничку и даже меньше. Поэтому, когда пишется "Откр. 22,20", это лишь сокращенное сообщение о том, что можно найти в тексте книги "Откровение Иоанна Богослова", в 22-й главе, 20-м стихе. «Этот способ нумерации отрывков из Библии был придуман около 1500 года после Рождества Христова, как наиболее быстрая и лёгкая возможность обнаружения текстов в Священном Писании» [10].

3. Ветхий Завет и его структура: история, литература, религия

     Ветхим  Заветом христиане считают 50 книг, написанные под знаком союза Бога с Авраамом и Моисеем. Главное содержание Ветхого Завета состоит в том, что Бог обещал людям Спасителя мира и готовил их к принятию Его через постепенные откровения, через святые заповеди, пророчества, молитвы и священнослужения. В книгах Ветхого Завет Бог предстает как Творец, Создатель. Он сотворил мир и установил законы, по которым мир должен существовать.

     Словосочетание "Ветхий Завет" представляет собой  буквальный славяно-русский перевод  с греческого (palaia diathiki), означает оно "Древнее" или "Старое Завещание". Это «название первой части христианской Библии, утвержденной Церковью в статусе Священного Писания и богодухновенного текста. В этом отношении Ветхий Завет представляет собою собрание книг, усвоенных из традиции еврейской Библии» [9].

     Текст Ветхого Завета, который складывался  в течение не менее чем тысячи лет и был завершен приблизительно во II веке до нашей эры, отличает разнообразие жанров и стиля, но в то же время особенное внутреннее единство. Книги этой части Библии расположены в соответствии с еврейским алфавитом. Для того чтобы точнее определить содержание Ветхозаветных книг, их можно разделить на четыре группы: законоположительные, исторические, учительные и пророческие книги.

       Вначале идут пять законоположительных книг, связанных с именем Моисея. Они часто так и называются Пятикнижие Моисеево, или Книги Закона (по-еврейски — Тора). Содержание этих книг составляет откровение, данное Моисею Богом, в их основе лежат десять заповедей, на которых зиждется вся общечеловеческая нравственность.

  • Книга Бытия - книга начал. Она говорит о начале жизни и о ее гибели вследствие греха.
  • Книга Исход - книга избавления, в котором погибающее человечество нуждалось больше всего.
  • Книга Левит говорит о богослужении и единении, то есть о том, чем избавленному Богом народу следует заниматься прежде всего.
  • Числа - книга о переживаниях странствующего народа, окруженного враждебными племенами на пути в обетованную землю.
  • Второзаконие представляет собой взгляд назад, анализ прошлого и размышления о будущем.

     В Пятикнижии мы находим подлинное и логически стройное вступление ко всей Библии, в образах этой книги возникает перед нами сжатая картина Божественного откровения.

     Вторая  группа – книги исторические. Они содержат в основном историю иудейского народа как народа богоизбранного от выхода их из Египта до окончательного поселения в Святой Земле — Палестине. К их числу относятся книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон («Летописи»), книги пророков Ездры и Неемии, а также книга Есфири.

     Третья группа - это книги учительные, т.е. содержащие учение о благочестии (жизни в соответствии с требованиями веры). Если книги Закона помимо десяти заповедей, предназначенных для всех, содержат предписания, важные в значительной части только для закрытого еврейского общества, то книги учительные и сейчас читаются так, как будто написаны для нашего времени.

  • Книга Иова — одна из интереснейших книг Библии, раскрывающая смысл страданий человека и дающая образец религиозного отношения к ним.
  • Книга Псалтирь, которая создавалась на протяжении приблизительно двухсот лет поэтами еврейского народа. Основную часть ее написал царь и пророк Давид, один из самых известных правителей еврейского народа. В ней представлены поэтические гимны самого различного содержания, охватывающие огромный диапазон чувств: от отчаяния до высокого восторга от общения с Богом и сознания силы своей через силу Божию. Псалтирь — это книга, на которой становилась вся христианская, в том числе русская, цивилизация и культура. С X века она была одним из первых учебников всех русских детей, именно на ней рос и формировался русский православный человек.
  • Книги Притчей Соломона, сына Давида; Премудрости Соломона, его же книга Екклезиаста (это слово по-гречески значит "проповедник") и восторженный гимн любви Песнь Песней.

Информация о работе Культурно-историческое значение Библии