Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 11:08, курсовая работа
Цель исследования – теоретически рассмотреть и практически обосновать педагогические условия приобщения дошкольников к национальным традициям народов Поволжского региона.
В соответствии с целью нами определены задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Отразить специфику культурного воспитания детей в ДОО.
3. Обобщить передовой педагогический опыт работы по теме.
В настоящее время очень остро стоит вопрос эстетического воспитания. В современном мире бытует совсем иное представление о красоте, добре и порядочности. Когда мы задумываемся о том, что нас ожидает в будущем, то все, что мы представляем и видим – пугает. До чего же мы дожили? За такое ли будущее сражались наши деды и прадеды?
Познание законов эстетики и воспитания вкуса начинается у человека с раннего возраста. Использование в быту детского сада различных видов изделий национального искусства формирует у дошкольников патриотические чувства, любовь к родному краю, к селу, к Родине.
Проблемы, наверное, надо искать с самих истоков, наверное, где-то вышла промашка, и мы с вами сбились с правильного курса в этом мире. Этот вопрос, конечно, философский, но все же… Мы в силах изменить многое в нашей жизни, наших детей и наших внуков. Мы думаем, что надо начинать с самого рождения и продолжать в дошкольном учреждении и дальше в школе.
Поэтому, проанализировав всю ситуацию, мы пришли к выводу, что сущность эстетического воспитания состоит в том, чтобы научить детей любить все окружающее и видеть красоту во всем.
Мы решили познакомить ребят с культурой и традициями народов Поволжья. И задачами, которые мы поставили перед собой, являлись:
- воспитание у ребенка
желания узнать мир
- развитие художественного вкуса, т.е. радоваться не только яркому, броскому, но и уметь давать оценку, выражать свое мнение;
- научить использовать
в художественном творчестве
элементы узоров народов
- научить красивому сочетанию формы и цвета.
Мы выделили для себя средства для того, чтобы выполнить поставленные задачи: окружающую действительность: в ней есть свои плюсы и минусы; больше уделять внимание положительному настроению ребенка; развивать желание действовать и развивать воображение; художественную литературу; декоративное искусство; музыку; эстетику быта.
Формируя у детей способность воспринимать и оценивать прекрасное, мы опирались на культуру народностей Поволжья; рассказывали детям о традициях народа, о красоте мелодии танца, обрядах и ритуалах, о красоте орнамента; знакомили с жизнедеятельностью народа; устраивали совместные встречи с родителями; проводили национальные праздники; организовывали выставку детских работ с национальным уклоном.
В связи с этим у детей накапливается определенный уровень знаний о культуре и традициях народов Поволжья, что оказывает огромное влияние на творчество детей, развитие художественного вкуса, формирование эстетического развития.
Старший дошкольный возраст является благоприятным для реализации работы по приобщению детей к культуре родного края, так как именно в этом возрасте дети наиболее интенсивно начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бережнова, Л.Н., Набок, И.Л., Щеглов, В.И. Этнопедагогика / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2012. – 240 с.
Богомолова, М.И., Шарафутдинов, З.Т. Дошкольникам о Татарстане (старший дошкольный возраст) / М.И. Богомолова, З.Т. Шарафутдинов. – Набережные Челны – Альметьевск, 1993. – 116 с.
Борисова, Н.М., Арапова-Пискарева, Н.А., Антонова, А.С. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.М. Борисова, Н.А. Арапова-Пискарева, А.С. Антонова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 304 с.
Бурдина, С.В. Народы России: Методический материал для педагогов / С.В. Бурдина. – М.: Каро, 2013. – 112 с.
Бусыгин, Е.П. Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья / Е.П. Бусыгин. – Казань, 1973. – 130 с.
Бусыгин, Е.П. Этнография народов Среднего Поволжья / Е.П. Бусыгин. – КГУ, 1984. – 280 с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский // Под ред. Л.Н. Малова, Л.М. Штутина. – М.: АСТ, 2012. – 678 с.
Джуринский, А.Н. Педагогика межнационального общения. Поликультурное воспитание: Учебное пособие / А.Н. Джуринский. – 2-е изд. – М.: Сфера, 2010. – 224 с.
