Приобщение дошкольников к культурным традициям Поволжского региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – теоретически рассмотреть и практически обосновать педагогические условия приобщения дошкольников к национальным традициям народов Поволжского региона.
В соответствии с целью нами определены задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Отразить специфику культурного воспитания детей в ДОО.
3. Обобщить передовой педагогический опыт работы по теме.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.59 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных организациях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения [Ельцова 2012: 21].

Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Происходит модернизация образования, направления которой определяются Законом РФ «Об образовании» и дополнениями к нему. Основными положениями Закона «Об образовании» являются: приоритет общечеловеческой, национально-этнических ценностей, свободное развитие личности; общедоступность; вариативность образования; всесторонняя защита обучаемого (Закон РФ «Об образовании» ст. 64) [ФЗ № 273 2013].

Приобщение новых поколений к национальной культуре своего региона становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике [Куприна 2011: 42-43].

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Объект исследования – образовательный процесс в детском саду.

Предмет исследования – формы и методы работы с детьми по приобщению их к традициям народов Поволжья.

Цель исследования – теоретически рассмотреть и практически обосновать педагогические условия приобщения дошкольников к национальным традициям народов Поволжского региона.

В соответствии с целью нами определены задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать  литературу по теме исследования.

2. Отразить специфику  культурного воспитания детей  в ДОО.

3. Обобщить передовой педагогический опыт работы по теме.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:

- теоретический (анализ психолого-педагогической  и методической литературы по  проблеме исследования);

- эмпирические (изучение  опыта педагогической работы  ДОО, наблюдение, обобщение педагогического опыта).

База исследования – Структурное поздазделение дошкольного образования Муниципальное автономное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Быков Отрог» Балаковского района Саратовской области.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ  К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ  В  УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1 Национальные традиции  и культура как область воспитательных  воздействий в ДОО

 

В современных условиях осознания духовных основ развития общества актуальной является проблема глубокого и научно-обоснованного учета особенностей региональной культуры в работе с детьми. Необходимость внедрения регионального компонента предусмотрена Законом РФ [ФЗ № 273 2013].

В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций. Поэтому приобщение ребенка к общечеловеческим, цивилизационным ценностям начинается с познания культуры прежде всего своей малой Родины [Борисова 2011: 62].

Такой процесс рассматривается как специально организованное взаимодействие (в виде содействия) педагогов и воспитанников по реализации содержания образования с использованием идей народной педагогики, а также особенностей, факторов, средств, методов народного воспитания в целях решения образовательно-воспитательных задач, направленных на удовлетворение потребностей общества во всесторонне развитой личности и своим ребенком, своих интересов и потребностей, способствующих развитию и социализации его как субъекта этноса и как гражданина [Куприна 2011: 47-48].

В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный образовательный процесс в ДОО, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она и в настоящее время несет те же воспитательные и развивающие функции [Савченко 2013: 119].

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых традиции и обычаев содействующих воспитанию и развитию личности. Воспитание на народных традициях способствует формированию веротерпимости, межнациональной толерантности [Бережнова 2012: 52].

Мы полагаем, что главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов [Леонова 2013: 29-31].

Из всех традиций, влияющих на формирование личности, особую роль ученые отводят воспитательным традициям. Л.И. Божович, Л.С. Выготский утверждали, что развитие человека осуществляется через усвоение всего предшествующего опыта культуры [Выготский 2012: 169]. Исходя из этой позиции, в качестве средств этнографической культуры мы рассматривали народные праздники, народные игры, фольклор.

Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:

- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);

- эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления — информационного насыщения — важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

- поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении) [Джуринский 2010: 50-53].

Этнопедагогический подход, интегрирующий достижения аксиологического и культурологического подходов должен быть конкретизирован в принципах родиноведческого подхода с целью повышения воздействия воспитательного потенциала на дошкольников в ДОО [Майер 2012: 71-72].

Родиноведческий подход реализует две основные цели:

1. Познание ребенком значительного  пласта отечественной культуры.

2. Способность к взаимообогащению  культурного содержания средствами  межкультурной коммуникации.

Его реализация в процессе ознакомления с национальными традициями позволяет адекватно содержанию культуры организовать педагогический процесс в ДОО [Майер 2012: 79].

Таким образом, изучив роль и место национальных традиций в воспитании детей дошкольного возраста можно утверждать следующее. В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций. В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

 

1.2 Условия эффективного воспитания детей в национальных традициях

 

В последнее время воспитание детей принято рассматривать с точки зрения формирования ценностного отношения к окружающей действительности.

В дошкольной образовательной организации реализуются парциальные и комплексные программы, содержащие разделы патриотического воспитания, приобщения детей к национальной культуре и традициям. Приоритетными направлениями в деятельности ДОО можно назвать следующие:

1. Окружение ребенка предметами  национального характера.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).

3. Народные праздники и традиции.

4. Ознакомление детей с народной  декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством [Матова 2014: 117].

Для успешного воспитания детей в национальных традициях важна реализации на практике организационных и методических приемов педагогической работы, перспективных планов (тематический годовой план работы) и конспектов занятий, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.

Знакомство с данными материалами (праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами разных народов и т.д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста.

Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительной непосредственно образовательной деятельностит, а может включаться в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную) и т.д. [Железнова 2011: 26-27].

Для реализации указанных направлений можно использовать самые разнообразные средства. Так, например, мы предлагаем использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующие:

- общение с представителями разных национальностей;

- устное народное творчество;

- художественную литературу;

- игру, народную игрушку и национальную куклу;

- декоративно-прикладное искусство, живопись;

- музыку;

- этнические мини-музеи [Попова 2010: 39-40].

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Но нам кажется, что особенность любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества [Качанова 2013: 11-12].

Важными условиями для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родной культуры и культуры других народов в пространстве ближайшего социального окружения (дома и детского сада), могут стать:

- эмоционально благополучная атмосфера  дома и детского сада, где взаимоотношения  между людьми построены на  основе доброжелательности и  взаимоуважении,

- личностно ориентированный способ  общения;

- отсутствие суровых форм наказания, т.е. создание благоприятной атмосферы, когда ребенок может чувствовать  себя желанным и защищенным;

- соблюдение прав ребенка на  игру, досуг, национальную самобытность, свою территорию, а также уважение  права на собственность;

- предоставление права участвовать  в обсуждении некоторых проблем  семьи и детского сада;

- бережное отношение взрослых  и сверстников к результатам  творческой деятельности;

- упражнение в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к  родным и близким, друзьям и  сверстникам;

Информация о работе Приобщение дошкольников к культурным традициям Поволжского региона