Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:40, реферат
Цель работы – анализ культурно-исторической теории Л.С. Выготского.
Задачи работы: рассмотреть этапы научной биографии и становление научной школы Л.С. Выготского, а также социокультурный контекст ее возникновения; определить основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, рассмотреть понятие высших психических функций, их развитие и состав, проанализировать экспериментальные исследования теории ВПФ в школе Л.С. Выготского.
Оглавление.
Стр.
Введение 3
Глава 1 Культурно-исторический подход изучения психической деятельности (научная школа Л.С. Выготского) 4
Этапы научной биографии Л.С. Выготского и становление культурно-исторической научной школы
4
Социокультурный контекст возникновения школы Л.С. Выготского.
11
Глава 2 Общая характеристика культурно-исторической теории Л.С. Выготского 14
2.1Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского 14
2.2 Понятие и развитие высших психических функций в культурно-исторической теории Л.С. Выготского 20
2.3 Экспериментальные исследования ВПФ. Методика двойной стимуляции. 25
Заключение 29
Список литературы 31
Введение.
Тема настоящей курсовой работы «Культурно
Итак, первое измерение этого эксперимента связано с наличием двух серий, с наличием или отсутствием второго плана — плана вспомогательных средств. Второе же измерение связано с попыткой просмотреть эту проблему в генетическом плане.
На основе этой методики А.Н. Леонтьев исследовал два важнейших психических процесса – память и внимание (А.Н. Леонтьев, 1931). Он брал испытуемых разных возрастов, начиная от дошкольников и кончая взрослыми, и пытался выяснить, как по-разному испытуемые разных возрастов используют вспомогательные средства для организации своей памяти. Результаты этого эксперимента графически могут быть представлены в виде знаменитого «параллелограмма развития». Нижняя кривая представляет результаты серии без использования внешних вспомогательных средств, а верхняя — с применением этих средств. Главный факт в данном случае заключался в резком подъеме верхней кривой, соответствующей серии с применением вспомогательных средств, на участке от дошкольного возраста к младшим школьникам. Психологический анализ показывает, что этот крутой подъем как раз и обусловлен тем, что если младшие дошкольники, практически не могли еще адекватно пользоваться вспомогательными карточками (и есть возраст, когда эти карточки не только не помогали, но даже мешали детям запоминать слова), то младшие школьники были способны уже достаточно эффективно использовать карточки для организации своей памяти. Второе примечательное явление состояло в том, что при переходе от младших школьников к подросткам и взрослым наблюдался крутой подъем уже нижней кривой, представляющей серию эксперимента без применения вспомогательных карточек, и объяснение его состоит в том, что память человека в этом возрасте становится уже внутренне опосредствованной, что является результатом процесса интериоризации или «вращивания».
Еще более существенным подтверждением гипотезы Л. С. Выготского о «вращивании» знака в процессе формирования ВПФ стали результаты исследований опосредствованного внимания (Лурия А.Р., 2002). Графическая форма представления результатов напоминала практически такой же параллелограмм, что и в экспериментах по изучению памяти как ВПФ.
В данных исследованиях процессов опосредствования в запоминании удалось сделать нечто большее, чем только констатировать использование стимулов-средств при решении задач на запоминание: были выделены и проанализированы качественно различные операции, которые определяют выбор средства для запоминания на разных стадиях психического развития.
Эмпирические
исследования А.Н.Леонтьева убедительно
подтвердили гипотезу Л.С.Выготского о
том, что становление высших форм психических
процессов идет через использование стимулов-знаков,
которые в процессе развития превращаются
из внешних во внутренние. Кроме того,
на том же эмпирическом материале была
подтверждена и гипотеза Л.С.Выготского
о системном строении сознания, о взаимодействии
отдельных психических функций друг с
другом. Прослеживая развитие памяти как
ВПФ, А.Н.Леонтьев установил, что на определенном
этапе этого развития запоминание становится
логическим, а мышление приобретает мнемическую
функцию. Столь же системно связанными
оказываются в процессе развития высших
формы памяти и волевые процессы: «память
человека действительно обладает всеми
признаками волевого акта — в процессе
развития нашей памяти мы овладеваем ее
процессами, делаем ее воспроизведение
независимым от непосредственно действующей
ситуации, словом, сообщаем своему запоминанию
произвольный характер» (Леонтьев А.Н.,
1931).
Заключение.
В
данной работе была рассмотрена культурно-
Л.С. Выготский оценивал конкретные формы общественно-исторической деятельности, основные достижения цивилизации в качестве решающих факторов формирования психических процессов и свойств, в культурно-исторической теории нашла развитие идея о знаковом характере психических изменений. Согласно этой теории психическое развитие личности неотъемлемо от развития культуры, и лишь через овладение достижениями культуры возможно развитие личности.
В культурно-исторической теории Л.С. Выготский выделят 2 линии психического развития человека натуральное (обусловленное биологическими факторами) и культурное развитие. В результате культурного развития натуральные психические функции превращаются в высшие психические функции. Важнейшая характеристика высших психических функций – это их опосредствованность различными "психологическими орудиями" – знаковыми системами, которые представляют собой продукт длительного общественно-исторического развития человечества. Основные характеристики высших психических функций – опосредствованность (по строению), осознанность, произвольность (по характеру регуляции) и социальность (по происхождению); они представляют собой системные качества, которые характеризуют их как «психологические системы».
Закономерностью формирования высших психических функций является процесс интериоризации. Изначально высшие психические функции существуют как интерпсихологический процесс в контексте различных видов совместной деятельности и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития высших психических функций, – их постепенное "свертывание", автоматизация.
В
заключение следует отметить, что теория
Л.С. Выготского сыграла огромную роль
в становлении научной психологической
мысли и оказала влияние на формирование
современных научных взглядов на проблему
происхождения психики и развития сознания
человека.
Список
литературы.