Арабо-исламская культурная традиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:27, реферат

Краткое описание

Мусульманскую общину (умму), являвшуюся одновременно и политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи. Источником власти самого Мухаммеда, как светского и духовного главы уммы, проповедника, законодателя, верховного главнокомандующего, была не племенная традиция, а бог (аллах), якобы наделивший своего «посланника» (Расул) абсолютной религиозной прерогативой.

Оглавление

1.Ислам: образ жизни и стиль мышления. Ислам в истории народов Востока.
2. Искусство и архитектура арабо-исламского мира.
3. Современный арабо-исламский фундаментализм.

Файлы: 1 файл

Арабо.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

          Значение  арабской культуры 8-10 вв. в истории  мировой культуры определялось  открытием ее создателями новых  средств научного, религиозно-философского и художественного познания мира и человека. Главные усилия деятелей арабской культуры последующих периодов направлялись в основном на систематизацию и детализацию этого наследия.

          Хотя научные и эстетические  традиции арабской культуры не прерывались, но со второй половины 13 века в творчестве деятелей арабской культуры возобладало эпигонское направление, компилятивное в науке и подражательное в литературе. Отдельные исключения не могли повлиять на общее состояние духовного застоя и на все более заметное отставание развития арабской культуры от темпов культурного прогресса в других странах мусульманского Востока (Иран, Средняя Азия в 14-15 вв, Османская Турция в 16 в.) и в Европе.

        Блестящий расцвет пережила арабо-испанская  цивилизация в 10-15 веках. Центрами  ее были Кордова, Севилья, Малага  и Гранада. Наибольшие успехи  были достигнуты в астрономии, математике, химии и медицине. Продолжалось здесь и развитие прогрессивной линии арабской философии (аль-Фараби, Ибн Сина (Авиценна), представленное трудами  Ибн Рушда). В поэзии и литературе были созданы произведения, вошедшие в число лучших художественных памятников арабской культуры. Всемирную известность приобрели памятники испано-мавританского зодчества и прикладного искусства.

        Крупным достижением арабской  культуры позднего средневековья  явилось создание историком и  социологом Ибн Хальдуном историко-философской теории общественного развития. В 16 веке арабские страны превратились в провинции Османской империи. Арабская культура пришла в упадок, хотя и в этот период старые культурные центры Сирии, Ирака и Египта по традиции сохраняли притягательную силу для мусульманских ученых.

        Качественно новый период развития  арабской культуры начинается  с первой половины 19 века. В обстановке  экономического и политического  возрождения арабских стран в  новое время, в условиях начала  развития национально-освободительного движения и, наконец, складывания независимых арабских государств происходит формирование современной арабской культуры, преимущественно в рамках каждой из арабских стран.

       Первым  памятником арабской письменности  был Коран, в котором собраны религиозные проповеди Мухаммеда, рассказы на библейские сюжеты, назидательные речи и законоположения исламской общины и государства. Влияние Корана ощущается во всей последующей арабской литературе. Мухаммед и его последователи на первых порах выступали против поэзии, как привычной формы выражения языческой идеологии. Ненадолго развитие поэзии было ослаблено, лишь ее традиционные художественные условности сохранились, а идейное содержание претерпело небольшие изменения под влиянием новой веры – ислама. Центром поэзии стала Сирия и Ирак.

        Искусство арабских стран сложно  по своим истокам. На юге  Аравии они восходят к культурам  Сабейского, Минейского и Химьяритского  государств (1ое тысячелетие до  н.э. – 6 в.н.э.), связанным со  Средиземноморьем и Восточной Африкой. Древние традиции прослеживаются в архитектуре башнеобразных домов Хадрамаута и многоэтажных постройках Йемена, фасады которых украшены цветным рельефным узором. В Сирии, Месопотамии, Египте и Магрибе стили средневекового арабского искусства формировались также на местной основе, испытывая некоторое воздействие иранских, византийских и других культур.

       Основным  культовым зданием ислама стала  мечеть, где собирались для молитвы  последователи пророка. Мечети, состоящие из огороженного двора и колоннады (положившие начало «дворовому» или «колонному» типу мечети), в 1-ой половине 7 века были созданы в Басре (635 г.), Куфе  (638 г.) и Фустате (40-е гг. 7 века). Высокое художественное решение арабская колонная мечеть получила в Дамаске – столице Омейядов: строители дамасской мечети великолепно использовали эллинистические и сиро-византийские архитектурные традиции и украсили здание полихромными мозаиками, изображающими архитектурный пейзаж.

        Величественны мечети в Кайруане  и Кордове. Колонный тип надолго остался основным в монументальной культовой архитектуре арабских стан (мечети: Ибн Тулуна в Каире, Мутаваккиля в Самаре, Хасана в Рабате и Кутубия в Марракеше, Большая мечеть в Алжире и др.) и оказал воздействие на мусульманское зодчество Ирана, Кавказа, Средней Азии, Индии. В архитектуре получили развитие также купольные постройки, ранний образец которых представляет восьмигранная мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме. В дальнейшем куполами завершают различные культовые и мемориальные здания, чаще всего, увенчивая ими мавзолеи над могилами известных лиц.

         При Омейядах велось большое светское строительство: укреплялись города, возводились загородные дворцы и замки халифов, украшенные круглой скульптурой, резьбой, мозаикой и стенными росписями.

         При Аббасидах проводились большие  градостроительные работы. Багдад, заложенный в 762 году, подобно  Хатре, был городом, круглым  в плане. В центре его размещались  дворец и мечеть, а периметр  был охвачен двойным кольцом  оборонительных стен.

         Особую школу арабского зодчества  представляют постройки фатимидского  Каира. Воздвигнутые из камня  городские стены образуют в плане квадрат. Сохранилось несколько ворот 11 века, к которым вели главнее улицы города. Крепостная архитектура отличалась выразительностью простых монументальных форм.

         Высокий расцвет пережила в  10-15 вв. арабская архитектура Магриба  и Испании. В крупных городах  строились касбы – цитадели, укрепленные  мощными стенами с воротами  и башнями, и Медины – торговые и ремесленные кварталы. Большие колонные мечети Магриба с многоярусными, квадратными в плане минаретами отличаются обилием пересекающихся нефов, богатством резной орнаментики (мечети в Тлемсене, в Таза и др.) и пышно украшены резным деревом, мрамором и мозаикой из разноцветных камней, как и многочисленные медресе в Марокко.

             В Испании, наряду с мечетью  в Кордове, сохранились и другие  выдающиеся памятники арабской  архитектуры: минарет «Ла Хиральда»,  воздвигнутый в Севилье зодчим  Джебером, ворота в Толедо, дворец Альгамбра в Гранаде – шедевр арабского зодчества и декоративного искусства 13-15 веков. Арабское зодчество оказало воздействие на романскую и готическую архитектуру Испании («стиль мудехар»), Сицилии и других среднеземноморских стран.

              Захват арабских стран турками-османами  в 16 веке принес формы османского  зодчества, особенно в культовую  архитектуру. Но в светской  архитектуре продолжали жить  и развиваться местные строительные  и художественные традиции.

              В арабском искусстве получил яркое воплощение свойственный художественному мышлению средневековья принцип декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей арабского мира, но связанный общими закономерностями развития. Арабеска, восходящая к античным мотивам, - это созданный арабами новый тип узора, в котором математическая строгость построения сочетается со свободной художественной фантазией. Получил также развитие эпиграфический орнамент – каллиграфически исполненные надписи, включенные в декоративный узор.

           Орнамент и каллиграфия, широко  применявшиеся в архитектурном  декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного  искусства, достигшего высокого  расцвета и особенно полно  выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества. Красочным узором украшалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии, расписанные золотистым, разных оттенков люстром сосуды, изготовленные в фатимидском Египте. Мировой известностью пользовались также арабские узорные шелковые ткани – сирийские, египетские, мавританские; изготовлялись арабами также и ворсовые ковры. Тончайшими чеканкой, гравировкой и инкрустацией из серебра и золота украшены художественные изделия из бронзы (чаши, кувшины, курильницы и др. предметы утвари). Славилось сирийское покрытое тончайшей эмалевой росписью стекло и украшенные изысканным резным узором египетские изделия из горного хрусталя, слоновой кости, дорогих пород дерева.

            Искусство в странах ислама  развивалось, сложно взаимодействуя с религией. Мечети, а также священная книга Коран украшались геометрическим, растительным и эпиграфическим узором. Однако ислам, в отличие от христианства и буддизма, отказался широко использовать изобразительное искусство в целях пропаганды религиозный идей.   Богословы 11-13 вв. изображения живых существ и, особенно, человека объявили тягчайшим грехом.

