Значение
арабской культуры 8-10 вв. в истории
мировой культуры определялось
открытием ее создателями новых
средств научного, религиозно-философского
и художественного познания мира и человека.
Главные усилия деятелей арабской культуры
последующих периодов направлялись в
основном на систематизацию и детализацию
этого наследия.
Хотя научные и эстетические
традиции арабской культуры не прерывались, но со второй половины
13 века в творчестве деятелей арабской
культуры возобладало эпигонское направление,
компилятивное в науке и подражательное
в литературе. Отдельные исключения не
могли повлиять на общее состояние духовного
застоя и на все более заметное отставание
развития арабской культуры от темпов
культурного прогресса в других странах
мусульманского Востока (Иран, Средняя
Азия в 14-15 вв, Османская Турция в 16 в.) и
в Европе.
Блестящий расцвет пережила арабо-испанская
цивилизация в 10-15 веках. Центрами
ее были Кордова, Севилья, Малага
и Гранада. Наибольшие успехи
были достигнуты в астрономии, математике, химии и медицине.
Продолжалось здесь и развитие прогрессивной
линии арабской философии (аль-Фараби,
Ибн Сина (Авиценна), представленное трудами
Ибн Рушда). В поэзии и литературе были
созданы произведения, вошедшие в число
лучших художественных памятников арабской
культуры. Всемирную известность приобрели
памятники испано-мавританского зодчества
и прикладного искусства.
Крупным достижением арабской
культуры позднего средневековья
явилось создание историком и
социологом Ибн Хальдуном историко-философской теории
общественного развития. В 16 веке арабские
страны превратились в провинции Османской
империи. Арабская культура пришла в упадок,
хотя и в этот период старые культурные
центры Сирии, Ирака и Египта по традиции
сохраняли притягательную силу для мусульманских
ученых.
Качественно новый период развития
арабской культуры начинается
с первой половины 19 века. В обстановке
экономического и политического
возрождения арабских стран в
новое время, в условиях начала
развития национально-освободительного движения
и, наконец, складывания независимых арабских
государств происходит формирование современной
арабской культуры, преимущественно в
рамках каждой из арабских стран.
Первым
памятником арабской письменности
был Коран, в котором собраны религиозные проповеди
Мухаммеда, рассказы на библейские сюжеты,
назидательные речи и законоположения
исламской общины и государства. Влияние
Корана ощущается во всей последующей
арабской литературе. Мухаммед и его последователи
на первых порах выступали против поэзии,
как привычной формы выражения языческой
идеологии. Ненадолго развитие поэзии
было ослаблено, лишь ее традиционные
художественные условности сохранились,
а идейное содержание претерпело небольшие
изменения под влиянием новой веры – ислама.
Центром поэзии стала Сирия и Ирак.
Искусство арабских стран сложно
по своим истокам. На юге
Аравии они восходят к культурам
Сабейского, Минейского и Химьяритского
государств (1ое тысячелетие до
н.э. – 6 в.н.э.), связанным со
Средиземноморьем и Восточной Африкой. Древние
традиции прослеживаются в архитектуре
башнеобразных домов Хадрамаута и многоэтажных
постройках Йемена, фасады которых украшены
цветным рельефным узором. В Сирии, Месопотамии,
Египте и Магрибе стили средневекового
арабского искусства формировались также
на местной основе, испытывая некоторое
воздействие иранских, византийских и
других культур.
Основным
культовым зданием ислама стала
мечеть, где собирались для молитвы
последователи пророка. Мечети, состоящие из огороженного двора
и колоннады (положившие начало «дворовому»
или «колонному» типу мечети), в 1-ой половине
7 века были созданы в Басре (635 г.), Куфе
(638 г.) и Фустате (40-е гг. 7 века). Высокое
художественное решение арабская колонная
мечеть получила в Дамаске – столице Омейядов:
строители дамасской мечети великолепно
использовали эллинистические и сиро-византийские
архитектурные традиции и украсили здание
полихромными мозаиками, изображающими
архитектурный пейзаж.
Величественны мечети в Кайруане и Кордове. Колонный тип надолго остался
основным в монументальной культовой
архитектуре арабских стан (мечети: Ибн
Тулуна в Каире, Мутаваккиля в Самаре,
Хасана в Рабате и Кутубия в Марракеше,
Большая мечеть в Алжире и др.) и оказал
воздействие на мусульманское зодчество
Ирана, Кавказа, Средней Азии, Индии. В
архитектуре получили развитие также
купольные постройки, ранний образец которых
представляет восьмигранная мечеть Куббат
ас-Сахра в Иерусалиме. В дальнейшем куполами
завершают различные культовые и мемориальные
здания, чаще всего, увенчивая ими мавзолеи
над могилами известных лиц.
