Арабо-исламская культурная традиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:27, реферат

Краткое описание

Мусульманскую общину (умму), являвшуюся одновременно и политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи. Источником власти самого Мухаммеда, как светского и духовного главы уммы, проповедника, законодателя, верховного главнокомандующего, была не племенная традиция, а бог (аллах), якобы наделивший своего «посланника» (Расул) абсолютной религиозной прерогативой.

Оглавление

1.Ислам: образ жизни и стиль мышления. Ислам в истории народов Востока.
2. Искусство и архитектура арабо-исламского мира.
3. Современный арабо-исламский фундаментализм.

Файлы: 1 файл

Арабо.doc

— 86.00 Кб (Скачать)


Арабо-исламская культурная традиция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План 

 

 

 

1.Ислам: образ жизни  и стиль мышления. Ислам в истории  народов Востока.

 

2. Искусство и архитектура  арабо-исламского мира.

 

3. Современный арабо-исламский  фундаментализм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Ислам  (покорность, предание себя воле  божьей), одна из наиболее распространенных  религий мира. Общая численность мусульман составляет около 500 млн.человек.

       Ислам  возник в 7 веке нашей эры  в Хиджазе (Западная Аравия). Основатель его – Мухаммед, проповедь которого была реакцией на охвативший арабское общество острый кризис, вызванный разложением родоплеменных отношений, подрывом соответствующих им морально-этических и религиозных представлений и начавшимся складыванием раннеклассового общества. Потребности времени делали необходимым создание в Аравии стабильной  государственной и общественной организации. Эту задачу и осуществило религиозно-политическое движение под знаменем ислама. Была создана теократическая система, отражавшая и освещавшая  в первую очередь интересы как новой, мусульманской, так и примкнувшей к ней старой элиты.

        Мусульманскую общину (умму), являвшуюся одновременно и политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи. Источником власти самого Мухаммеда, как светского и духовного главы уммы, проповедника, законодателя, верховного главнокомандующего, была не племенная традиция, а бог (аллах), якобы наделивший своего «посланника» (Расул) абсолютной религиозной прерогативой.

       Это  соединение светской и религиозных  сфер в теологической оболочке  и при господстве религиозного  фактора, отождествление морали  и права, делало ислам всеобъемлющей,  тотальной системой, претендующей  на удовлетворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданности и признания права на контроль над всеми сторонами его жизнедеятельности.

        Многими чертами своей догматики,  этики, обрядности, мифологии и  т.д. ислам наиболее близок  христианству и иудаизму. Из них ислам заимствовал немало идей и установлений. Но все они трансформировались в духе самого ислама и лишь, затем становились элементами мусульманской религии, политических, правовых, культурных и других структур.

       Ислам обретал значительную стабильность как в самой Аравии, где на его основе образовалось централизованное государство, так и за ее пределами, когда в результате арабских завоеваний возникла обширная мусульманская империя – Халифат. Необходимость объединения различных населявших Халифат этнических, расовых, культурных групп в единый политико-идеологический организм обусловила процесс активной универсализации ислама.

       Этому способствовали и религиозно-эгалитарный идеал ислама, и предельно простая процедура перехода в него, и отсутствие в нем клерикальной иерархии. Неизменное подчеркивание мессианской роли ислама, исключительности всего мусульманского, унифицированная в основном система образования, высокая степень зависимости этических, эстетических и политических идеалов от теологических предписаний, наличие сравнительно однородных каналов общения – все это способствовало упрочению исламских традиций, существенно повлиявших на культуру Халифата, в свою очередь, оказавшую сильное воздействие на европейскую цивилизацию.

       В  9-10 вв. ислам превращается в сложную  систему с утонченной философско-теологической  (калам) и детально разработанной  правовой (шариат) основами. Главные  принципы ислама, якобы переданные  богом Мухаммеду через ангела  Джебраиля, сконцентрированы в Коране. В становлении, укреплении, унификации мусульманской средневековой цивилизации почитание Корана сыграло важную роль. Коран – единственный источник мусульманского вероучения, хотя на практике с ним по существу равноценным стало также и священное предание – сунна. Состоящая из множества канонизированных сообщений ( хадисов ) о высказываниях и действиях Мухаммеда.