        Тем не менее, художники на протяжении всего средневековья изображали людей и животных, реальные и мифологические сцены. В первые века ислама, пока богословие еще не выработало свои эстетические каноны, обилие реалистических по трактовке живописных и скульптурных изображений во дворцах Омейядов свидетельствовало о силе домусульманских художественных традиций. В дальнейшем изобразительность в арабском искусстве объясняется наличием антиклерикальных по своему существу эстетических воззрений.

         Высокий расцвет пережило изобразительное  искусство в Египте 10-12 вв.: изображения  людей и жанровые сцены украшали  стены зданий г.Фустата, керамические блюда и вазы (мастер Саад и др.), вплетались в узор резьбы по кости и дереву, а также льняных и шелковых тканей; изготовлялись бронзовые сосуды в виде фигур животных и птиц.

          Видное место в истории мирового  искусства занимает арабская книжная миниатюра. В Египте миниатюра 9-10 вв. и 11-12 вв. стилистически связана с коптским искусством. Большой высоты искусство книжной миниатюры достигло в Ираке в 12-13 вв. Здесь существовало несколько стилевых направлений. Одно из них отличается пышными и красочными придворными сценами; другое представлено лаконичными по характеру иллюстрациями в научных трактатах. Подлинной гордостью иракской школы миниатюристов являются полные живых наблюдений, переданных выразительным образным языком, звучной по краскам живописью иллюстрации к «Макамам» Харири.

        Изобразительное начало было менее развито в искусстве стран арабского Запада. Однако и здесь создавались декоративная скульптура в виде животных, узоры с мотивами живых существ.

        Арабское искусство в целом было ярким, самобытным явлением в истории мировой художественной культуры эпохи средневековья. Его влияние распространялось на весь мусульманский мир и выходило далеко за его пределы.

        Традиционный ислам продолжает  играть видную роль в различных сферах социальной жизни мусульманских стран зарубежного Востока. В подавляющем большинстве их ислам не только государственная религия, но и существенный компонент национальной культуры, во многом определяющий нормы поведения, быта, отношения к другим народам и цивилизациям; он часто используется для освящения различных правительственных акций.

        Вместе с тем все более усиливаются  наметившиеся еще в 19-20 вв. секуляризаторские  тенденции, направленные на размежевание  социальной идеологии и религии, при этом религии отводится роль лишь одного из орудий национальной политики. В сущности, этот курс проводится почти во всех современных мусульманских странах. В некоторых из них правительства стремятся трансформировать в соответствии с собственными целями все традиционные религиозные организации.

       В  данное время исламские организации  открыто провозглашают о том,  что под пятой ислама будут  многие крупные страны, такие  как Англия, Россия и др.  «Джамаат-е  Ислами» - одна из крупнейших  исламских партий Пакистана. Она входит в состав альянса шести ведущих религиозных партий Муттахида Маджлис –е амаль (ММА), который активно выступает против режима военного лидера страны генерала Первеза Мушаррафа. Исламисты осуждают генерала за поддержку действий США в соседнем Афганистане и борьбу против религиозных группировок.

        Европа еще существует, но она  перерождается. Это не значит, что все непременно перейдет  в террор, взрывающий поезда или  самолеты. Но сегодняшняя реальность  – это сидящие в классе какой-нибудь ганноверской школы среди сорока учащихся лишь восемь немцев. Остальные – арабы.

       Регион  Ближнего и Среднего Востока  протяженностью от Египта до  Пакистана из-за перманентных  конфликтов приобрел характеристику  «дуги нестабильности». Значительная часть этого региона входила в начале 20 века в состав Османской империи. Ее распад позволил арабским националистам создать ряд государств, но они оказались в орбите влияния или под властью Великобритании и Франции. Лишь в 1956 году прекратилось английское присутствие в регионе. С того времени здесь существует система независимых государств.

      Сложнее  дело обстояло с Палестиной, которая  после первой мировой войны  по мандату Лиги Наций управлялась  Англией. В ноябре 1947 года ООн  приняла резолюцию о прекращении британского мандата и образовании в Палестине еврейского и арабского государств   и придании Иерусалиму статуса свободного города. Еврейское государство Израиль было создано в 1948 году, а арабское не возникло. С того времени арабо-израильский конфликт, вылившийся в несколько войн Израиля с арабскими соседними государствами и борьбу арабского народа Палестины под руководством Организации Освобождения Палестины (ООП) за независимость до сих пор сотрясает регион и накладывает печать на всю международную обстановку до настоящего времени.

Информация о работе Арабо-исламская культурная традиция