При Омейядах велось большое светское
строительство: укреплялись города, возводились
загородные дворцы и замки халифов, украшенные
круглой скульптурой, резьбой, мозаикой
и стенными росписями.
При Аббасидах проводились большие
градостроительные работы. Багдад,
заложенный в 762 году, подобно
Хатре, был городом, круглым
в плане. В центре его размещались
дворец и мечеть, а периметр
был охвачен двойным кольцом
оборонительных стен.
Особую школу арабского зодчества
представляют постройки фатимидского
Каира. Воздвигнутые из камня
городские стены образуют в плане квадрат. Сохранилось
несколько ворот 11 века, к которым вели
главнее улицы города. Крепостная архитектура
отличалась выразительностью простых
монументальных форм.
Высокий расцвет пережила в
10-15 вв. арабская архитектура Магриба
и Испании. В крупных городах
строились касбы – цитадели, укрепленные
мощными стенами с воротами
и башнями, и Медины – торговые и ремесленные кварталы. Большие
колонные мечети Магриба с многоярусными,
квадратными в плане минаретами отличаются
обилием пересекающихся нефов, богатством
резной орнаментики (мечети в Тлемсене,
в Таза и др.) и пышно украшены резным деревом,
мрамором и мозаикой из разноцветных камней,
как и многочисленные медресе в Марокко.
В Испании, наряду с мечетью
в Кордове, сохранились и другие
выдающиеся памятники арабской
архитектуры: минарет «Ла Хиральда»,
воздвигнутый в Севилье зодчим
Джебером, ворота в Толедо, дворец Альгамбра в
Гранаде – шедевр арабского зодчества
и декоративного искусства 13-15 веков. Арабское
зодчество оказало воздействие на романскую
и готическую архитектуру Испании («стиль
мудехар»), Сицилии и других среднеземноморских
стран.
Захват арабских стран турками-османами
в 16 веке принес формы османского
зодчества, особенно в культовую
архитектуру. Но в светской
архитектуре продолжали жить
и развиваться местные строительные
и художественные традиции.
В арабском искусстве получил яркое воплощение
свойственный художественному мышлению
средневековья принцип декоративности,
породивший богатейший орнамент, особый
в каждой из областей арабского мира, но
связанный общими закономерностями развития.
Арабеска, восходящая к античным мотивам,
- это созданный арабами новый тип узора,
в котором математическая строгость построения
сочетается со свободной художественной
фантазией. Получил также развитие эпиграфический
орнамент – каллиграфически исполненные
надписи, включенные в декоративный узор.
Орнамент и каллиграфия, широко
применявшиеся в архитектурном
декоре (резьба по камню, дереву,
стуку), характерны и для прикладного
искусства, достигшего высокого
расцвета и особенно полно
выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества.
Красочным узором украшалась керамика:
поливная бытовая посуда в Месопотамии,
расписанные золотистым, разных оттенков
люстром сосуды, изготовленные в фатимидском
Египте. Мировой известностью пользовались
также арабские узорные шелковые ткани
– сирийские, египетские, мавританские;
изготовлялись арабами также и ворсовые
ковры. Тончайшими чеканкой, гравировкой
и инкрустацией из серебра и золота украшены
художественные изделия из бронзы (чаши,
кувшины, курильницы и др. предметы утвари).
Славилось сирийское покрытое тончайшей
эмалевой росписью стекло и украшенные
изысканным резным узором египетские
изделия из горного хрусталя, слоновой
кости, дорогих пород дерева.
Искусство в странах ислама
развивалось, сложно взаимодействуя с религией. Мечети,
а также священная книга Коран украшались
геометрическим, растительным и эпиграфическим
узором. Однако ислам, в отличие от христианства
и буддизма, отказался широко использовать
изобразительное искусство в целях пропаганды
религиозный идей. Богословы 11-13 вв.
изображения живых существ и, особенно,
человека объявили тягчайшим грехом.
Тем не менее, художники на протяжении
всего средневековья изображали людей
и животных, реальные и мифологические
сцены. В первые века ислама, пока богословие
еще не выработало свои эстетические каноны,
обилие реалистических по трактовке живописных
и скульптурных изображений во дворцах
Омейядов свидетельствовало о силе домусульманских
художественных традиций. В дальнейшем
изобразительность в арабском искусстве
объясняется наличием антиклерикальных
по своему существу эстетических воззрений.
