Культурно-историческая концепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:40, реферат

Краткое описание

Цель работы – анализ культурно-исторической теории Л.С. Выготского.
Задачи работы: рассмотреть этапы научной биографии и становление научной школы Л.С. Выготского, а также социокультурный контекст ее возникновения; определить основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, рассмотреть понятие высших психических функций, их развитие и состав, проанализировать экспериментальные исследования теории ВПФ в школе Л.С. Выготского.

Оглавление

Оглавление.
Стр.
Введение 3
Глава 1 Культурно-исторический подход изучения психической деятельности (научная школа Л.С. Выготского) 4
Этапы научной биографии Л.С. Выготского и становление культурно-исторической научной школы
4
Социокультурный контекст возникновения школы Л.С. Выготского.
11
Глава 2 Общая характеристика культурно-исторической теории Л.С. Выготского 14
2.1Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского 14
2.2 Понятие и развитие высших психических функций в культурно-исторической теории Л.С. Выготского 20
2.3 Экспериментальные исследования ВПФ. Методика двойной стимуляции. 25
Заключение 29
Список литературы 31
Введение.
Тема настоящей курсовой работы «Культурно

Файлы: 1 файл

Курсовая Кул-истор концепция.docx

— 62.73 Кб (Скачать)

     Итак, первое измерение этого эксперимента связано с наличием двух серий, с  наличием или отсутствием второго  плана — плана вспомогательных  средств. Второе же измерение связано  с попыткой просмотреть эту проблему в генетическом плане.

     На  основе этой методики А.Н. Леонтьев исследовал два важнейших психических процесса – память и внимание (А.Н. Леонтьев, 1931). Он брал испытуемых разных возрастов, начиная от дошкольников и кончая взрослыми, и пытался выяснить, как по-разному испытуемые разных возрастов используют вспомогательные средства для организации своей памяти. Результаты этого эксперимента графически могут быть представлены в виде знаменитого «параллелограмма развития». Нижняя кривая представляет результаты серии без использования внешних вспомогательных средств, а верхняя — с применением этих средств. Главный факт в данном случае заключался в резком подъеме верхней кривой, соответствующей серии с применением вспомогательных средств, на участке от дошкольного возраста к младшим школьникам. Психологический анализ показывает, что этот крутой подъем как раз и обусловлен тем, что если младшие дошкольники, практически не могли еще адекватно пользоваться вспомогательными карточками (и есть возраст, когда эти карточки не только не помогали, но даже мешали детям запоминать слова), то младшие школьники были способны уже достаточно эффективно использовать карточки для организации своей памяти. Второе примечательное явление состояло в том, что при переходе от младших школьников к подросткам и взрослым наблюдался крутой подъем уже нижней кривой, представляющей серию эксперимента без применения вспомогательных карточек, и объяснение его состоит в том, что память человека в этом возрасте становится уже внутренне опосредствованной, что является результатом процесса интериоризации или «вращивания».

     Еще более существенным подтверждением гипотезы Л. С. Выготского о «вращивании» знака в процессе формирования ВПФ  стали результаты исследований опосредствованного внимания (Лурия А.Р., 2002). Графическая форма представления результатов напоминала практически такой же параллелограмм, что и в экспериментах по изучению памяти как ВПФ.

     В данных исследованиях процессов  опосредствования в запоминании  удалось сделать нечто большее, чем только констатировать использование  стимулов-средств при решении  задач на запоминание: были выделены и проанализированы качественно  различные операции, которые определяют выбор средства для запоминания  на разных стадиях психического развития.

