Культурно-историческая концепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:40, реферат

Краткое описание

Цель работы – анализ культурно-исторической теории Л.С. Выготского.
Задачи работы: рассмотреть этапы научной биографии и становление научной школы Л.С. Выготского, а также социокультурный контекст ее возникновения; определить основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, рассмотреть понятие высших психических функций, их развитие и состав, проанализировать экспериментальные исследования теории ВПФ в школе Л.С. Выготского.

Оглавление

Оглавление.
Стр.
Введение 3
Глава 1 Культурно-исторический подход изучения психической деятельности (научная школа Л.С. Выготского) 4
Этапы научной биографии Л.С. Выготского и становление культурно-исторической научной школы
4
Социокультурный контекст возникновения школы Л.С. Выготского.
11
Глава 2 Общая характеристика культурно-исторической теории Л.С. Выготского 14
2.1Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского 14
2.2 Понятие и развитие высших психических функций в культурно-исторической теории Л.С. Выготского 20
2.3 Экспериментальные исследования ВПФ. Методика двойной стимуляции. 25
Заключение 29
Список литературы 31
Введение.
Тема настоящей курсовой работы «Культурно

Файлы: 1 файл

Курсовая Кул-истор концепция.docx

— 62.73 Кб (Скачать)
    1. Социокультурный контекст возникновения  школы Л.С. Выготского.

     В первые десятилетия ХХ в. психология переживала глубокий кризис. Это был кризис предмета, метода и интерпретации фактов, вызванный противоречием между научными изысканиями и требованиями практики. Научные взгляды Выготского сформировались в ситуации активного противоборства в психологии идей американского бихевиоризма (Дж. Уотсон, Э. Торндайк) — учения о психике как поведении, совокупности биологических реакций организма на внешние раздражители — и европейской гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка), базирующейся на представлении о психике как системе образов, субъективных представлений об окружающем мире и комбинируемых на их основе умозаключений и понятий.

     Уже для ранних работ Выготского характерно стремление к преодолению чисто поведенческого изучения психики (бихевиоризм) и идеализма гештальтпсихологии. Выготский предлагает рассматривать психику не как трансцендентный или генетически обусловленный, а прежде всего как социальный феномен, формирующийся в процессе активного совместного освоения людьми внешней среды.

     Также решающее влияние на формирование Выготского как ученого оказал процесс утверждения  в отечественной психологии в  начале 20-х гг. идей диалектического  материализма (психология человека исторически  обусловлена его положением в  системе обществ, производства), опиравшихся  на учение о рефлексах И.М. Сеченова, а в дальнейшем и И.П. Павлова  как экспериментальную основу.

     В философском плане Выготский  опирается на мысль, неоднократно высказывавшуюся  классиками марксизма, о том, что  при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение  взаимоотношений субъекта с окружающей средой. На протяжении всего существования  животного мира среда действовала  на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде, и  это обусловило биологическую эволюцию животного мира. Появление человека ознаменовано началом иного, противоположного процесса: человек начал действовать  на природу и видоизменять ее.

     В марксизме сознание рассматривалось  как социально обусловленное, определяемое человеческим бытием, и это с самого начала нацеливало психологов, избравших  марксизм как философскую основу конкретно-научных разработок (к  ним относился и Л.С.Выготский), изучать механизмы формирования сознания в различных общественных условиях.

     Впрочем, надо отметить, что идеи социальной обусловленности сознания развивали  мыслители, опирающиеся на иные философские  традиции. В классической интроспективной  психологии сознания этой проблемы не существовало вообще — механизмы  сознания у разных людей считались  принципиально тождественными. Однако в конце XIX — начале XX в. психологам уже нельзя было игнорировать накапливавшиеся  факты весьма существенных различий в психологии людей, принадлежавших разным культурам. Так представители  французской социологической школы  (Э. Дюркгейм, П. Жане) писали много работ  о том, что содержание сознания и  его механизмы (операционная сторона сознания)  обусловлены социально. Очень сходные идеи развивает и Л.С. Выготский, но по сравнению с концепцией  П. Жане, в его системе идей появляется новое положение: об опосредованности высших человеческих форм психической деятельности особыми «психологическими орудиями» - знаками, с помощью которых овладевает своей памятью и другими психическими функциями.

     Л. С. Выготский был в числе первых, кто заговорил о возможности  объективного исследования самого сознания, поскольку не отождествлял сознание (и психику вообще) с теми явлениями, которые даны только переживающему  их субъекту. По Л. С. Выготскому, психика, конечно, принадлежит субъекту, поскольку  нужна для его ориентации в  мире, и в этом смысле субъективна, однако при этом она несет в  себе отраженные (хотя и весьма специфическим  образом), значимые для субъекта свойства объективного мира. Таким образом, психологическая  наука должна рассматривать связи, отношения, процессы, соединяющие субъекта с окружающим его миром. Развивая эту идею далее, А.Н.Леонтьев пришел к выводу о необходимости изучения деятельности субъекта как конкретной связи объекта и субъекта, одной  из форм проявления которой является психика.

     Концепция психического развития человека, разработана  в 20–30-е гг. Л. С. Выготским при  участии его учеников А. Н. Леонтьева  и А. Р. Лурия. При формировании культурно-исторической теории ими был критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, французской психологической школы (прежде всего Ж. Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении («формальная школа» в литературоведении (ОПОЯЗ) и др.).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2  Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

2.1 Основные положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского.

