Культурно-историческое значение Библии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:05, реферат

Краткое описание

В 988 году при князе Владимире произошло великое крещение Руси. На славянские земли пришла новая религия – христианская. Эта религия отличалась от языческой тем, что она проповедовала единобожие, то есть веру в единого бога.
Вместе с новой религией христианам досталась и великая книга – Библия. В библейских книгах нашли свое освещение факты и события, относящиеся преимущественно к истории древних евреев, а также ряда других народов древнего Средиземноморья.

Оглавление

Введение 2
1. Роль и значение Библии в истории человечества 3
2. Общая характеристика Библии и библейской терминологии 4
3. Ветхий Завет и его структура: история, литература, религия 6
4. Новый Завет и его структура 11
5. Библейские афоризмы и выражения 13
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

реферат, культурно-историческое значение Библии.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

     Последнюю группу составляют сложные для восприятия пророческие книги (т.е. содержащие пророчества о будущем): Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и еще 12 «малых» пророков (Авдия, Аггея, Осии, Амоса и других). Важно отметить, что пророк в библейском понимании — это не ясновидец, а тот, кто пробуждает в человеке "чувства добрые" — т.е. нравственные.

     «В православную и католическую Библию также входят 11 ветхозаветных книг, считающихся вероучительными, т.е. способствующими вере. Эти книги известны только в греческом переводе, их тексты на древнееврейском языке не сохранились. Православие и католичество считают их «душеполезными», а протестантство не признает, считая их апокрифами, т.е. не священными, а просто религиозными произведениями. К подобным неканоническим относятся книги Маккавейские, Иудифи, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Премудрости Соломона, Товит, Варух и др.» [5, С. 166].

     Ценность  исторического значения Ветхого  Завета неоспорима. Долгое время он считался единственным источником сведений о быте, обычаях, этнической, политической и культурной истории не только евреев, но и многих других народов Востока – египтян, финикийцев, арийцев, вавилонян, хеттов. Не было книги, которая содержала бы о своем времени столько разнообразных и точных сведений. Ветхий Завет представляет действительно огромное собрание отдельных книг, содержащих уникальную информацию и объединяющую в себе мифологию не одного народа.

     Эти книги творились не отвлеченно. Их авторы любили и ненавидели, вели напряженную социальную и политическую борьбу. Вот почему Ветхий Завет дает нам целый ряд социально-политических и классовых документов соответствующих эпох. «Тут и тонкая политика представителей царствующей династии, высокообразованного для своего времени человека-пророка Исайи - автора 1-39 глав книги Исайи (VIII веков. до нашей эры), и жестокие иеремиады - обличения пророка базаров и площадей Иерусалима - Иеремии (VII-VI веков до нашей эры), и острые нападки пастуха Амоса на богачей, и горькие попытки разобраться в причинах постигшей страну катастрофы попавшего в плен священника-патриота Иезекииля и его мечты о грядущем возрождении народа. Здесь мы находим первые редакции записей кодексов Яхвиста и Элохиста, и апокалипсические размышления о судьбах мира и евреев, принадлежащие деятелю порабощенной греко-сирийцами Палестины, известному под именем пророка Даниила…»[11].

     Помимо  исторического Ветхий завет имеет  и огромное литературоведческое значение. Он вобрал в себя целый ряд древних литературных памятников, являющихся национальным достоянием древнееврейского и некоторых других народов и общечеловеческим культурным наследием. Миф – непременный элемент народного творчества, присутствует в этой части Библии в формах преданий, легенд и сказок. К мифам могут быть отнесены и первые одиннадцать глав книги Бытия, и мифы о родоначальниках еврейского народа – патриархах Аврааме, Исааке, Иакове и его двенадцати сыновьях, и мифы о законодателе Моисее, и мифы о вторжении евреев в Палестину, а также многие другие. Так, одно из преданий представляет собой попытку объяснить на мифологическом уровне происхождение соляных столпов на берегу мирового моря, напоминающих человеческие фигуры, – любопытством жены Лота (Быт. 19,26) [1, С. 20]. Культовые легенды объясняли происхождения обрядов от празднеств и священных предметов, например, обрезание свидетельствует о заключении договора между Богом и народом (Быт. 17,9-11) [1, С. 17]. Следы сказок сохранились в некоторых образах животных, например, появление говорящих животных (Быт. 3,1 и сл.) [1, С. 7].

     Также к литературному наследию Ветхого Завета могут быть отнесены романы об Аврааме, Иакове и его сыновьях, об Иосифе Прекрасном, о Самсоне Богатыре; новеллы о Товите, Иудифи, Руфи, Есфири, о Сусанне; поэма о смысле страдания - об Иове Многострадальном; поэма о любви, не боящейся трудностей, — Песнь Песней; множество песен и баллад исторических, героических, траурных, восхваляющих природу, таких как песня Деворы, песня Давида на смерть Саула и его сыновей, 103-й псалом и другие. Сюда относятся дидактические афористические сборники типа Екклесиаста, Притчей, двух книг Премудрости, а также ряд басен-притч.

