Китайская лингвистическая традиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:22, лекция

Краткое описание

Сино-тибетская семья языков членится на 3 группы: 1) кит яз., 2) тибето-бирманские, 3) каренский яз.(5 млн.) вдоль границы Таиланда и Мьянмы. Местом обитания носителей этой группы языков было огромное пространство м. Гималаями и хребтом Куньлунь. Отсюда (3 тыс.м над уровнем моря) берут реки Брахмапутра, Иравади, Салуин, Янцзы, Хуанхе. Вдоль этих рек китайско-тибетские народы спускались на равнины.

Файлы: 1 файл

китайская лингв. традиция.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

                                                            Тезисы  лекций

             Китайский язык

 

     Сино-тибетская  семья языков членится на 3 группы: 1) кит яз., 2) тибето-бирманские, 3) каренский  яз.(5 млн.) вдоль границы Таиланда и Мьянмы. Местом обитания носителей  этой группы языков было огромное пространство м. Гималаями и хребтом Куньлунь. Отсюда (3 тыс.м над уровнем моря) берут реки Брахмапутра, Иравади, Салуин, Янцзы, Хуанхе. Вдоль этих рек китайско-тибетские народы спускались на равнины. В Средней Азии китайцев-мусульман, использующих лит.дунганский язык (50 тыс.) [А.Я.Шайкевич. Китайско-тибетская семья языков//Введение в лингвистику. М., 2005. С.330].

     Во 2 тысячелетии до н.э. китайцы занимали нижнюю часть бассейна Хуанхе.  Отсюда кит яз. за 30 веков распространился  на юг, север и запад.

      Европейское название Китая (China) восходит, вероятно, к имени Цинь.

Русское название «Китай» этимологически связано  с киданями. Самоназвание китайцев (хань) связано с Ханьской династией, следовавшей за династией Цинь.

                  Китайское языкознание

1.Общие  сведения

     Кит.язык явл-ся одним из древнейших языков мира. КЯ в то же время один из наиболее употребительных языков мира, на нем говорят в настоящее время более млрд. человек (1200 млн.) в Китае, Сингапуре 2 млн., Таиланд – 6 млн., Малайзии и Индонезии по 5 млн., Тайвань, Гонконг. В Средней Азии представлена небольшая группа китайцев-мусульман, использующих лит.дунганский язык (50 тыс.).. Кроме того, КЯ входит в число 6 рабочих языков ООН. Всего иероглифов в КЯ около 50 тыс., но в обиходе употребляется примерно 10 тыс., из  них 6 самых употребительных (2 тыс. наиболее активные). Наши студенты овладевают 4-5 тыс.

      Согласно  существующей морф. классификации, В. Гумбольдт отнес КЯ к изолирующим. Изолирующих языков на земле многие сотни. Это языки Юго-Восточной Азии, но наиболее яркий – это КЯ. Вадим Мих. Солнцев, рассматривая морф. явления КЯ,  исходил из представления, что изоляция есть не что иное как характеристика особого способа связи слов в предложении. Средством выражения отношения к др.словам в условиях изоляции служат: порядок слов, а также различные служебные слова и интонация. Т.о. изоляция понимается как способ грамм. связывания слов в речи. Такое понимание восходит к Гумбольдту. 

2. Китайское  письмо (КП) 

      Древнейшими памятниками кит письменности, сохранившимися до наших дней, явл-ся надписи на гадательных костях и черепашьих панцирях, к.  относятся к 13 в. до н.э. 
 
 

      КП  использует особые знаки – иероглифы, записывающие слова или морфемы. Начертание иероглифа складывается из стандартных черт, от 1 до 28, повторяющихся в различных комбинациях. Идеография – принцип письма, при к. отдельным знаком является слово или морфема.  Древнейшими идеографическими письменностями являются др-египетская, шумерская, китайская. Но в качестве средства письма из названных письменностей используется т. китайская, к. наз-ся иероглифическом, а отдельный знак иероглифом (иероглифом м.б. слог, а также морфема и слово).

      Кит традиция различает 6 категорий иероглифов, к.м. свести к 3 группам:

     1) пиктограммы и идеограммы (ок.1500). К ним относятся древние знаки: гора, дерево и комбинированные знаки: человек и дерево «отдыхать»;

     2) фонограммы – сложные знаки,  состоящие из ключей, дающих намек  на значение слова или морфемы,  и т.н. фонетиков, указывающих  на точное или приблизительное  звучание знака. В кит. словарях иероглифы располагаются по ключам, число к. составляет 214;

     3) заимствованные иероглифы – знаки,  первоначально созданные для  записи опред.слова, а затем  использованные для записи др-х  слов (с отвлеченным значением). Напр. шоу   «рука» заимствовано для записи наречия «опять, снова».

