Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:34, контрольная работа
История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Общие принципы воспитания в семье.
1.1 Воспитание в семье………………………………………………………..4
1.2 Воспитательный процесс………………………………………………… 5
1.3 Воспитательный потенциал семьи………………………………………. 6
1.4 Основные задачи семейного воспитания и его роль в сопоставлении с общественным……………………………………………………………………. 7
Глава II. Методы семейного воспитания.
2.1 Приоритетные методы воспитания в семье и факторы выбора этих методов…………………………………………………………………………. .10
2.2 Педагогические методы воспитания в семье ……………………………13
Заключение……………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………….15
Чрезвычайно ответственное
место в системе семейного
воспитания принадлежит трудовому
воспитанию детей. С раннего возраста
ребятишки, как правило, в меру своих
сил и возможностей стремятся
участвовать в домашних делах, помогать
взрослым, в своих играх имитируют
различные виды труда. Важная задача
родителей - не отбивать у детей охоту
к трудовым занятиям, поощрять их в
этом отношении, оказывать всяческое
содействие. Доступные формы
Среди конкретных направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание. Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой, совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, выставок, экскурсии по родным местам и многое другое. Задача семьи - воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах.
У родителей как воспитателей
ничего не получится, если они не будут
знать особенностей своего ребенка.
Ведь каждый человек, сколько бы ему
ни было лет, - это конкретная своеобразная
личность. Поэтому отцу и матери
нельзя довольствоваться обыденным
представлением о своем сыне или
дочери. В целях воспитания требуется
постоянное и глубокое изучение ребенка,
специальное выявление его
В изучении ребенка родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением, как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе - в общении с товарищами, во время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет - ответы на эти и подобные вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят учителя. Но оценка посторонних людей может быть и необъективной, неверной. Доверие - вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок, дети им тоже доверяли.
Глава II. Методы семейного воспитания.
Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.
Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов.
Семейному воспитанию
присущи свои методы, а вернее,
приоритетное использование
- убеждение (объяснение, внушение, совет);
- личный пример;
- поощрение (предполагает использование системы педагогически целесообразных средств с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения (похвала, подарки, перспектива);
- наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания);
- доверие;
- показ;
- любовь;
- сопереживание;
- возвышение личности;
- контроль;
- юмор;
- поручения;
- традиции;
- сочувствие;
- метод совместной практической деятельности( подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности: посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д.р.).
Отбор идет сугубо индивидуально
с учетом конкретных ситуативных
условий.
Одним из самых недопустимых
методов воспитания, используемых в семье,
является метод физического наказания,
когда на детей действуют с помощью страха.
Физическое наказание вызывает физические,
психические, нравственные травмы, которые
в конечном итоге ведут к изменению поведения
детей. Так, у каждого второго наказываемого
подростка возникают сложности в адаптации,
приспособлении его к коллективу ребят,
почти у всех этих детей пропадает охота
к учебе.
Высокий эффект в семейном
воспитании дает умелое использование
принципа требовательности в сочетании
с уважением и гуманным отношением к детям.
Немаловажную роль в побуждении
учащихся к выработке и совершенствованию
своих личностных качеств играет контроль
семьи за их поведением.
Л.Толстой писал, что «воспитание представляется сложным
и трудным только до тех пор, пока мы хотим,
не воспитывая себя, воспитывать своих
детей. Я не знаю ни одного действия воспитания
детей, которое не включало бы воспитания
себя. Два правила дал бы я для воспитания:
самому не только жить хорошо, но и работать
над собой, постоянно совершенствуясь,
и ничего не скрывать из своей жизни от
детей».
Методы воспитания детей
в семье основываются на целях и задачах,
предъявляемых современным обществом
к воспитанию и развитию будущего полноценного
члена общества. Семья является главным
и самым важным институтом воспитания.
Все навыки и привычки, которые ребенок
в детстве приобретет в семье, он сохранит
на всю оставшуюся жизнь. Именно в семье
закладываются основы индивидуальности
ребенка, и к школьному возрасту, он уже
практически сформирован как личность.
От семьи и родителей требуется, в первую
очередь, формирование здоровой, нравственной
и интеллектуально развитой личности,
которая будет готова к дальнейшей общественной,
трудовой и семейной жизни.
Методы воспитания детей в семье зависят от компонентов содержания самого семейного воспитания. Среди направлений воспитания детей в семье можно выделить:
Методы воспитания
в семье – это пути, с помощью
которых осуществляется целенаправленное
педагогическое взаимодействие родителей
и детей. В связи с этим они
имеют соответствующую
а) влияние на
ребенка осуществляется исключительно
индивидуально и основывается на конкретных
поступках и приспособлении к его психическим
и личностным особенностям;
б) выбор методов
зависит от педагогической культуры родителей:
понимания цели воспитания, родительской
роли, представлений о ценностях, стиля
отношений в семье и др.
Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.
Факторы выбора методов семейного воспитания детей:
Рассмотрев и проанализировав заданную тему "Семейное воспитание, его роль в сопоставлении с общественным. Методы семейного воспитания", мы пришли к выводу, что семейное воспитание является базой для формирования и развития полноценной личности в жизни общества.
Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Мы пришел к выводу, что важными являются приобретенные в семье знания, умения, навыки, которые остаются основой и ядром всей последующей жизни. Родительское воспитание прививает эстетические вкусы, интересы, привязанности. В семье ребенок учится одно любить, другое ненавидеть, что в последствии сказывается на всей его дальнейшей жизни.
2.1 Приоритетные
методы воспитания в
Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.
Одним из самых недопустимых
методов воспитания, используемых в
семье, является метод физического
наказания, когда на детей действуют
с помощью страха. Физическое наказание
вызывает физические, психические, нравственные
травмы, которые в конечном итоге
ведут к изменению поведения
детей. Так, у каждого второго
наказываемого подростка
Высокий эффект в семейном воспитании дает умелое использование принципа требовательности в сочетании с уважением и гуманным отношением к детям.
Немаловажную роль в побуждении
учащихся к выработке и
Л.Н.Толстой писал, что «воспитание представляется сложным и трудным только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей. Я не знаю ниодного действия воспитания детей, которое не включало бы воспитание себя. Два правила дал бы я для воспитания: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей».
Методы воспитания детей в семье основываются на целях и задачах, предъявляемых современным обществом к воспитанию и развитию будущего полноценного члена общества. Семья является главным и самым важным институтом воспитания. Все навыки и привычки, которые ребенок в детстве приобретает в семье, он сохраняет на всю оставшуюся жизнь. Именно в семье закладываются основы индивидуальности ребенка, и к школьному возрасту, он уже практически сформирован как личность. От семьи и родителей требуется в первую очередь, формирование здоровой, нравственной и интеллектуально развитой личности, которая будет готова к дальнейшей общественной, трудовой и семейной жизни.
Методы воспитания детей в семье зависят от компонентов содержания самого семейного воспитания. Среди направлений воспитания детей в семье можно выделить:
Методы воспитания в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они имеют соответствующую специфику:
Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.
Факторы выбора методов семейного воспитания детей: