Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:27, реферат
Мусульманскую общину (умму), являвшуюся одновременно и политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи. Источником власти самого Мухаммеда, как светского и духовного главы уммы, проповедника, законодателя, верховного главнокомандующего, была не племенная традиция, а бог (аллах), якобы наделивший своего «посланника» (Расул) абсолютной религиозной прерогативой.
1.Ислам: образ жизни и стиль мышления. Ислам в истории народов Востока.
2. Искусство и архитектура арабо-исламского мира.
3. Современный арабо-исламский фундаментализм.
Арабо-исламская культурная традиция.
План
1.Ислам: образ жизни и стиль мышления. Ислам в истории народов Востока.
2. Искусство и архитектура арабо-исламского мира.
3. Современный арабо-исламский фундаментализм.
Ислам
(покорность, предание себя воле
божьей), одна из наиболее
Ислам возник в 7 веке нашей эры в Хиджазе (Западная Аравия). Основатель его – Мухаммед, проповедь которого была реакцией на охвативший арабское общество острый кризис, вызванный разложением родоплеменных отношений, подрывом соответствующих им морально-этических и религиозных представлений и начавшимся складыванием раннеклассового общества. Потребности времени делали необходимым создание в Аравии стабильной государственной и общественной организации. Эту задачу и осуществило религиозно-политическое движение под знаменем ислама. Была создана теократическая система, отражавшая и освещавшая в первую очередь интересы как новой, мусульманской, так и примкнувшей к ней старой элиты.
Мусульманскую общину (умму), являвшуюся одновременно и политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи. Источником власти самого Мухаммеда, как светского и духовного главы уммы, проповедника, законодателя, верховного главнокомандующего, была не племенная традиция, а бог (аллах), якобы наделивший своего «посланника» (Расул) абсолютной религиозной прерогативой.
Это
соединение светской и
Многими чертами своей
Ислам обретал значительную стабильность как в самой Аравии, где на его основе образовалось централизованное государство, так и за ее пределами, когда в результате арабских завоеваний возникла обширная мусульманская империя – Халифат. Необходимость объединения различных населявших Халифат этнических, расовых, культурных групп в единый политико-идеологический организм обусловила процесс активной универсализации ислама.
Этому способствовали и религиозно-эгалитарный идеал ислама, и предельно простая процедура перехода в него, и отсутствие в нем клерикальной иерархии. Неизменное подчеркивание мессианской роли ислама, исключительности всего мусульманского, унифицированная в основном система образования, высокая степень зависимости этических, эстетических и политических идеалов от теологических предписаний, наличие сравнительно однородных каналов общения – все это способствовало упрочению исламских традиций, существенно повлиявших на культуру Халифата, в свою очередь, оказавшую сильное воздействие на европейскую цивилизацию.
В
9-10 вв. ислам превращается в сложную
систему с утонченной
Субъектом
культа в исламе является
Столь же неоднозначным оказалось и мусульманское учение о предопределении, сформулированное в ходе ожесточенной борьбы между различными религиозно-философскими, а в известной мере и политическими, течениями 8-9 вв. Плодом компромисса между сторонниками идеи об абсолютном предопределении и теми, кто акцентировал необходимость признания принципиально важной роли свободной человеческой воли, стало то, что, неизменно сохраняя ориентацию на фатализм, ислам смог сочетать с известным индетерминизмом, с допущением некоторых произвольных действий человека, долженствующего нести за них моральную ответственность.
Собственно религиозная
Бог в исламе не только ревнив
и карающ, но и справедлив, и
милосерден. Исключительное значение
ислам придает обычаю и
Важнейшие праздники ислама: праздник разговения (после поста – ураза байрам), праздник жертвоприношения (курбан-байрам), мирадж (связанный с мифом о вознесении Мухаммеда на небо), маулид (день рождения Мухаммеда) и др. Существенное значение приобрела и такая религиозная обязанность, как джихад (или газават) – «война за веру», «священная война».
Ортодоксальный ислам,
В
конце 18 века и особенно в
19м веке вследствие
Средневековая арабская культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы.
На территории Аравийского
Основанная арабами государственно-политическая общность, дополненная религиозной, а в большинстве районов и языковой общностью, создала условия для возникновения общих форм культурной жизни народов Халифата. На ранних этапах формирование арабской культуры представляло собой главным образом процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологических и социально-политических условиях (ислам и Халифат) наследия культур покоренных народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской и др.).
Сами арабы дали арабской
В 8-9 вв. на арабский язык были
переведены многие научные и
литературные памятники
С конца 7 века до середины 8 века наряду с Дамаском, столицей Омейядов, главными центрами, определявшими формирование арабской культуры, были Мекка и Медина в Аравии, Куфа и Басра в Ираке. Религиозные и философские идеи, первые достижения науки, каноны арабской поэзии, образцы архитектуры и т.п. получали распространение и дальнейшее развитие в провинциях Омейядского халифата, на обширной территории от Пиренеев до реки Инд.
С образованием халифата Аббасидов (750 г.) центр арабской культуры на востоке Халифата переместился из Сирии в Ирак, в основанный в 762 г. Багдад, который почти три столетия был средоточием лучших культурных сил мусульман Востока. В 9-10 вв. арабская культура достигла наивысшего расцвета. Ее достижение обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру.
Это относится, прежде всего, к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин, химии, минералогии. Замечательными памятниками отмечено развитие материальной культуры и искусства (художественное ремесло, архитектура). Разделение отраслей знания в арабской культуре условно, т.к. для нее, как и для других культур средневековья, типичны отсутствие четкой дифференциации наук и энциклопедический характер образованности большинства деятелей арабской культуры. Философ и математик часто был и крупным историком, медиком, географом, поэтом и филологом.
Важным фактором расцвета арабской культуры было то, что развитие науки и литературы составляло достояние всех народов Халифата (как арабов, так и неарабов). Обогащению арабской культуры способствовали широкие возможности для общения и взаимообмена между народами мусульманского Востока, а также оживленные связи со многими странами Востока и Европы.
Распад
Абассидского халифата (середина 10
века) в связи с образованием
на его территории
Персидский язык вытесняет сначала арабский язык из литературы и поэзии, а затем и из некоторых гуманитарных наук (история, география и др.). Арабский язык сохранял здесь значение как язык Корана, религиозно-канонических (право, теология) и ряда естественно-научных дисциплин (медицина, математика, астрономия, химия), а также философии. Центры арабской культуры перемещаются в Сирию, Испанию, Египет.
В Северной Африке при Фатимидах (10-12 вв.) и Айюбидах (12-13 вв.) продолжалось развитие лучших традиций арабской культуры в области, науки, литературы, искусства и материальной культуры, хотя и с меньшим влиянием на общий прогресс культуры народов мусульманского Востока, чем в 8м- первой половине 10 вв. К концу 10 века Багдад уступил первенствующую роль Каиру.