Общие принципы воспитания в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:34, контрольная работа

Краткое описание

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Общие принципы воспитания в семье.
1.1 Воспитание в семье………………………………………………………..4
1.2 Воспитательный процесс………………………………………………… 5
1.3 Воспитательный потенциал семьи………………………………………. 6

1.4 Основные задачи семейного воспитания и его роль в сопоставлении с общественным……………………………………………………………………. 7
Глава II. Методы семейного воспитания.
2.1 Приоритетные методы воспитания в семье и факторы выбора этих методов…………………………………………………………………………. .10
2.2 Педагогические методы воспитания в семье ……………………………13
Заключение……………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

контрольная по теор.педагогике 2 курс.docx

— 43.47 Кб (Скачать)

Содержание:

   Введение………………………………………………………………………..  3

Глава I. Общие принципы воспитания в семье.  

1.1 Воспитание в семье………………………………………………………..4

  1.2 Воспитательный процесс………………………………………………… 5  

1.3 Воспитательный потенциал семьи………………………………………. 6

 

     1.4 Основные задачи семейного воспитания и его роль в сопоставлении с                                                                          общественным……………………………………………………………………. 7

Глава II. Методы семейного воспитания.

2.1 Приоритетные методы  воспитания в семье и факторы  выбора этих методов…………………………………………………………………………. .10

2.2 Педагогические методы  воспитания в семье ……………………………13

Заключение……………………………………………………………………..14

Список литературы…………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введении .

Актуальность темы:

История вопроса о влиянии  семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы  многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак  Руссо… Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием.

Педагогов, несомненно, волнует тема воспитания детей: возможных будущих деятелей культуры, продолжателей каких-то устоявшихся традиций, потенциальных новаторов в различных областях искусства и прежде всего полноценных и достойных личностей, живущих в стране и жизни общества.

Семья является традиционно  главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Семейное воспитание неразрывно связано  с жизнью общества, государства, Поэтому, для нас является важным уловить  те моменты, те особенности воспитания, которые способствуют развитию в  семьях поистине творческих людей. Поэтому, мы считает вправе назвать эту тему актуальной.

Объект исследования: Семейное воспитание

Предмет исследования: роль семейного воспитания в сопоставлении с общественным. Методы семейного воспитания.

Методы исследования и  методология: методологической базой исследования стали работы И. П. Подласого, В. Н. Наумчик, Е. А. Савченко, И. Ф. Харламова, Бабанского Ю. К., Выготского Л. С., историческое исследование Л. Н. Толстого и другие.

Структура и объем работы: 

Работа состоит из Введения, 2-х глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

Глава I. Общие принципы воспитания в семье.

    1. Воспитание в семье.

Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для  оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждению (самоуважении) каждого  ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где  он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья — это такое образование, которое "охватывает" человека целиком  во всех его проявлениях. В семье  могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи  в развитии личности растущего человека общеизвестна.  
   Семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. 
Семейное воспитание — сложная система.  На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи семьи:

- создать максимальные условия для роста и развития ребенка; 
 - стать социально-экономической и психологической защитой ребенка; 
 - передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; 
 -  научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; 
  - воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного "я". 
   Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них: 
- гуманность и милосердие к растущему человеку; 
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников; 
- открытость и доверительность отношений с детьми; 
  - оптимистичность взаимоотношений в семье; 
  - последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); 
   - оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы. 
 
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни. 
  Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью. 
   Существует 4 параметра поведения родителей по отношению к ребенку: 
- контроль (попытка влиять на деятельность ребенка); 
  - требование (оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на высоком социальном и эмоциональном уровне); 
- общение (использование родителями убеждения для того, чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения и отношения); 
   - доброжелательность (выражается в том, насколько родители заинтересованы в ребенке).

1.2 Воспитательный процесс.

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс  воспитания. "Воспитание - процесс  целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое  и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей  целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу" (И. П. Подласый "Педагогика" т.2, с.7).

Сущность воспитательного  процесса состоит в том, что его  результаты не так явственно ощутимы  и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности  лежит длительный период образования  необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию  множества разнохарактерных влияний  и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий  корректировки. Сложность воспитательного  процесса обусловлена и тем, что  он очень динамичен, подвижен и изменчив. Воспитательный процесс отличается длительностью. Подласый И. П., цитируя  К. Гельвеция, пишет: "Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание" (И. П. Подласый "Педагогика", т.2, с.9, ссылаясь на К. А. Гельвеция "О человеке, его умственных способностях и его воспитании").

Особую роль в воспитательном процессе играет совместная деятельность детей и взрослых. Это поиск  совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей.

1.3  Воспитательный потенциал семьи.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что  ребёнок в детские годы приобретает  в семье, он сохраняет в течение  всей последующей жизни. Важность семьи  как института воспитания обусловлена  тем, что в ней ребёнок находится  в течение значительной части  своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются  основы личности ребёнка, и к поступлению  в школу он уже более чем  наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать  в качестве как положительного, так  и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать  семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Именно в семье ребёнок  получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с  ребёнком.

В каждой семье объективно складывается определенная система  воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее  целенаправленное применение методов  и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить  в отношении ребёнка.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую  роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между  детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

1.4 Основные задачи семейного воспитания и его роль в сопоставлении с общественным.

Как всякий организованный процесс, семейное воспитание предусматривает  определенную целеустремленность, наличие  конкретных задач. Поскольку в нашем  обществе интересы государства и  родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще всего  совпадают, цель и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными. Следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели включает осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.

Согласно положениям Закона РФ «Об образовании» (1992 г., в редакции 1996 г.), принципами государственной  политики в области образования  провозглашены: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви  к окружающей природе, Родине, семье». Таким образом, на первый план выдвинуты  ценности свободного развития личности в противовес прежней установке  воспитания на подчинение личных интересов  общественным.

В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически  развитый человек способен более  успешно заниматься умственным и  физическим трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов  прийти на помощь, острее воспринимает красоту, и сам стремится все  делать красиво.

В интересах физического  воспитания родители должны приучать детей с раннего детства регулярно  делать утреннюю физзарядку, вовлекать  их в различные подвижные игры, спортивные занятия, вместе заниматься доступным туризмом. Важно по совету врача приучать ребенка к закаливанию, учить самого заботиться о своем  здоровье, не допуская дурных привычек (курение, употребление алкогольных  напитков, токсичных препаратов и  т. п.). И во всем этом главное - пример родителей. Если отец курит, но запрещает  курить сыну, вряд ли здесь получится  что-то хорошее. Воспитание детей в  семье необходимым компонентом  включает умственное развитие. Первые обращения матери к еще бессловесному  младенцу уже закладывают начала умственного воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование и поощрение  детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие  разъяснения и т. д. - все это  отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения, служит важной задаче подготовки к обучению в школе. Когда же ребенок становится школьником, долг родителей - создать  надлежащие условия для его продуктивных занятий, тактично помогать в случае затруднений. И здесь особое значение приобретают неуклонное развитие любознательности и пытливости, самостоятельности  мышления, ориентировка на непрерывное  образование, приучение к чтению художественной литературы, периодической  печати. Положительную роль в этом отношении играет поощрение занятий  детей в предметных и других кружках  в школе или внешкольных учреждениях - с учетом их интересов, склонностей  и состояния здоровья.

Родители должны много  внимания уделять нравственному  воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно  возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями  между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку нравственности, усваивают, что такое  хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к  людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные  требования к нему значительно возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные  беседы и разъяснения, сколько организация  всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего  поведения.

Информация о работе Общие принципы воспитания в семье