     Эмпирические  исследования А.Н.Леонтьева убедительно подтвердили гипотезу Л.С.Выготского о том, что становление высших форм психических процессов идет через использование стимулов-знаков, которые в процессе развития превращаются из внешних во внутренние. Кроме того, на том же эмпирическом материале была подтверждена и гипотеза Л.С.Выготского о системном строении сознания, о взаимодействии отдельных психических функций друг с другом. Прослеживая развитие памяти как ВПФ, А.Н.Леонтьев установил, что на определенном этапе этого развития запоминание становится логическим, а мышление приобретает мнемическую функцию. Столь же системно связанными оказываются в процессе развития высших формы памяти и волевые процессы: «память человека действительно обладает всеми признаками волевого акта — в процессе развития нашей памяти мы овладеваем ее процессами, делаем ее воспроизведение независимым от непосредственно действующей ситуации, словом, сообщаем своему запоминанию произвольный характер» (Леонтьев А.Н., 1931). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     В данной работе была рассмотрена культурно-историческая теория Л.С.Выготского, которая определила научные пути решения проблемы происхождения психики человека.

     Л.С. Выготский  оценивал конкретные формы общественно-исторической деятельности, основные достижения цивилизации в качестве решающих факторов формирования психических процессов и свойств, в культурно-исторической теории нашла развитие идея о знаковом характере психических изменений. Согласно этой теории психическое развитие личности неотъемлемо от развития культуры, и лишь через овладение достижениями культуры возможно развитие личности.

     В культурно-исторической теории Л.С. Выготский  выделят 2 линии психического развития человека натуральное (обусловленное биологическими факторами) и культурное развитие.  В результате культурного развития натуральные психические функции превращаются в высшие психические функции. Важнейшая характеристика высших психических функций – это их опосредствованность различными "психологическими орудиями" – знаковыми системами, которые представляют собой продукт длительного общественно-исторического развития человечества.  Основные характеристики высших психических функций – опосредствованность (по строению), осознанность, произвольность (по характеру регуляции) и социальность (по происхождению); они представляют собой системные качества, которые характеризуют их как «психологические системы».

     Закономерностью формирования высших психических функций является процесс интериоризации. Изначально высшие психические функции существуют как интерпсихологический процесс в контексте различных видов совместной деятельности и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития высших психических функций, – их постепенное "свертывание", автоматизация.  

     В заключение следует отметить, что теория Л.С. Выготского сыграла огромную роль в становлении научной психологической мысли и оказала влияние на формирование современных научных взглядов на проблему происхождения психики и развития сознания человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы. 

     
  1. Блонский  П.П. Реформа науки. М., 1920.
  2. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции  Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности //Вопросы психологии 1988, выпуск 5 с.108.
  3. Вересов Н.Н. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского: трудная работа понимания (Заметки читателя)//НЛО, 2007, №85
  4. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса// Собрание сочинений в 6т., М., Т.1, М., Педагогика, 1982 г.
  5. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. // Собр. соч. : в 6 т. М., 1984. Т. 3.
  6. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 224 с.
  7. Выготский Л.С. Проблема обучения  и  умственного развития в школьном возрасте // Избр. психол. исслед. М., 1956.
  8. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка / Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 6. М.: Педагогика,.1984, сс. 5-90
  9. Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии //Собрание сочинений: в 6ти т. Т1.. М.: Педагогика, 1982.488с.; сс. 109 – 131.
  10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций М., 2004.
  11. Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985. 431 с.
  12. Культурно-историческая теория // Психология. Словарь. М., 1990/ под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского.
  13. Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. М., 1990.
  14. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. М.:Л.,1931
  15. Лурия А.Р. основы нейропсихологии
  16. Лурия А.Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. МГУ 1975
  17. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001
  18. Обухова Л.Ф.,  Учебник «Возрастная психология». М.: МГППУ, 2006, с.217-244
  19. Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., 2007. Глава 5.
  20. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М., МГУ, 1986
  21. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб изд. «Питер» 2005.
  22. Степанова С.С.Век психологии: имена и судьбы. М.: Изд-во Эксмо, 2002.
  23. Фрумкина Р.М. Культурно-историческая психология Выготского-Лурия  //Журнал «Человек» № 3, 1999 г.
  24. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - С. 26-38.

Информация о работе Культурно-историческая концепция