Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:40, реферат
Цель работы – анализ культурно-исторической теории Л.С. Выготского.
Задачи работы: рассмотреть этапы научной биографии и становление научной школы Л.С. Выготского, а также социокультурный контекст ее возникновения; определить основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, рассмотреть понятие высших психических функций, их развитие и состав, проанализировать экспериментальные исследования теории ВПФ в школе Л.С. Выготского.
Оглавление.
Стр.
Введение 3
Глава 1 Культурно-исторический подход изучения психической деятельности (научная школа Л.С. Выготского) 4
Этапы научной биографии Л.С. Выготского и становление культурно-исторической научной школы
4
Социокультурный контекст возникновения школы Л.С. Выготского.
11
Глава 2 Общая характеристика культурно-исторической теории Л.С. Выготского 14
2.1Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского 14
2.2 Понятие и развитие высших психических функций в культурно-исторической теории Л.С. Выготского 20
2.3 Экспериментальные исследования ВПФ. Методика двойной стимуляции. 25
Заключение 29
Список литературы 31
Введение.
Тема настоящей курсовой работы «Культурно
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Л.С.
ВЫГОТСКОГО
Москва
2010
Оглавление. | |
Стр. | |
Введение | 3 |
Глава 1 Культурно-исторический подход изучения психической деятельности (научная школа Л.С. Выготского) | 4 |
|
4 |
|
11 |
Глава 2 Общая характеристика культурно-исторической теории Л.С. Выготского | 14 |
2.1Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского | 14 |
2.2 Понятие
и развитие высших психических
функций в культурно- |
20 |
2.3 Экспериментальные
исследования ВПФ. Методика |
25 |
Заключение | 29 |
Список литературы | 31 |
Введение.
Тема настоящей курсовой работы «Культурно-историческая теория Л. С. Выготского». Актуальность работы обусловлена важностью понимания происхождения культурно-исторической теории Л. С. Выготского и повышенным вниманием научной общественности к ее проблематике.
Цель работы – анализ культурно-исторической теории Л.С. Выготского.
Задачи работы: рассмотреть этапы научной биографии и становление научной школы Л.С. Выготского, а также социокультурный контекст ее возникновения; определить основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, рассмотреть понятие высших психических функций, их развитие и состав, проанализировать экспериментальные исследования теории ВПФ в школе Л.С. Выготского.
Объект исследования работы – культурно-историческая теория Л. С. Выготского.
Предмет
исследования работы – высшие психические
функции в теории Л.С. Выготского.
Глава 1.Культурно-исторический подход изучения психической деятельности (научная школа Л.С. Выготского).
Лев Семенович Выготский (первоначальное имя — Лев Симхович Выгодский) родился 5 (17) ноября 1896 в Белоруссии в г. Орше. Когда ему исполнился год, его семья переехала в г. Гомель, где он жил и окончил гимназию с золотой медалью, после чего в 1913 г. поступил в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
С 1913 по 1917гг. Лев Семенович учился на юридическом факультете Московского Императорского университета и одновременно с 1914 по 1917гг. на историко-философском факультете в Университете Шанявского (сейчас РГГУ). Л.С. Выготский именно в Университете Шанявского почерпнул первые знания в области психологии, по этому поводу он писал: «Научные занятия по психологии начал еще в университете. С тех пор ни на один год не прерывал работы по этой специальности» (Леонтьев А.А., 1990, с.19). Здесь его учителем стал Павел Петрович Блонский, чьи идеи, по мнению А.А. Леонтьева, повлияли на Выготского. П.П. Блонский считал, что ключ к разгадке поведения человека – «техническая деятельность человеческого общества. Общественное производство является тем базисом, на которое основывается поведение человечества» (Блонский П.П. 1920, с.31). Известно, и то, что молодой Выготский активно участвовал в литературно-художественной и культурной России Серебряного века.
После
окончания учебы в Москве Л.С.
Выготский вернулся в Гомель. Здесь
он преподавал русский язык, литературу,
эстетику, теорию искусств, логику и
психологию в школах, на рабфаке, в
консерватории, в педагогическом техникуме.