     Культурно-историческая теория разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Центральной темой научного творчества Л.С. Выготского и его школы стала проблема сознания.

     Намечая программу изучения сознания, Л.С. Выготский  отмечал «Психологически же сознание есть несомненный факт, первостепенная действительность, и факт огромнейшего значения, а не побочного или случайного... До той поры в новой психологии не будут сведены концы с концами, покуда не будет поставлена отчетливо и бесстрашно проблема сознания и психики и покуда она не будет решена экспериментально объективным путем» (Выготский Л.С., 1982, стр. 44).

     Л.С. Выготский определил  область своего исследования как  «вершинную психологию» (психологию сознания), которая противостоит двум другим – «поверхностной» (теории поведения) и «глубинной» (психоанализ). Он рассматривал сознание как «проблему структуры поведения».

     Сознание (и психика вообще) предстало в  концепции Л. С. Выготского не как  замкнутый мир явлений, открытый только самонаблюдению субъекта (как  «непосредственная данность»), а  как вещь принципиально иного («сущностного») порядка. Сознание, по мнению Л.С. Выготского, требует столь же объективного научного опосредствованного изучения, как и любая иная сущность, и не сводится к интроспективно данному нам явлению (переживанию) субъектом какого-либо его содержания (Обухова, 2006).

     По  мнению Л.С. Выготского, психика является в первую очередь субъективной и  пристрастной формой отражения мира и «орган отбора, решето, процеживающее  мир и изменяющее  его так, чтобы  можно было действовать» (Выготский  Л.С., 1982,Т.1 с.347). Отсюда вытекает тот факт, что особенности психического отражения следует объяснять образом жизни субъекта. 

     В соответствии с этим, при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой.  На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его. Появление человека ознаменовалось тем, что человек начал действовать на природу и видоизменять ее. В этой связи Л. С. Выготский приводит слова Ф.Энгельса «...все планомерные действия всех животных не сумели наложить на природу печать их воли. Это мог сделать только человек» (Цит. По Выготский Л.С., Лурия А.Р, 1993, 224 с.).

     Лев Семенович считал, что способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в одном очень важном отношении: он научился также овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности, или высшие психические функции.

     Л.С. Выготский различал низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. В своей книге «История развития высших психических функций» Л.С. Выготский пишет: «Человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения: так в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения».

     У человека есть 2 линии развития:

     1) натуральная; 

     2) культурная (историческая).

     Натуральная линия развития - это физическое, естественное развитие человека с момента рождения. При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.

     Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего  уровня развития («культурные»), например, механическая память становится логической, импульсивное действие – произвольным, ассоциативные представления – целенаправленным мышлением, творческим воображением. Этот процесс – следствие процесса интериоризации, т.е. формирования внутренней структуры психики человека посредством усвоения структур внешней социальной деятельности. Это становление подлинно человеческой формы психики благодаря освоению индивидом человеческих ценностей.

     Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое  решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических  функций. Главное различие между  ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические  процессы не поддаются регуляции  со стороны человека, а высшими  психическими функциями люди могут  сознательно управлять. Выготский  пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и  реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает  дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.

     В традиционную и классическую для психологии того времени схему «стимул — реакция» Выготский включил еще один компонент — знак, превратив ее, тем самым, в схему «стимул — знак — реакция». Включение знака в эту модель принципиальным образом изменяет всю картину, структуру самого процесса — знак становится своего рода психологическим орудием, используя которое человек овладевает культурными формами поведения, преобразуя натуральные и непосредственные психические процессы в культурные и опосредствованные. Хорошей иллюстрацией ситуации,  когда знак становится психологическим орудием, является пример самого Л.С. Выготского о ситуации буриданова осла и жребия. Когда имеется два равных по силе стимула, человек, в отличие от буриданова осла, бросает жребий, то есть, как говорил Выготский, «искусственно вводит в ситуацию, изменяя ее, не связанные ничем с ней новые вспомогательные стимулы». Другой пример— завязывание «узелка на память», где знак становится психологическим орудием — средством запоминания.

     Овладение человеком связью между знаком и значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики «психологическими орудиями» характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

     Это превращение проходит несколько  стадий:

1) Взрослый  с помощью определённых средств  управляет поведением ребенка,  направляя реализацию его какой-либо  «натуральной», непроизвольной функции.

2) Ребенок  сам уже становится субъектом  и, используя данное психологическое  орудие, направляет поведение другого  (полагая его объектом).

3) Ребенок  начинает применять к самому  себе (как объекту) те способы  управления поведением, которые  другие применяли к нему, а  он – к ним.

     Таким образом, Выготский видит «общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, потом — психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли» (Выготский 1982, с.145).

     Речь  идет о том, что высшие психические  функции сначала складываются в  социальных отношениях между людьми и только потом переходят во внутренний план, становятся внутренними психическими функциями, то есть интериоризируются. Истоки человеческого сознания находятся в системе социальных отношений. В этом если не главная, то одна из главных отличительных особенностей подхода Л.С. Выготского к проблеме развития сознания. Не от индивидуального к социальному, а прямо противоположным образом — от социального к индивидуальному — вот путь становления человеческого сознания и культурного развития высших психических функций.

     Важнейшим принципом психологии, по Л.С. Выготскому, является принцип историзма, или  принцип развития (невозможно понять «ставшие» психологические функции, не проследив детально историю их развития), а главным методом исследования высших психических функций —  метод их формирования.

Информация о работе Культурно-историческая концепция