Культурно-историческая концепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:40, реферат

Краткое описание

Цель работы – анализ культурно-исторической теории Л.С. Выготского.
Задачи работы: рассмотреть этапы научной биографии и становление научной школы Л.С. Выготского, а также социокультурный контекст ее возникновения; определить основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, рассмотреть понятие высших психических функций, их развитие и состав, проанализировать экспериментальные исследования теории ВПФ в школе Л.С. Выготского.

Оглавление

Оглавление.
Стр.
Введение 3
Глава 1 Культурно-исторический подход изучения психической деятельности (научная школа Л.С. Выготского) 4
Этапы научной биографии Л.С. Выготского и становление культурно-исторической научной школы
4
Социокультурный контекст возникновения школы Л.С. Выготского.
11
Глава 2 Общая характеристика культурно-исторической теории Л.С. Выготского 14
2.1Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского 14
2.2 Понятие и развитие высших психических функций в культурно-исторической теории Л.С. Выготского 20
2.3 Экспериментальные исследования ВПФ. Методика двойной стимуляции. 25
Заключение 29
Список литературы 31
Введение.
Тема настоящей курсовой работы «Культурно

Файлы: 1 файл

Курсовая Кул-истор концепция.docx

— 62.73 Кб (Скачать)

     Эти идеи Л.С.Выготского нашли свою эмпирическую разработку во многих экспериментальных  исследованиях представителей созданной  им школы.

     Для проверки основных положений культурно-исторической теории Л. С. Выготским с сотрудниками была разработана «методика двойной  стимуляции», с помощью которой  моделировался процесс знакового  опосредствования, прослеживался механизм «вращивания» знаков в структуру  психических функций — внимания, памяти, мышления.

     Частным следствием культурно-исторической теории является важное для теории обучения положение о «зоне ближайшего развития» — периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка  под влиянием интериоризации структуры  совместной со взрослым, знаково-опосредствованной  деятельности. Эту зону создает обучение, которое должно «забегать вперед развитию». Оно «приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития, которые сейчас являются для ребенка еще возможными только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но которые, проделывая внутренний ход развития, становятся затем внутренним достоянием самого ребенка» (Л.С. Выготский, 1956).

     Таким образом, в культурно-исторической теории Л.С. Выготского можно выделить два фундаментальных положения. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Главный вывод этой теории заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, — он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

     Название  концепции Выготского «культурно-историческая»  отражает содержательную сторону этой теории. Исторической данная теория называлась, так как согласно Выготскому невозможно понять имеющиеся сейчас в наличии  психические процессы и сознание без рассмотрения их истории развития и рассмотрения.  Культурной данная теория называлась, в связи с тем, что Лев Семенович  считал, что  сознание ребенка формируется при  общении со взрослыми, при котором  происходит освоение ребенком системы  культурных знаков. Эти знаки опосредствуют  его непроизвольные (низшие) психические  функции и тем самым ведут  к  образованию совершенно новых  образований в сознании, высших психических  функций (ВПФ). 

     2.2 Понятие и развитие высших психических функций в культурно-исторической теории Л.С. Выготского

     Высшие психические функции - сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся; социальные по своему происхождению, семиотически опосредствованные по психологическому строению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления (Краткий психологический словарь, 1985). Это понятие введено Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и т.д.

     Л. С. Выготский  выделял 2 типа психических  функций:

     - низшие или натуральные (естественные). Они имеют природное происхождение и являются продуктом естественного развития, управление ими непроизвольно и человек не может сознательно вмешиваться в этот процесс. Этот тип функций также присутствует и у животных.