     Преимущество  иероглифов. В условиях древнего Китая, когда каждое царство говорило на своем собственном диалекте, иероглифич. письменность оказалась удобным  средством междиалектного общения. Универсальное свойство кит. кит письменности позволило легко приспособить ее для письма на яп., кор. и вьетнамском языках и в этих странах утвердилось смешанное письмо, где корни слов записывались иероглифами, а аффиксы – алфавитом. Под влиянием кит иерогл-в в начале 11 в. было создано тангутское письмо.

     Кит. язык сыграл б. культурно-историческую роль в жизни народов юго-восточной  Азии. Кит языкознание оказало  заметное влияние на яз-ние Японии, Кореи и др. соседних стран.

     Начиная с 1956 г. в КНР ведется работа по графическому упрощению иероглифов.  

3. Развитие  языкознания в Китае.

     История изучения КЯ насчитывает более 2 тыс. лет, а кит иероглифы в качестве формы записей существуют уже 5-6 тыс. лет. Вплоть до 19 в. кит яз-ние  развивалось совершенно самостоятельно, испытав лишь незначительное влияние индийской науки.  Кит. яз-ние представляет собой одну из 4-х независимых традиций, наряду с греко-римской, древнеиндийской и арабской.

     Древнейшей  книгой, имеющей отношение к яз-нию, явл-ся «Ши Чжоу пянь». Это был  список иероглифов, предназначавшийся для заучивания наизусть. Составитель Ши Чжоу (827-782 гг. до н.э.).

     В 3 в. до н.э. в Китай из Индии стал проникать буддизм, получивший наиб. распространение в начале нашей  эры.

     Наибольшие  успехи кит языковедов отмечаются в период правления династии Хань (206-220 г.н.э.). Основу теории письма заложил Сюй Шень в

Книге «Шо вэнь цзо цзи» («Об элементах  и сложных знаках») около 100 г.н.э. Она не утратила своего значения и  поныне. В этот период был составлен  первый толковый словарь «Эр я». Основная часть его была составлена в 3 в до н.э. Слова расположены по смысловым группам: небо, земля, горы, воды, деревья, птицы и т.д. Др. известный словарь эпохи Хань «Ши мин» («Объяснение имен»), где толкование дано через этимологию.

      Следующим этапом в развитии кит яз-ния явл-ся фонетические таблицы. В них на 1 оси расположены финали, на другой – инициали. На их скрещении получается слог. Т.о. каждый слог получает свое место. Фонетич.таблицы позволяют представить всю фонологическую систему кит.яз., включая рифму, инициали, тон, промежуточные гласные. Составление фон-ских таблиц есть свидетельство развитости кит яз-ния, где выработана своя  форма организации материала, своя терминология и теория (наука о классификации рифм). Дело в том, что древний КЯ в письменной иероглифической форме, скрывавшей реальный звуковой состав слов, - язык односложный, в к-м слова одноморфемны, неизменяемы и лишены грамматич. формы.

     Однако  реконструкции звучания древнекит. слов обнаружили сложную структуру  слога, в частности стечение согласных  в начале слога и разнообразные  конечно-слоговые согласные. Некот. согласные  в составе слога, видимо, имели  характер префиксов и суффиксов. Это дает основание полагать, что древнекитайский язык имел достаточно сложную морф. систему, к. впоследствии была утрачена, и слово не было одноморфемным.

     В древнем и средневековом Китае  гл. объектом изучения в кит.яз-нии была не речь, а иероглиф. А поск. иероглиф имел написание, чтение и значение, то эти 3 аспекта изучались тремя разными науками. Грамматика же начала выделяться в самостоятельную отрасль лишь в 18-19 вв.

     Основоположниками кит грамматики считаются Ван  Нянь-сунь (1744- 1832) и его сын Ван  Инь-чжи (1766-1832), внесшие б.вклад в кит.лингвистику.

     В 17-18 вв. разрабатывались историческая фонетика,этимология, синтаксис. Кит  грамматисты различали слова: значимые (имена сущ., глаголы, прилагательные), незначимые (местоим., наречия)  и вспомогат. 

4. О становлении современного литературного китайского языка.

      История любого языка неразрывно связана  с историей государства и ее народа. После эпохи политической раздробленности  Китая 3-4 вв. наступает период (при  династии Тан (7-9 вв.) консолидация страны, предотвратившая распад кит.языка на группу родственных языков. В этот период происходит разделение лит. (вэньянь «письменный язык») и живого разговорного языка.