Ежкова, Н.С., Филатова, М.В. Поликультурное образование детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Н.С. Ежкова, М.В. Филатова. – Тула: Издательство ТГПИ имени Л.Н. Толстого, 2011. – 101 с.
Ельцова, О.М., Антонова, Г.А., Николаева, Н.Н. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традицонной праздничной культуре / О.М. Ельцова, Г.А. Антонова, Н.Н. Николаева // Под ред. С.Д. Ермолаева. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 336 с.
Есаулова, Н.А., Пугачева, Н.В., Потапова, Н.Н. Календарные обрядовые праздники для дошкольников / Н.А. Есаулова, Н.В. Пугачева, Н.Н. Потапова. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 144 с.
Железнова, Е.Р. Серия интегрированных занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом / Е.Р. Железнова // Под ред. С.Д. Ермолаева. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 96 с.
Завьялова, М.К. Татарский костюм / М.К. Завьялова. – Казань, 2006. – 89 с.
Заркулина, М.З. Эстетика быта / М.З. Заркулина. – М.: Каро, 2013. – 136 с.
Качанова, И.А., Лямина, Л.А. Традиционные игры в детском саду / И.А. Качанова, Л.А. Лямина // Под ред. Т.В. Цветковой. – М.: Сфера, 2013. – 112 с.
Ключева, М.А. Народные подвижные детские игры / М.А. Ключева. – М.: Форум, Неолит, 2014. – 400 с.
Куприна, Н.Г. Народная педагогика в современном дошкольном воспитании / Н.Г. Куприна. – М.: МПСИ, 2011. – 128 с.
Кутьина, Н.Б. Программа «Ребенок в XXI веке»: Воспитание культурой / Н.Б. Кутьина. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 216 с.
Леонова, Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ / Н.Н. Леонова // Под ред. Е.А. Ушаковой. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 240 с.
Леонова, Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет. Программа, планирование, интегрированные занятия / Н.Н. Леонова // Под ред. Л.Е. Гринина, Н.Е. Волковой-Алексеевой. – Волгоград: Учитель, 2014. – 282 с.
Майер, А.А. Введение детей в проблемы социальной действительности (родиноведческий подход) / А.А. Майер // Под ред. С.Д. Ермолаева. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 272 с.
Матова, В.Н. Краеведение в детском саду. Реализация ФГОС / В.Н. Матова // Под ред. С.Д. Ермолаева. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 176 с.
Народная культура Поволжья: Методическое пособие / С.Н. Митин, И.Д. Митина, О.Н. Рыкова. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. – 84 с.
Нездемковская, Г.В. Этнопедагогика. Учебное пособие для вузов / Г.В. Нездемковская. – М.: Академический проспект, 2011. – 225 с.
Новый Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». № 273-ФЗ. – М.: Проспект, 2013. – 160 с.
Попова, Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре / Т.А. Попова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 136 с.
Приобщение детей к культуре и традициям народов Поволжья: Сборник научно-методических и практических материалов. Вып. 2 / Ред.-сост. Л.В. Горина. – Саратов: ИЦ «Наука», 2011. – 106 с.
Приобщение старших дошкольников к традициям родного края: программа, планирование, конспекты занятий / Т.В. Тимофеева, Л.О. Тимофеева, И.Н. Волохова // Под ред. Л.Е. Гринина, Н.Е. Волковой-Алексеевой. – Волгоград: Учитель, 2015. – 173 с.
Пугачева, И.Ю., Бочкарева, Л.П. Культурологическое образование детей дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов / И.Ю. Пугачева, Л.П. Бочкарева. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. – 216 с.
Савченко, В.И. Авторизированная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников» / В.И. Савченко // Под ред. С.Д. Ермолаева. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 320 с.
Сажина, С.Д. Региональный компонент в ДОУ: Методические рекомендации по реализации / С.Д. Сажина // Под ред. Н.И. Долговой. – М.: Сфера, 2013. – 162 с.
Татаринцева, Н.Е. Воспитание дошкольников на основе народных традиций / Н.Е. Татаринцева. – М.: Центр педагогического образования, 2011. – 96 с.
Яковлева, Н.Н. Использование фольклора в развитии дошкольника / Н.Н. Яковлева // Под ред. С.Д. Ермолаева. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 128 с.
Информация о работе Приобщение дошкольников к культурным традициям Поволжского региона