Приобщение дошкольников к культурным традициям Поволжского региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – теоретически рассмотреть и практически обосновать педагогические условия приобщения дошкольников к национальным традициям народов Поволжского региона.
В соответствии с целью нами определены задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Отразить специфику культурного воспитания детей в ДОО.
3. Обобщить передовой педагогический опыт работы по теме.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.59 Кб (Скачать)

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

 

2.2 Обобщение опыта  работы педагогов СПДО МАОУ ООШ села Быков Отрог Балаковского района Саратовской области по приобщению дошкольников к культурным традициям народов Поволжья 

 

Педагоги детского сада села Быков Отрог Балаковского района Саратовской области в рамках реализации регионального компонента образования используют основные направления при ознакомлении дошкольников с родным краем. К ним следует отнести:

- ознакомление дошкольников  с окружающей природой;

- ознакомления с особенностями  своего города;

- ознакомление с культурой и искусством родного края;

- ознакомление с родной  страной.

Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

В основу этой идеи легли следующие принципы:

1. Принцип историзма. Он реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

2. Принцип гуманизации. Ориентирован на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. 

3. Принцип дифференциации. Создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности. Реализуется этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим и художественным музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями города сочетаю разные виды деятельности.

5. Принцип наглядности. Существует материал для детей дошкольного возраста по ознакомлению с Поволжьем на основе истории и краеведения.

6. Принцип развивающего  обучения. Использовать в работе  с дошкольниками элементы ТРИЗ, стараться воспитывать творческую  личность, умеющую разрешать нестандартные  ситуации [Нездемковская 2011: 84-85].

Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формулируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Цель данной методики – приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности. Центральным звеном в макросреде ДОО по знакомству с родным краем, его традициями, культурой и народами является Центр краеведения. При его создании были соблюдены следующие условия:

1. Приоритетность регионального культурного наследия. В соответствии с этим должен подбираться материал о Поволжье, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике родного края. Содержание должно быть отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно-информационной).

2. Интегративность знаний. Установление взаимосвязи о природном и социальном окружении. Организация этого условия обеспечивает формирование у детей целостной картины мира. В соответствии с этим должен подбираться материал о заповедных местах региона, о взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека.

3. Удовлетворение потребности ребенка в познании родного края.

4. Диалогичность. Реализует характерные и разноуровневые диалоги культур, времен, ребенка с культурой прошлого и настоящего. С этой целью можно в группе оформить уголок «горница», где представлены предметы и элементы быта русского и татарского народа.

5. Развитие ребенка в деятельности. В соответствии с этим в макросреде ДОО может быть создана мастерская художественного труда, где дети занимаются разными видами художественно-творческой деятельности (например, кружок «Хотелки-умелки»).

Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей с взрослыми (родителями и воспитателями). Так, экскурсии, совместные праздники и викторины создают у детей мощную мотивацию к познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно.

Также может проводиться работа с книгой краеведческой направленности. Она помогает пробудить у детей любопытство, оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом или жили когда-то на этой земле. Весь собранный материал можно оформить в виде альбомов («Поволжье сегодня», «Поволжье до нас»).

Нами был составлен цикл занятий с детьми по следующим темам:

1. Народная песня: «Русская народная песня», «Татарская народная песня».

2. Фольклор от самой колыбели: «Русские колыбельные песни»,   «Татарская колыбельные песни», «Чувашская колыбельные песни».

3. Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка», «Мордовская частушка».

4. История народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Татарские народные инструменты.

5. Народный танец: «Русский народный танец», «Татарский народный танец», «Чувашский народный танец».

6. Во что играли прабабушки и прадедушки: «Народные русские игры», «Народные татарские игры».

Была организована систематическая работа клуба «Беседушка» для родителей по поликультурному воспитанию дошкольников. Разработана тематика прогулок, экскурсий и походов за территорию детского сада, где в комплексной форме решались задача межнационального воспитания  дошкольников.

Итогом этой работы стало ежегодное празднование русской «Масленицы», «Пасхи», «Березки», татарской встречи весны «Курбан Байрам», «Сабантуя»; чувашской «Куклеме» (завершение уборочных работ).

