Принципы диалектической системы воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:27, контрольная работа

Краткое описание

Созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитая В. И. Лениным материалистическая диалектика прежде всего утверждает материальность мира, находящегося в постоянном движении и развитии в соответствии с естественными законами, объективно присущими явлениям природы или общества без какого-либо участия сверхъестественных сил в каких бы то ни было формах (бог, дух, абсолютная идея и т. д.). Материалистическое понимание мира принципиально противоположно идеалистическому, которое объясняет процессы, протекающие в природе и обществе, влиянием некоего духовного начала, то есть считает основой реального мира духовную сущность.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Законы материалистической диалектики ………………………………...4
2. Принципы диалектической системы воспитания ……………………….8
Заключение ……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы ……………………………………….19

Файлы: 1 файл

диалектика в педагогике.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

     Кроме того, принцип единства системы обязательно  требует, чтобы функциональные обязанности и взаимосвязь всех элементов системы, в том числе структуры ее жизнеобеспечения, определялись необходимостью достижения единой цели — становления и формирования Личности.

     Таким образом, принцип единства системы  исключает обособленность и разобщение элементов системы, разрыв или ограничение  процесса совершенствования индивида, в то же время в силу диалектики предусматривает необходимость определенной меры учета случайного в необходимом и индивидуальных особенностей конкретного индивида.

     3. Принцип приоритетности совершенствования индивида

     Достижение  высшей цели — становление, воспитание и образование Личности — возможно, если это станет целью всех членов достаточно могущественной и экономически мощной общности людей (общины) или общества в целом, поскольку сама система воспитания и образования Личности не может быть по количественным параметрам ниже меры, определяемой необходимым ее качеством.

     Далее, члены этого общества (общины) должны быть солидарны, психологически готовы и согласны на требуемую диалектической системой воспитания и образования степень изменения привычных общественных отношений и образа жизни.

     Затем, в первоочередном порядке должны быть отданы все необходимые физические, материальные и финансовые средства на создание совершенной системы воспитания и образования. Разумеется, это будет больший объем средств, чем сумма средств, выделяемых государством по принципу остаточного финансирования, но, возможно, меньший, чем затрачивают современная семья, государство и общество в целом.

     Однако  даже для создания концепции, проведения технико-экономических обоснований  и проектирования экспериментального Центра воспитания и образования Личности нужны затраты, которые невозможны, если принцип приоритетности совершенствования индивида не станет преобладающим в деятельности определенной общности людей.

     4. Принцип общечеловечности (гуманизации)

     Указанный принцип находит свое проявление как в цели, в качестве которой выступает Личность, так и в средствах ее достижения — процессах становления, воспитания и образования.

     Совершенная Личность-Диалектик вполне отвечает устремлениям тех авторов, которые считают, что целью воспитания и образования должно быть приобщение индивида к общечеловеческим ценностям. В связи с этим в диалектике интересов совершенной Личности, с позиции обыденного сознания, общечеловеческие интересы и права выше прав и интересов своей родины, своей нации, своего государства, своей семьи, своих интересов и прав с той лишь разницей, что Диалектик определяет общечеловеческие права и интересы через Диалектику как Абсолютную истину и Высшую справедливость и при этом руководствуется нравственной оценкой как диалектическим единством Высшего и Личного интересов. И это правильно, поскольку недопустимо благополучие нации за счет нарушения общечеловеческих прав национальных меньшинств либо наций; недопустимо благополучие семьи за счет банковского процента, лишающего права на здоровье и достойную жизнь тех, кто должен этот процент отрабатывать.

     В то же время Диалектик будет отстаивать права и интересы своей родины, нации, семьи как Высшую справедливость даже ценой своего права на жизнь, если этого востребует его нравственность, с необходимостью стремящаяся к единству Высшего и Личного интересов.