Высокий расцвет пережило изобразительное
искусство в Египте 10-12 вв.: изображения
людей и жанровые сцены украшали
стены зданий г.Фустата, керамические блюда и вазы (мастер Саад
и др.), вплетались в узор резьбы по кости
и дереву, а также льняных и шелковых тканей;
изготовлялись бронзовые сосуды в виде
фигур животных и птиц.
Видное место в истории мирового
искусства занимает арабская книжная миниатюра. В Египте миниатюра
9-10 вв. и 11-12 вв. стилистически связана
с коптским искусством. Большой высоты
искусство книжной миниатюры достигло
в Ираке в 12-13 вв. Здесь существовало несколько
стилевых направлений. Одно из них отличается
пышными и красочными придворными сценами;
другое представлено лаконичными по характеру
иллюстрациями в научных трактатах. Подлинной
гордостью иракской школы миниатюристов
являются полные живых наблюдений, переданных
выразительным образным языком, звучной
по краскам живописью иллюстрации к «Макамам»
Харири.
Изобразительное начало было менее развито
в искусстве стран арабского Запада. Однако
и здесь создавались декоративная скульптура
в виде животных, узоры с мотивами живых
существ.
Арабское искусство в целом было ярким, самобытным
явлением в истории мировой художественной
культуры эпохи средневековья. Его влияние
распространялось на весь мусульманский
мир и выходило далеко за его пределы.
Традиционный ислам продолжает
играть видную роль в различных сферах социальной жизни мусульманских
стран зарубежного Востока. В подавляющем
большинстве их ислам не только государственная
религия, но и существенный компонент
национальной культуры, во многом определяющий
нормы поведения, быта, отношения к другим
народам и цивилизациям; он часто используется
для освящения различных правительственных
акций.
Вместе с тем все более усиливаются
наметившиеся еще в 19-20 вв. секуляризаторские
тенденции, направленные на размежевание
социальной идеологии и религии, при этом религии отводится роль
лишь одного из орудий национальной политики.
В сущности, этот курс проводится почти
во всех современных мусульманских странах.
В некоторых из них правительства стремятся
трансформировать в соответствии с собственными
целями все традиционные религиозные
организации.
В
данное время исламские организации
открыто провозглашают о том,
что под пятой ислама будут
многие крупные страны, такие
как Англия, Россия и др. «Джамаат-е
Ислами» - одна из крупнейших
исламских партий Пакистана. Она входит в состав альянса
шести ведущих религиозных партий Муттахида
Маджлис –е амаль (ММА), который активно
выступает против режима военного лидера
страны генерала Первеза Мушаррафа. Исламисты
осуждают генерала за поддержку действий
США в соседнем Афганистане и борьбу против
религиозных группировок.
Европа еще существует, но она
перерождается. Это не значит,
что все непременно перейдет
в террор, взрывающий поезда или
самолеты. Но сегодняшняя реальность
– это сидящие в классе какой-нибудь ганноверской школы среди сорока
учащихся лишь восемь немцев. Остальные
– арабы.
Регион
Ближнего и Среднего Востока
протяженностью от Египта до
Пакистана из-за перманентных
конфликтов приобрел характеристику
«дуги нестабильности». Значительная часть этого региона
входила в начале 20 века в состав Османской
империи. Ее распад позволил арабским
националистам создать ряд государств,
но они оказались в орбите влияния или
под властью Великобритании и Франции.
Лишь в 1956 году прекратилось английское
присутствие в регионе. С того времени
здесь существует система независимых
государств.
Сложнее
дело обстояло с Палестиной, которая
после первой мировой войны
по мандату Лиги Наций управлялась
Англией. В ноябре 1947 года ООн
приняла резолюцию о прекращении британского мандата и образовании
в Палестине еврейского и арабского государств
и придании Иерусалиму статуса свободного
города. Еврейское государство Израиль
было создано в 1948 году, а арабское не возникло.
С того времени арабо-израильский конфликт,
вылившийся в несколько войн Израиля с
арабскими соседними государствами и
борьбу арабского народа Палестины под
руководством Организации Освобождения
Палестины (ООП) за независимость до сих
пор сотрясает регион и накладывает печать
на всю международную обстановку до настоящего
времени.