Каждый праздник сопровождается национальными танцами, развлечениями, конкурсами, спортивными национальными играми под руководством специалистов детского сада.   Присутствие детей и гостей объединяют народные песни. Праздник всегда заканчивается чаепитием с различными национальными сладостями, русской, татарской выпечкой и другими угощениями. От таких праздников становится тепло на душе и по-семейному уютно всем собравшимся. Никто не обделен счастьем семейного взаимопонимания. Сегодня дети угощают друг друга татарским кекешем, а завтра крашеными яйцами и куличами.

Весь педагогический процесс в ДОО  строится на основе следующих подходов:

- вовлечение детей в  разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная активность, изобразительная, декоративно-прикладная);

- интеграция различных  видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры  фольклора народов Поволжья;

- использование взаимодействия  в системе «педагог – ребенок  — родитель»;

- осуществление воспитательной  работы на основе народной  культуры;

- обеспечение активности  детей на всех этапах развития  нравственных чувств дошкольников.

Также педагогами нашего детского сада был разработан и реализован проект «Приобщение дошкольников к культуре народов Поволжья».

В проекте принимали участие воспитатели, родители воспитанников и дети старшего дошкольного возраста.

Проект относится к виду группового, по типу – информационно-творческий, средней продолжительности (3 месяца).

Актуальностью проекта явилось то, что Россия всегда была многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т.д. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Цель данного проекта – знакомство детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья.

Задачи проекта:

Задачи проектируемого процесса на детей:

1. Вызвать у детей интерес  к знакомству с традициями  народов Поволжья.

2. Сформировать у детей знания  и представления об образе  жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора  и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение  применять полученные знания, представления  о народах Поволжья в самостоятельной  деятельности (продуктивной, игровой).

Задачи проектируемого процесса на родителей:

1. Актуализировать потребность  родителей в совместной деятельности  с детьми и педагогами по  теме ознакомления старших дошкольников  с народами Поволжья.

2. Повысить компетентность родителей  в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным  костюмам народов Поволжья.

3. Способствовать активному участию  родителей в организации экскурсий  и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.

Содержание проекта.

1. Беседа о народах Поволжья.

2. Непосредственно образовательная  деятельность «Какие народы живут в России».

3. Просмотр видеофильма о традициях  и обычаях народов Поволжья.

4. Проведение тематического досуга: «День народного единения».

5. Ознакомление с народными сказками.

6. Просмотр слайдов на тему: «Национальные  костюмы народов Поволжья».

7. Проведение тематического досуга  «Ознакомление детей старшего  дошкольного возраста с культурой  и традициями татарского народа»: 

- Беседа о Татарстане, татарском  народе и его культуре, праздниках.

- Просмотр слайдов «Национальные  костюмы и кухня татарского  народа».

- Слушание песни на татарском  языке в записи.

- Подвижная игра «Куры и лисица».

- Традиционное чаепитие.

8. Проведение тематического досуга  «Ознакомление детей старшего  дошкольного возраста с культурой  и традициями казахского народа».

9. Проведение тематического досуга  «Ознакомление детей старшего  дошкольного возраста с культурой  и традициями армянского народа».

10. Подготовка к презентации. Презентация.

Предполагаемый результат проекта:

- Создание фотоальбома «Национальные костюмы народов Поволжья».

- Стенгазета «Национальные костюмы  народов Поволжья».

- Непосредственно образовательная  деятельность «Какие народы живут в России».

- Тематический досуг «День народного  единения».

- Тематический досуг «Культура  и традиции татарского народа».

- Тематический досуг «Традиции  и культура армянского народа».

- Тематический досуг «Традиции  и культура казахского народа».

- Презентация по проекту.

Огромная роль в приобщении детей к традициям народов Поволжья была отведена родителям воспитанников. Приобщая детей к истокам народов Поволжья, мы развиваем личность каждого ребенка, так как только на основе прошлого можно понять настоящее предвидеть будущее.

Информация о работе Приобщение дошкольников к культурным традициям Поволжского региона