     В связи с этим в совершенной  системе воспитания и образования, наряду со всесторонностью образования Личности, должен быть обеспечен приоритет нравственного воспитания, начинаемого с корректировки нравственности еще до зачатия индивида; затем, в первоочередной заботе о физическом и нравственном здоровье предупреждены эгоистические наклонности и развиты добродетели на ранних ступенях совершенствования индивида.

     Принцип общечеловечности предполагает аполитичность воспитательно-образовательного процесса, поскольку в основе политики всегда лежит приоритет группового интереса над Высшим общечеловеческим интересом, но с позиции обыденного сознания, в обыденной жизни Личность проявляет себя как политический борец, поскольку в силу диалектики вынуждена пропагандировать и защищать Высшую истину.

     Разумеется, принцип общечеловечности требует свободы не только для индивида, воспитателей и педагогов, но предполагает определенную диалектической системой воспитания и образования свободу воспитательно-образовательных учреждений в осуществлении своей деятельности.

     5. Принцип независимости от государства

     С одной стороны, необходимость последовательной реализации указанного принципа с целью создания и успешного функционирования диалектической системы воспитания и образования обусловливается антагонистичностью прагматико-политического интереса государства и Высшего интереса диалектической системы воспитания и образования, с другой стороны, государство не только не может хотеть создания указанной системы, но также не имеет возможностей, средств и условий для создания государственной совершенной системы воспитания и образования.

     Из  этого следует, что совершенная  система воспитания и образования может быть только общественной, в связи с чем она должна быть независимой от государства, но в определенной обществом мере — охраняться и опекаться им. Поэтому общественная система совершенствования индивида прежде всего должна управляться ее центрами на основе принципа приоритетности совершенной системы воспитания и образования в обществе.

     Механизмы поступления средств могут быть различны — налоги, сборы, пособия, нормативное финансирование, освобождение от налогов и т. п. — гарантированные Законами, местными нормативными актами и местными бюджетами. В то же время центры совершенных систем воспитания и образования предполагают развитие своих наукоемких производств, а также применение производительного труда воспитуемых на основе реализации принципа воспитания жизнью в течение всего процесса формирования Личности. Причем воспитуемые должны этот производительный труд субъективно-психологически воспринимать как игру, любимое занятие, воспитательно-образовательный процесс, отраслевую подготовку, в результате которой создаются полезные вещи, но не товары, каковыми эти вещи могут быть после того, как попадут в распоряжение общества (общины).

     Принцип независимости системы от государства  предполагает также возможность  самофинансирования и самоуправления центров воспитания и образования Личности как определенной общности людей (общины). Поскольку вложение инвестиций в совершенную систему воспитания и образования самое эффективное, то по мере подготовки Личностей станет все более очевидной не только возможность самофинансирования центров, но и практический переход к полному самофинансированию и получение самой высокой прибыли с того момента, когда система начнет функционировать в целом.

     6. Принцип общинности

     Диалектика  вышерассмотренных принципов, требующих реализации в совершенной системе воспитания и образования, с необходимостью приводит к пониманию того, что эти центры должны функционировать на принципе общинности.

     В общине в полной мере будет:

     - реализовано влияние среды на процесс формирования Личности в условиях “большой семьи”, связи “школы с жизнью”;

     - реализован принцип независимости настоящего и будущего воспитанников от социального статуса своих родителей;

     - достигнуто диалектическое единство общественного и семейного воспитания на основе полного общинного содержания детей и функционирования системы совершенствования;

     - обеспечено единство места проживания и обучения воспитуемых в воспитательно-образовательных учреждениях — пансионах и детских домах семейного типа;

     - реализован принцип взаимного обучения детей;

     - обеспечено непосредственное участие родителей, матерей, отцов, попечителей, усыновителей в процессе воспитания и образования, компенсирующего недостаток родительского общения детям из неполных семей и взрослым, не имеющим детей;

     - позволено родителям успешно заниматься профессиональной деятельностью и самосовершенствованием.

     Здесь с необходимостью будет соблюдено  единство воспитания, традиций народа и потребностей общины, а также влияние коллектива на формирование Личности, реализован принцип учета всех обстоятельств, обеспечивающих здоровый образ жизни общины в целях становления, воспитания и образования свободной, разумной, добродетельной Личности-Диалектика.

