Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 11:08, курсовая работа
Цель исследования – теоретически рассмотреть и практически обосновать педагогические условия приобщения дошкольников к национальным традициям народов Поволжского региона.
В соответствии с целью нами определены задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Отразить специфику культурного воспитания детей в ДОО.
3. Обобщить передовой педагогический опыт работы по теме.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
2.2 Обобщение опыта работы педагогов СПДО МАОУ ООШ села Быков Отрог Балаковского района Саратовской области по приобщению дошкольников к культурным традициям народов Поволжья
Педагоги детского сада села Быков Отрог Балаковского района Саратовской области в рамках реализации регионального компонента образования используют основные направления при ознакомлении дошкольников с родным краем. К ним следует отнести:
- ознакомление дошкольников с окружающей природой;
- ознакомления с особенностями своего города;
- ознакомление с культурой и искусством родного края;
- ознакомление с родной страной.
Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
В основу этой идеи легли следующие принципы:
1. Принцип историзма. Он реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
2. Принцип гуманизации. Ориентирован на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
3. Принцип дифференциации. Создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности. Реализуется этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим и художественным музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями города сочетаю разные виды деятельности.
5. Принцип наглядности. Существует материал для детей дошкольного возраста по ознакомлению с Поволжьем на основе истории и краеведения.
6. Принцип развивающего
обучения. Использовать в работе
с дошкольниками элементы ТРИЗ,
стараться воспитывать
Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формулируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Цель данной методики – приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности. Центральным звеном в макросреде ДОО по знакомству с родным краем, его традициями, культурой и народами является Центр краеведения. При его создании были соблюдены следующие условия:
1. Приоритетность регионального культурного наследия. В соответствии с этим должен подбираться материал о Поволжье, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике родного края. Содержание должно быть отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно-информационной).
2. Интегративность знаний. Установление взаимосвязи о природном и социальном окружении. Организация этого условия обеспечивает формирование у детей целостной картины мира. В соответствии с этим должен подбираться материал о заповедных местах региона, о взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека.
3. Удовлетворение потребности ребенка в познании родного края.
4. Диалогичность. Реализует характерные и разноуровневые диалоги культур, времен, ребенка с культурой прошлого и настоящего. С этой целью можно в группе оформить уголок «горница», где представлены предметы и элементы быта русского и татарского народа.
5. Развитие ребенка в деятельности. В соответствии с этим в макросреде ДОО может быть создана мастерская художественного труда, где дети занимаются разными видами художественно-творческой деятельности (например, кружок «Хотелки-умелки»).
Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей с взрослыми (родителями и воспитателями). Так, экскурсии, совместные праздники и викторины создают у детей мощную мотивацию к познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно.
Также может проводиться работа с книгой краеведческой направленности. Она помогает пробудить у детей любопытство, оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом или жили когда-то на этой земле. Весь собранный материал можно оформить в виде альбомов («Поволжье сегодня», «Поволжье до нас»).
Нами был составлен цикл занятий с детьми по следующим темам:
1. Народная песня: «Русская народная песня», «Татарская народная песня».
2. Фольклор от самой колыбели: «Русские колыбельные песни», «Татарская колыбельные песни», «Чувашская колыбельные песни».
3. Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка», «Мордовская частушка».
4. История народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Татарские народные инструменты.
5. Народный танец: «Русский народный танец», «Татарский народный танец», «Чувашский народный танец».
6. Во что играли прабабушки и прадедушки: «Народные русские игры», «Народные татарские игры».
Была организована систематическая работа клуба «Беседушка» для родителей по поликультурному воспитанию дошкольников. Разработана тематика прогулок, экскурсий и походов за территорию детского сада, где в комплексной форме решались задача межнационального воспитания дошкольников.
Итогом этой работы стало ежегодное празднование русской «Масленицы», «Пасхи», «Березки», татарской встречи весны «Курбан Байрам», «Сабантуя»; чувашской «Куклеме» (завершение уборочных работ).
Каждый праздник сопровождается национальными танцами, развлечениями, конкурсами, спортивными национальными играми под руководством специалистов детского сада. Присутствие детей и гостей объединяют народные песни. Праздник всегда заканчивается чаепитием с различными национальными сладостями, русской, татарской выпечкой и другими угощениями. От таких праздников становится тепло на душе и по-семейному уютно всем собравшимся. Никто не обделен счастьем семейного взаимопонимания. Сегодня дети угощают друг друга татарским кекешем, а завтра крашеными яйцами и куличами.
Весь педагогический процесс в ДОО строится на основе следующих подходов:
- вовлечение детей в
разнообразные виды
- интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора народов Поволжья;
- использование взаимодействия в системе «педагог – ребенок — родитель»;
- осуществление воспитательной работы на основе народной культуры;
- обеспечение активности
детей на всех этапах развития
нравственных чувств
Также педагогами нашего детского сада был разработан и реализован проект «Приобщение дошкольников к культуре народов Поволжья».
В проекте принимали участие воспитатели, родители воспитанников и дети старшего дошкольного возраста.
Проект относится к виду группового, по типу – информационно-творческий, средней продолжительности (3 месяца).
Актуальностью проекта явилось то, что Россия всегда была многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т.д. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Цель данного проекта – знакомство детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья.
Задачи проекта:
Задачи проектируемого процесса на детей:
1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.
2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.
3. Сформировать у детей умение
применять полученные знания, представления
о народах Поволжья в
Задачи проектируемого процесса на родителей:
1. Актуализировать потребность
родителей в совместной
2. Повысить компетентность
3. Способствовать активному
Содержание проекта.
1. Беседа о народах Поволжья.
2. Непосредственно
3. Просмотр видеофильма о
4. Проведение тематического
5. Ознакомление с народными
6. Просмотр слайдов на тему: «Национальные костюмы народов Поволжья».
7. Проведение тематического
- Беседа о Татарстане, татарском народе и его культуре, праздниках.
- Просмотр слайдов «
- Слушание песни на татарском языке в записи.
- Подвижная игра «Куры и лисица»
- Традиционное чаепитие.
8. Проведение тематического
9. Проведение тематического
10. Подготовка к презентации. Презентация.
Предполагаемый результат проекта:
- Создание фотоальбома «Национальные костюмы народов Поволжья».
- Стенгазета «Национальные
- Непосредственно
- Тематический досуг «День
- Тематический досуг «Культура и традиции татарского народа».
- Тематический досуг «Традиции и культура армянского народа».
- Тематический досуг «Традиции и культура казахского народа».
- Презентация по проекту.
Огромная роль в приобщении детей к традициям народов Поволжья была отведена родителям воспитанников. Приобщая детей к истокам народов Поволжья, мы развиваем личность каждого ребенка, так как только на основе прошлого можно понять настоящее предвидеть будущее.
Информация о работе Приобщение дошкольников к культурным традициям Поволжского региона