     Особое  место в Ветхом Завете занимают притчи. Притча – это «иносказательный рассказ, сюжет, в котором неявно присутствует ключ к разгадке некоторой тайны или поучение. На арамейском наречии… притча называлась «матла»; это слово означало всякий яркий образ, басню, загадку» [5, С. 185]. Так, в книге Иезекииля (Иез, 16) [1, С. 807] приведена притча о подброшенной девочке, выращенной богом и затем предавшейся разврату и обманувшей бога. Здесь иносказательно рисуется измена еврейского народа царств Иудейского и Израильского их богу — Иегове.

     Такова  по составу ветхозаветная часть  Библии, которая была завершена к  третьему столетию до нашей эры.

4. Новый Завет и его структура

     Для христиан наиболее важна вторая часть Библии, хотя она и занимает менее трети всего объема — Новый Завет, состоящий из 27 разных по жанру и содержанию текстов. В нем человечеству предлагается новый закон, утверждающий, что высшая добродетель — это любовь, которая не мыслит зла, не ревнует, не злословит, не обижает; идеал, достичь которого в полной мере удавалось лишь избранным, но стремиться к которому призваны все. Новый Завет - это «Завет Любви. Его важнейшее отличие от Ветхого Завета заключается в самом понимании Бога, Который, по словам апостола, «есть любовь». На протяжении всего Ветхого Завета основа отношений Бога и человека – закон. Христос же говорит: «Заповедь новую даю Вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас»; он сам являл пример совершенной любви». [5, С. 161].

     По  содержанию своему книги Нового Завета делятся на 3 раздела: исторические, поучительные и пророческие.

Исторические  книги - это четыре Евангелия (от греч. Euangelion – благая весть) - от Матфея, Марка, Луки и Иоанна - и книга Деяний Апостольских. Они излагают историю жизни Иисуса Христа и рассказывают о деятельности апостолов, распространивших учение Христа по всему миру и создавших множество Церквей.

     Древняя Церковь смотрела на изображение  жизни Христа в четырех Евангелиях не как на различные книги или повествования, а как на одно Евангелие, на одну книгу в четырех видах. «В каждом из Евангелий открывается одна и та же уникальная Личность. Тот же Иисус у Матфея - Царь, у Марка - Раб, у Луки - Человек и у Иоанна - Бог, Но нигде он не является чем-то одним, потому что у Матфея Он и Царь и Раб, и Человек, и Бог. Так и у других Евангелистов» [7]. В Церкви утвердилось название этих Писаний - "Четвероевангелие". Евангелия Иоанна Богослова значительно отличается от остальных Евангелий. Так они изображают почти исключительно деятельность Христа в Галилее, а Иоанн изображает главным образом пребывание Христа в Иудее. В отношении к содержанию Евангелия других апостолов также значительно разнятся от Евангелия от Иоанна. Они дают, так сказать, изображение более внешнее жизни, дел и учения Христа и из речей Христа приводят только те, которые были доступны для понимания всего народа. Поэтому-то Евангелие от Иоанна еще древние толкователи называли по преимуществу духовным, в отличие от остальных, как изображающих преимущественно человеческую жизнь, человеческую сторону в лице Христа, т.е. Евангелие телесное.

     Книга Деяний Апостолов повествует о жизни  первых христианских общин и проповеднической деятельности апостолов Петра и Павла. После того, как Господь оставил Своих учеников, сказав им, что Он будет с ними всегда, на всех путях их жизни, апостолы отправились на проповедь, чтобы нести миру благую весть о победе над смертью и о любви Бога к человеку. Большая часть этой книги посвящена жизни и трудам апостола Павла. Это интереснейшая личность, один из самых ярких проповедников Евангелия.

     Поучительные  книги - это апостольские послания, представляющие собой письма, написанные апостолами к разным церквам. В этих письмах апостолы разъясняют различные недоумения относительно христианской веры и жизни, возникавшие в церквях, корят читателей посланий за разные допускаемые ими беспорядки, убеждают их твердо стоять на позициях христианской веры и разоблачают лжеучителей, искажавших учение Христа. В Посланиях Апостолов все законы христианской жизни изложены в контексте нормы поведения христианской общины и отдельного христианина. Особенно важны 14 посланий Апостола Павла. Послания, написанные другими апостолами, были обращены, главным образом, к евреям и оказали меньшее влияние на христианскую Европу, но Апостола Павла западные протестантские богословы называют даже вторым после Иисуса основателем христианства. Всякая европейская, даже атеистическая, этика основана на книгах Нового Завета, прежде всего на Евангелиях и посланиях Апостола Павла.

