Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:34, контрольная работа
История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Общие принципы воспитания в семье.
1.1 Воспитание в семье………………………………………………………..4
1.2 Воспитательный процесс………………………………………………… 5
1.3 Воспитательный потенциал семьи………………………………………. 6
1.4 Основные задачи семейного воспитания и его роль в сопоставлении с общественным……………………………………………………………………. 7
Глава II. Методы семейного воспитания.
2.1 Приоритетные методы воспитания в семье и факторы выбора этих методов…………………………………………………………………………. .10
2.2 Педагогические методы воспитания в семье ……………………………13
Заключение……………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………….15
2.2 Педагогические методы воспитания в семье.
Могут быть выделены 4 метода воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений:
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких – либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более не приспособленными к жизни в коллективе. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они, так или иначе, отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Тактика «невмешательства» - это система отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает наличие согласия между всеми ее членами по поводу общих целей и задач совместной деятельности. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, ставится группой высокого уровня развития – коллективом.
Рассмотрев и проанализировав заданную тему "Семейное воспитание, его роль в сопоставлении с общественным. Методы семейного воспитания", мы пришли к выводу, что семейное воспитание является базой для формирования и развития полноценной личности в жизни общества.
Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Мы пришел к выводу, что важными являются приобретенные в семье знания, умения, навыки, которые остаются основой и ядром всей последующей жизни. Родительское воспитание прививает эстетические вкусы, интересы, привязанности. В семье ребенок учится одно любить, другое ненавидеть, что впоследствии сказывается на всей его дальнейшей жизни.