       Субъектом  культа в исламе является индивид.  Молитва, даже совершаемая сообща, - индивидуальна; таково же и паломничество. Но ортодоксальный ислам всемерно лимитировал эту индивидуалистическую тенденцию, в значительной мере сохраняя и активизируя характерную для предшествовавших ему идеологий родоплеменного общества                                                                                                                                                                                                                теснейшую зависимость индивида от религиозно-политической общины.

        Столь же неоднозначным оказалось и мусульманское учение о предопределении, сформулированное в ходе ожесточенной борьбы между различными религиозно-философскими, а в известной мере и политическими, течениями 8-9 вв. Плодом компромисса между сторонниками идеи об абсолютном предопределении и теми, кто акцентировал необходимость признания принципиально важной роли свободной человеческой воли, стало то, что, неизменно сохраняя ориентацию на фатализм, ислам смог сочетать с известным индетерминизмом, с допущением некоторых произвольных действий человека, долженствующего нести за них моральную ответственность.

        Собственно религиозная структура ислама состоит из двух частей: Иман – вера и Дин, детали которых определены Кораном, сунной и решениями официальных религиозных авторитетов. Суть Имана сводится к единобожию, вере в пророческую миссию Мухаммеда и предшествовавших ему пророков, в ангелов, в откровение, ниспосланное в Коране, в «день страшного суда». Мусульманин подтверждает свою принадлежность к вере посредством краткого символа (шахада): «Нет божества, кроме единого бога (аллаха) и Мухаммед – посланник его». Этой формулы нет в Коране, но она  - основа мусульманского самосознания. Иман предполагает, прежде всего, внутренне убеждение в истинности веры. Как ни одна другая религия, ислам придает исключительное значение всемогуществу бога – единого, вечного.

        Бог в исламе не только ревнив  и карающ, но и справедлив, и  милосерден. Исключительное значение  ислам придает обычаю и традиции  как главному средству социального  контроля и обеспечения высокой степени единомыслия (особое значение в этом плане имеет пятничный намаз в мечети, во время которого читается молитва за власть предержащую за всю мусульманскую общину), основанного на чувстве гордости за принадлежность к руководимому богом «сообществу правоверных» - умме.

       Важнейшие  праздники ислама: праздник разговения (после поста – ураза байрам), праздник жертвоприношения (курбан-байрам), мирадж (связанный с мифом о вознесении Мухаммеда на небо), маулид (день рождения Мухаммеда) и др. Существенное значение приобрела и такая религиозная обязанность, как джихад (или газават) – «война за веру», «священная война».

        Ортодоксальный ислам, стремясь  регулировать и регламентировать  все действия индивида и все  сферы общественной жизни, провозглашал шариат плодом божественных установлений и потому – вечным и неизменным. Установления шариата обеспечивали юридическую унификацию на огромной территории Халифата. Уже в 10 веке завершилась выработка основных норм мусульманского права.

       В  конце 18 века и особенно в  19м веке вследствие нарастания  социальных, религиозных, национальных  и других противоречий в мусульманских  странах, в условиях зарождения буржуазных отношений, в результате многостороннего влияния европейской культуры стали предприниматься попытки преобразовать ислам: либо решительно отказавшись от всех «искажений и наращений», аккумулированных с ходом времени, полностью вернуть ему ту «идеальную» форму, которую он имел на ранних этапах своей эволюции (ваххабиты), либо, напротив, привести ислам в максимальное соответствие с основными тенденциями новой капиталистической эпохи.

               Средневековая арабская культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы.

        На территории Аравийского полуострова  арабской культуре предшествовала  культура доисламских арабов  – кочевого и земледельческого  населения, находившегося в стадии  перехода к ранней форме классового общества. Носители ее были в основном политеистами. В 4-6 вв. она испытывала влияние древнейеменской, сиро-эллинистической, иудейской, иранской культур. Характерным элементом доисламской культуры этого периода (т.н. джахилийя) была развита устная народная словесность. Формирование собственно арабской культуры относится к периоду возникновения ислама (7 век) и создания Халифата, который в результате арабских завоеваний превратился в огромное государство.