     - высшие (символические, культурные). Имеют социальное происхождение, формируются при активном участии других членов социума, ими можно произвольно, целенаправленно управлять

     На  основе своих исследований Л.С. Выготского пишет, что в процессе психического развития ребенка происходит «не только внутреннее переустройство и совершенствование отдельных функций, но и коренным образом изменяются межфункциональные связи и отношения. В результате возникают новые психологические системы. Эти психологические системы, эти единства высшего порядка, заступающие место гомогенных, единичных, элементарных функций, мы условно называем высшими психическими функциями. …. реальное психологическое образование, которое в процессе развития ребенка заступает место его элементарных практических и интеллектуальных операций, не может быть обозначено иначе, как психологическая система.» (Выготский Л.С., 1984, 400 с.). Эта формулировка носит выраженный системный подход к определению ВПФ, что позволило Л. С. Выготскому сформулировать ряд основных правил развития ВПФ. Он отметил, что в онтогенезе биологическая и социальная (историческая) линии развития функций сложно сплетены.

     Во-первых, «Высшие психические функции не надстраиваются, как второй этаж, над элементарными процессами, но представляют собой новые психологические системы, включающие в себя сложное сплетение элементарных функций, которые, будучи включены в новую систему, сами начинают действовать по новым законам; каждая высшая психическая функция представляет, таким образом, единство высшего порядка, определяемое в основном в основном своеобразным сочетанием ряда более элементарных функций в новом целом» (Выготский Л.С., 1984, 400 с). Таким образом, история развития каждой психической функции не является прямым продолжением и усовершенствованием соответствующей элементарной функции, а предполагает коренное изменение направления развития в совершенно новом плане. Другими словами, каждая ВПФ является специфическим новообразованием.

     Во-вторых, ВПФ не надстраиваются над элементарными  процессами, как второй этаж, а представляют собой новые психологические  системы, состоящие из сложного сплетения  элементарных функций, которые при  включении в такую систему  начинают действовать по новым законам. Таким образом, каждая ВПФ  определяется своеобразным сочетанием ряда элементарных функций.

     В-третьих, «При распаде высших психических функций, при болезненных процессах в первую очередь уничтожается связь символических (высших) и натуральных функций, вследствие чего происходит отщепление ряда натуральных процессов, которые начинают действовать по примитивным законам, как более или менее самостоятельные психологические структуры» (Выготский Л.С., Орудие и знак в развитии ребенка, 1984, 400 с.). Таким образом, при возникновении патологических процессов в первую очередь страдает связь элементарных и высших функций, что вызывает возвращение к примитивным формам отображения в поведении.

     Их  вышесказанного следует, что психическое развитие в онтогенезе представляет собой ряд качественных переходов от одной ступени развития к другой, где каждая предшествующая ступень является основой последующих ступеней, или стадий развития.

     Эти идеи позволили сформулировать представление  о том, что представляют собой  высшие психические функции. ВПФ:

     - сложные системные образования,  состоящие из несколько составляющих  компонентов, качественно отличные  от других психических явлений;

     - обладают тремя системными качествами - опосредованностью, осознанностью и произвольностью;

     - обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов;

     - прижизненно формирующиеся психические  процессы, социальные по своему  происхождению. 

     Выготский Л.С. в своей работе «История развития высших психических функций» (1982) подчеркивает: «Все высшие функции сложились не в биологии, не в истории чистого филогенеза, а сам механизм, лежащий в основе высших психических функций, есть слепок с социального. Все высшие психические функции суть интериоризованные отношения социального порядка, основа социальной структуры личности. Их состав, генетическая структура, способ действия—одним словом, вся их природа социальна; даже превращаясь в психические процессы, она остается квазисоциальной. Человек и наедине с собой сохраняет функции общения». Социальные воздействия определяют способы формирования высших психических функций и тем самым их психологическую структуру. Важнейшая характеристика высших психических функций – это их опосредствованность различными "психологическими орудиями" – знаковыми системами, которые представляют собой продукт длительного общественно-исторического развития человечества.

     Применение  знака, слова, как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия – действиями произвольными.