Одновременно он работал литературным
редактором, был одним из создателей
литературного журнала «Вереск»
6 января 1924 года в Петрограде (Санкт-Петербурге) на II Всероссийском съезде по психоневрологии он представил три доклада: «Методика рефлексологического исследования в применении к изучению психики», «Как надо сейчас преподавать психологию» и «Результаты анкеты о настроениях учащихся в выпускных классах гомельских школ в 1923 г.». В гомельский период Выготскому представлялось, что будущее психологии - в приложении к причинному объяснению явлений сознания рефлексологических методик, достоинство которых в их объективности и естественнонаучной строгости. Выготский не считал, что рефлексология Павлова может объяснить психологию сознания, и поддерживал менее механистичную "реактологию", предложенную Корниловым, который был только что назначен директором Института экспериментальной психологии. После доклада его сразу приглашают на должность научного сотрудника 2-го разряда в Институт экспериментальной психологии в Москву.
Так
в 1924 г. начался десятилетний московский
этап творчества Выготского. Это десятилетие
может быть разделено на три периода.
Первый период (1924-1927). Только-только приехав
в Москву и сдав экзамены на звание
научного сотрудника 2-го разряда, Выготский
за полгода выступил с тремя докладами.
В плане дальнейшего развития
задуманной в Гомеле новой психологической
концепции он строит модель поведения,
в основу которой легло понятие
о речевой реакции. Термин "реакция"
вводился с целью отграничить
психологический подход от физиологического.
Он вносит в нее признаки, позволяющие
соотнести регулируемое сознанием
поведение организма с формами
культуры - языком и искусством. С
переездом в Москву его привлекает
особая сфера практики - работа с
детьми, страдающими различными умственными
и физическими дефектами. По существу,
весь его первый московский год можно
назвать "дефектологическим". Занятия
в Институте психологии он совмещает
с активной деятельностью в Народном
комиссариате просвещения. Проявив
блестящие организаторские
Выход
из кризиса Выготский видел в
том, чтобы уйти от этих двух совершенно
независимых дисциплин и
Тезис
Выготского был таким: чтобы понять
внутренние психические процессы, надо
выйти за пределы организма и
искать объяснения в общественных отношениях
этого организма со средой. Он любил
повторять: те, кто надеется найти
источник высших психических процессов
внутри индивидуума, впадают в ту
же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся
обнаружить свое отражение в зеркале
позади стекла. Не внутри мозга или
духа, но в знаках, языке, орудиях, социальных
отношениях таится разгадка тайн, интригующих
психологов. Поэтому Выготский называл
свою психологию либо «исторической»,
поскольку она изучает
Второй
период творчества Выготского (1927-1931) в
его московское десятилетие - инструментальная
психология. Он вводит понятие о
знаке, выступающем особым психологическим
инструментом, применение которого, ничего
не меняя в веществе природы, служит
могучим средством превращения
психики из природной (биологической)
в культурную (историческую). Тем
самым отвергалась принятая как
субъективной, так и объективной
психологией дидактическая
Новая
исследовательская программа
Необходимо
отметить, что Лев Семенович Выготский
имел превосходное даже для того времени
философское образование, знал несколько
языков, имел глубокое знание современной
научной психологии все это давало
ему возможность мыслить, не только
в узконаучном, но и в широком
культурнофилософском контексте и
во многом определило подход Выготского
к решению теоретических
Библиография трудов Л. С. Выготского насчитывает 191 работу. Выготский внес большой вклад в развитие истории психологии, патопсихологии, нейропсихологии дефектологии (в частности, разработал качественно новую теорию развития аномального ребенка), психологии эмоции и др. Его учениками были такие крупные отечественные психологи как А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Н.Г.Морозова, Л.С.Славина, Р.Е.Левина, Д. Б. Эльконин, и др., их ученики; ряд зарубежных исследователей и практиков также считают Л. С. Выготского своим учителем.
Л.С.
Выготского заложил ряд идей, которые
стали в советской психологии
исходными для новых