     Пророческая книга в Новом завете только одна: это Апокалипсис (от греч. Apokalypsis - откровение), или Откровение Иоанна Богослова. Это книга мистических созерцаний, недоступная для прямого понимания, но содержащая множество прекрасных поэтических образов. Иоанн написал Откровение на острове Патмос, где находился в изгнании. Работу он начал по велению ангела. В Апокалипсисе изображается будущее второе пришествие Христа, последний страшный суд. «Христианство не обещает своей всемирно-исторической победы. Библия кончается Апокалипсисом, а Апокалипсис на грани человеческой истории прозревает не Царство Христа здесь, на земле – в жизни, политике, культуре, отношениях между людьми, а царство антихриста. Христос, говоря о признаках Своего Второго пришествия, о признаках конца истории и конца света, находит для апостолов только одно утешение: да, будет тяжело, но утешьтесь тем, что это – конец. Это недолго. «Когда увидите, что народ восстанет на народ, царство на царство… тогда устранитесь, ибо приблизилось избавление ваше». [5, С. 207].

     Канонизация книг Нового Завета происходила довольно долго - в три этапа. Только ко второй половине 4-го века канон устанавливается окончательно в том виде, какой он имеет в настоящее время.

5. Библейские афоризмы и выражения

     Библия  давно и бесповоротно вошла в  нашу повседневную жизнь и разговорный язык. Афоризмов, которыми насыщена наша речь и которые давно превратились в поговорки, многие даже не замечают. «К числу крылатых выражений принадлежат также обороты, источниками которых послужили Библия, Евангелие (обобщенно они называются библеизмами), а также античная мифология. Примеры библеизмов: глас вопиющего в пустыне, отделять зерна от плевел, оливковая ветвь, колосс на глиняных ногах, плоть от плоти, посыпать главу пеплом» [3, С. 47].

     Так называемые «библеизмы» различны и по своему характеру, и по активности употребления: одни из них встречаются часто – суета сует, камень преткновения и т.д., другие стали архаизмами – аредовы веки, много званых, мало избранных. В современном русском языке известно более двухсот устойчивых выражений, так или иначе связанных с текстом Библии. «Богу богово, а кесарю кесарево. Первоначально: Кесарю кесарево, а божие богу. Цитата из Евангелия от Матфея (Мф. 22,15-21)… Ученики фарисеев спросили Иисуса, позволительно ли платить налоги кесарю (кесарь – славянская передача древне-римского имени Цезарь – владыка, царь). Иисус попросил показать ему монету, которой платится подать, и когда ему принесли динарий, то он, указав на изображение кесаря и надпись на монете, сказал: - кесарю кесарево, а божие богу. Услышав такой ответ, ученики фарисеев ушли посрамленные. Пример употребления пословицы в тексте: - Не собираюсь же я, в самом деле, посягать на место Антонины Ивановны? Оставим богу богово, а кесарю кесарево. Антонине Ивановне быть супругой Чайковского, а мне – человеком, которому посвящена Четвертая симфония. Ю. Нагибин. Как был лес» [3, С. 39-40].

     Особенно  много афоризмов взято из Нового Завета, прежде всего из Евангелия. Такие выражения мы принимаем как в готовом виде, так и переосмысливая, придавая им новые значения.

     Так, известный фразеологизм «от лукавого» происходит из Евангелия от Матфея (Мф. 5,37) [1, С. 1016], где приведены слова Христа ученикам: “Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого” (т.е. «от дьявола»). В современном же русском языке это выражение обозначает «лишнее, ненужное; то, что может принести вред».

     В Нагорной проповеди встречается  также и выражение «левая рука не знает, что делает правая» (Мф. 6,3) [1, С. 1017] как символ тайной милостыни. Теперь этот библеизм употребляется, когда хотят подчеркнуть чью-нибудь нелогичность в действиях.

     Таким образом, можно сделать вывод, что русский язык активно заимствует из Библии выражения, употребляя их в дальнейшем и в прямом, и в метафорическом смысле.

 

Заключение

     Священное Писание существует уже на протяжении девятнадцати веков. И за все это время оно не только не утратило своей популярности, но и с каждым годом получает все большее признание и распространение.

     Сравнивая Библию с другими фольклорно-эпическими сводами древности и религиозными документами, нельзя не заметить, что в отличие от многих произведений она не потеряла своего актуально-идеологического значения. Это связано с тем, что Библия – нельзя считать просто книгой, это - речь Бога, обращенная к людям, а также рассказ о том, как люди слушали – или не слушали – своего Творца.

     Писание выглядит как единая книга, ибо она переплетена в одну обложку и выглядит единообразно на всём своём протяжении. Но в действительности, это собрание 72 (73) книг в едином томе, произведённое древними жителями Святой Земли на Ближнем Востоке, известными как Иудеи, и последователями Иисуса в течение первого столетия после Его смерти. Первая, более древняя часть собрания называется "Ветхий Завет", а вторая - "Новый Завет". Эти части тесно переплетены между собой, несмотря на то, что написаны в период от II в до н. э. до I в. н.э. По словам  Блаженного Августина «Ветхий Завет в Новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается» [5, С. 178].

     Книги имеют свои судьбы: одним суждено забвение, Библии – вечность. Недаром классик русской литературы XIX века Ф.М. Достоевский сказал о Библии следующие слова: "Господи! что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!.. И сколько тайн разрешённых и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Божьего Слова, ибо жаждет душа сего слова и всякого прекрасного восприятия" [12].

Информация о работе Культурно-историческое значение Библии