     Именно, овладение ребенком связью между знаком и значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями" характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности. Об этом Л.С. Выготский написал в своей работе «О психологических системах» (1982, 112с.) «Изучая процессы высших функций у детей, мы пришли к следующему потрясшему нас выводу: всякая высшая форма поведения появляется в своем развитии на сцене дважды – сперва как коллективная форма поведения, как функция интерпсихологическая, затем как функция интрапсихологическая, как известный способ поведения».

     Таким образом, закономерностью формирования В.П.Ф. является то, что первоначально они существуют как форма семиотически опосредствованного взаимодействия между людьми (т.е. как интерпсихологический процесс, интерпсихическая функция) в контексте различных видов совместной их деятельности и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихологический, интрапсихическая функция) процесс. Превращение внешних средств осуществления функций во внутренние носит название интериоризации (перенос во внутренний план, «вращивание»).

     Другая  важнейшая черта, характеризующая  логику развития высших психических  функций, – их постепенное "свертывание", автоматизация. Развитию высших психических функций свойственна определенная динамика, более новые и сложные функции надстраиваются над более ранними и простыми, "вбирая" их в себя. Генезис высших психических функций идет по пути преобразования развернутых наглядно-действенных форм в сокращенные, автоматизированные, выполняемые во внутреннем плане в виде так называемых умственных действий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Экспериментальные исследования ВПФ. Методика двойной стимуляции.

     Л.С. Выготский, как было сказано выше, различал две основных линии в развитии любой собственно человеческой «высшей психической функции»: естественную, или натуральную, и символическую, или культурную, причем переход от первой ко второй и связывался Выготским с изготовлением и использованием для организации памяти специальных знаковых средств. Соответственно такому пониманию природы высших форм памяти человека строилось в рамках культурно-исторической теории и их экспериментальное исследование.

     Общая схема подобного рода экспериментов  получила название «методики двойной  стимуляции». Впервые методика двойной стимуляции была использована в совместном исследовании Л.С. Выготского и Л. С. Сахарова при изучении процесса образования понятий (при ее разработке использована идея «поискового метода» Н. Аха). Сущность методики заключается в том, что исследование высших психических функций осуществляется с помощью двух рядов стимулов, каждый из которых играет особую роль по отношению к деятельности испытуемого. Один ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а другой ряд - функцию знаков (стимулов-средств), с помощью которых эта деятельность организуется (Краткий психологический словарь, 1985).

     Применение методики двойной стимуляции дало возможность исследовать, как испытуемый использует знаки в качестве средств направления своих мыслительных операций и как в зависимости от способа употребления слова протекает и развивается весь процесс образования понятий. Методики двойной стимуляции применялся также при изучении опосредствованных процессов внимания и памяти (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев).

     Выготский говорит о «стимулах-объектах», с одной стороны, и «стимулах-средствах» — с другой, различая их, прежде всего, чисто функционально, т.е. по их положению, функциональному месту в структуре соответствующего акта психической деятельности. «Стимул-объект» — это то, на что направляется акт деятельности, то, с чем работает испытуемый, тогда как «стимул-средство» — это то, с помощью чего он организует свою работу, направляет акт своей деятельности. Испытуемый должен был запомнить либо слова, либо даже бессмысленные слоги, которые последовательно предъявлялись ему через постоянный временной интервал. В одной из двух основных серий испытуемый слушал, старался запомнить, а потом должен был воспроизвести. Вторая серия экспериментов принципиально отличалась от первой, и отличалась она прежде всего тем, что в помощь испытуемому в качестве вспомогательных средств запоминания предлагался второй ряд стимулов — разного рода карточки с рисунками. Карточек в этом эксперименте было ровно в два раза больше, чем слов, и испытуемому намекали на то, что он может воспользоваться этими карточками для запоминания предложенных слов. Экспериментатор смотрел, как происходит это использование вспомогательных средств, происходит ли оно вообще, и если оно все же происходит, то что меняет в процессе запоминания.

Информация о работе Культурно-историческая концепция