       Основанная  арабами государственно-политическая общность, дополненная религиозной, а в большинстве районов и языковой общностью, создала условия для возникновения общих форм культурной жизни народов Халифата. На ранних этапах формирование арабской культуры представляло собой главным образом процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологических и социально-политических условиях (ислам и Халифат) наследия культур покоренных народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской и др.).

         Сами арабы дали арабской культуре  такие компоненты, как религия  ислама, арабский язык и традиции бедуинской поэзии. Значительный вклад в арабскую культуру внесли народы, которые, приняв ислам, сохранили национальную, а затем возродили и государственную самостоятельность (народы Средней Азии, Ирана, Закавказья). Важную роль сыграла также часть населения  Халифата, не принявшая ислам (сирийцы-христиане, иудеи, персы-зороастрийцы, представители гностических сект Передней Азии). С их деятельностью (особенно сирийцев-несториан и сабиев г.Харанна)  связано, в частности, распространение философско-этических идей и научного наследия античности и эллинизма.

        В 8-9 вв. на арабский язык были  переведены многие научные и  литературные памятники древности, в том числе греческие, сирийские, среднеперсидские и индийские. В переводах и обработках они вошли в состав арабской письменности и способствовали установлению преемственной связи с культурой эллинистического мира, а через нее – с античной и древневосточной цивилизацией.

        С конца  7 века до середины 8 века наряду  с Дамаском, столицей Омейядов, главными  центрами, определявшими формирование  арабской культуры, были Мекка  и Медина в Аравии, Куфа и  Басра в Ираке. Религиозные  и философские идеи, первые достижения науки, каноны арабской поэзии, образцы архитектуры и т.п. получали распространение и дальнейшее развитие в провинциях Омейядского халифата, на обширной территории от Пиренеев до реки Инд.

          С образованием  халифата Аббасидов (750 г.) центр арабской культуры на востоке Халифата переместился из Сирии в Ирак, в основанный в 762 г. Багдад, который почти три столетия был средоточием лучших культурных сил мусульман Востока. В 9-10 вв. арабская культура достигла наивысшего расцвета. Ее достижение обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру.

          Это  относится, прежде всего, к  развитию философии, медицины, математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин, химии, минералогии. Замечательными памятниками отмечено развитие материальной культуры и искусства (художественное ремесло, архитектура). Разделение отраслей знания в арабской культуре условно, т.к. для нее, как и для других культур средневековья, типичны отсутствие четкой дифференциации наук и энциклопедический характер образованности большинства деятелей арабской культуры. Философ и математик часто был и крупным историком, медиком, географом, поэтом и филологом.

          Важным фактором расцвета арабской культуры было то, что развитие науки и литературы составляло достояние всех народов Халифата (как арабов, так и неарабов). Обогащению арабской культуры способствовали широкие возможности для общения и взаимообмена между народами мусульманского Востока, а также оживленные связи со многими странами Востока и Европы.

         Распад  Абассидского халифата (середина 10 века) в связи с образованием  на его территории самостоятельных  государств привел к сужению  сферы распространения арабской культуры и постепенному  уменьшению ее роли  в общем развитии мировой культуры. В мусульманской Испании, отделившейся от халифата Аббасидов еще в 8 веке, начала самостоятельное развитие так называемая арабо-испанская культура. В восточных провинциях Халифата в конце 9 века  формируются очаги иранского культурного и национального возрождения.

        Персидский язык вытесняет сначала арабский язык из литературы и поэзии, а затем и из некоторых гуманитарных наук (история, география и др.). Арабский язык сохранял здесь значение как язык Корана, религиозно-канонических (право, теология) и ряда естественно-научных дисциплин (медицина, математика, астрономия, химия), а также философии. Центры арабской культуры перемещаются в Сирию, Испанию, Египет.

          В Северной Африке при Фатимидах (10-12 вв.) и Айюбидах (12-13 вв.) продолжалось развитие лучших  традиций арабской культуры в области, науки, литературы, искусства и материальной культуры, хотя и с меньшим влиянием на общий прогресс культуры народов мусульманского Востока, чем в 8м- первой половине 10 вв. К концу 10 века Багдад уступил первенствующую роль Каиру.

Информация о работе Арабо-исламская культурная традиция