     Указанные принципы диалектической системы воспитания и образования, в свою очередь, определяют дидактические принципы самого процесса формирования Личности на основе диалектического единства принципов становления, воспитания и образования. Эта диалектическая закономерность предполагает не столько введение новых дидактических принципов, сколько диалектический подход к известным истории педагогики дидактическим принципам и проведение воспитательно-образовательного процесса на основе их диалектического взаимодействия:

     7. Принцип связи теории с практикой

     Принцип связи теории с практикой предполагает активное участие воспитанников в общественной жизни и производительном труде.

     8. Принцип научности предполагает, с одной стороны, применение в воспитательно-образовательном процессе всех научных достижений диалектической педагогики в ее диалектической взаимосвязи с другими науками, с другой стороны, в процессе совершенствования индивида — развития познавательных способностей, обретения диалектического мышления, а значит, привития стремления к научным знаниям, Высшей истине и Высшей справедливости.

     9. Принцип систематичности

     Принцип систематичности, использование которого вызывается диалектикой воспитательно-образовательного процесса, протекающего от простого к сложному и обратно при повторении и практике и полагающего единство постепенности и интенсивности при последовательном переходе от известного к неизвестному, от единичного знания к общему, от знаний низшего порядка к знаниям высшего порядка, от одной ступени системы воспитания и образования к другой.

     Единство принципов последовательности и согласованности в закреплении отдельных привычек и изучении отдельных учебных предметов с использованием метода глубокого погружения с тем, чтобы не терялась их взаимосвязь с общей базой культуры индивида.

     10. Принцип наглядности, позволяющий связать чувственное восприятие с пониманием в усвоении новых знаний, а также закрепляющий нравственное поведение на основе подражания детей наблюдаемым поступкам взрослых, что требует от последних в процессе нравственного воспитания особого соблюдения единства слов и поступков, исключающих ложь и лицемерие.

     11. Принцип доступности

     Принцип доступности предполагает диалектическое единство между пределом возможного усвоения нравственного поведения и знаний и фактически закрепленным их уровнем с тем, чтобы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей индивид от чрезмерной легкости или трудности не терял интереса к познанию и совершенствованию.

     12. Принципы осмысленности, сознательности, основательности, прочности, тесно связанные с принципом доступности, расширяют сферу требований к воспитательно-образовательной деятельности и влекут применение различных методов, способов и их смену в процессе формирования Личности.

     13. Принцип диалектического единства формального и содержательного образования, позволяющего развивать внимание, память, речь, мышление воспитанников одновременно с накоплением знаний, умений, навыков, необходимых в добродетельной практической жизни.

     14. Принцип диалектического единства поощрения и наказания, позволяющий индивиду субъективно воспринимать поощрения и наказания как результат внутренней самооценки и результат оценки Высшей справедливости, В связи с этим принципом исключаются всякое применение наказания как кары, применение экзаменов, тестов с выставлением баллов и оценок как внешнего поощрения или наказания.

     15. Принцип многоязычности предполагает решение спора вокруг необходимости преподавания на родном языке и обеспечивает овладение несколькими разговорными языками с раннего детства и обучение по учебникам на разных языках.

     Диалектическое сочетание принципа общего и принципа индивидуального подхода в диалектически свободном воспитательно-образовательном процессе предполагает, с одной стороны, возможность свободной разбивки групп и классов на подгруппы с тем, чтобы на основе общих программ воспитанники могли свободно и самостоятельно применять интересующие их темы, проекты, методики и способы формирования Личности; с другой стороны, требует руководящей, но не навязчивой роли воспитателей-педагогов, которые на основе знаний общих законов физиологии и психологии, а также внимательного изучения и использования индивидуальных психологических особенностей обеспечат своевременное следование воспитанников по пути совершенствования.

Информация о работе Принципы диалектической системы воспитания