     Вэньянь – лит.др-кит язык, к.сложился к 4-3 вв. до н.э. на основе живых диалектов, существовавших в 7-3 вв., т.е. в 1 тыс.до н.э.. В 1 тыс.н.э. он разошелся с языком устного общения и стал непонятным на слух. Он использовался в качестве письм. лит.языка вплоть до 20 в., претерпев в течение веков значительные изменения. С начала 1 тыс. н.э. формируется новый письм. язык, отражающий разговорную речь – байхуа, т.е. язык, опирающийся на нормы разг.речи (простой, понятный язык, сложился в 10-13 вв). Начиная с эпохи Сун, параллельно существовало 2 лит.языка – вэньянь и байхуа. Вэньянь оставался языком государства, культуры, образования. Такую же роль он играл в соседних странах: Японии, Корее, Вьетнаме. Вэньянь был языком науки, техники, политики, администрации, а байхуа – в устной речи и для написания рассказа, драмы, романа. В начале 20 века после свержения монархии (1911) в 1920-х гг. байхуа одержал победу над вэньянем. Становление нового языка байхуа сопровождалось появлением новых морфологических черт – развитием двусложной (соответственно двуморфемной ) нормы слова, появлением СО-ных и формообразовательных аффиксов, развившихся из знаменательных слов. Одновременно упростился звуковой состав слога (исчезновение стечений согласных, падение почти всех конечно-слоговых согласных и т.п.). Сев. диалект лег в основу общенародного кит языка – путунхуа (общий устный). В 1-ой половине 20 века  путунхуа утвердился в письменном общении, вытеснив вэньянь и стал нац.лит.языком.

     В кит.нац.фил.традиции, к.была ориентирована  на др.кит.язык, не было разработано  учение о слове, морфеме, о частях речи, грам.категориях. Кроме того, традиционную кит.филологию интересовал не столько собственно яз-вой строй, ск. толкование и комментирование др.текстов. Собственно лингв.подход к языку в кит языкознании осуществлен в конце 19- начале 20 в. в связи с изучением нового яз. – байхуа, к. существенно отличается от вэньяня. Он описан в традициях в большей степени европейской лингвистики, поск. совр.состояние языка невозможно описывать в старых традициях. Суть заключается в том, что понятийный аппарат включает такие понятия, как слово, морфема и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 Строй китайского языка

     Кит.яз.принадлежит  к числу тональных языков. Слог характеризуется не т.определенным звуковым составом, но и тоном, к. наз-ся этимологическим тоном слога. Тон  – это мелодический рисунок голоса, характеризующийся определенным изменением высоты звука. Тоны выполняют смыслоразличительную функцию. Слоги, имеющие одинаковый звуковой состав, но произнесенные разными тонами, имеют разные значения.

     Первый  тон – ровный, 2-ой тон – восходящий, 3 – нисходяще-восходящий, 4 – нисходящий Примеры:

     В КЯ выделяют следующие части речи: сущ., глагол, прилагательное, наречие, числительные, союзы, предлоги, междометия, частицы, вспомогательные глаголы (модальные), счетные слова, ономатопоэтические слова, суффиксы, префиксы. Принцип выделения ч.р. – синтаксический.

     Особенности строя КЯ.

     Нет орфографии.

     Словообразование осуществляется за счет словосложения. Формообразование представлено, гл.образом, глагольными видовыми суффиксами. Аффиксы немногочисленны, в ряде случаев факультативны.

      Имя сущ.

1. Нет  рода, падежа, нет грамм. окончаний.

      Род, падеж русского яз. передается особым знаком принадлежности.

      Тв.п. передается знаком со значением «как».

2. Мн.ч.  присуща сущ-ым, обозначающим лица  и личн.местоимения. У неодуш. сущ. их нет.

      Глагол

  1. Нет вида, числа, лица, наклонения.
  2. Есть залог.
  3. Время: прошедшее, будущее (буду+глагол)
  4. Повторы обозначают длительность действия.

    Прилагательные сочетаются с сущ.

    Отрицания

  1. Не стоит перед отрицаемым словом.
  2. Отрицания нет и без

    Синтаксис характеризуется номинативным строем.

Предложение с переходным глаголом в качестве сказуемого м. иметь форму активной и пассивной конструкции. КЯ имеет развитую систему сложных предложений, образуемых союзным и бессоюзным сочинением и подчинением.

Информация о работе Китайская лингвистическая традиция