Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 21:25, контрольная работа
Принцип есть не что иное, как исходное положение, правило действия, вытекающее из закона. Принципы организации - это общие правила (положения) формирования (самоформирования) систем в природе и обществе, обеспечивающие их упорядоченность и целесобразность функционирования.
Принцип и законы, по сути дела, отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятивной нормы). Отличие принципа от закона выражается и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов, а также той или иной всеобщей формы бытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований.
1.Классификация принципов организации………………………………………….……1
2.Характеристика основных принципов организации……………………………….....3
3.Процедуры применения принципов организации………………………………….….6
3.1. Процедуры освоения принципов организации……………………………….……..7
3.2. Совершенствование системы принципов организации………………………........8
4.Задание.Охарактеризовать применение принципов организации на примере конкретного предприятия…………………………………………………………………………………9
Список используемой литературы………………………………………………………..10
Содержание :
Тема 5. Система принципов организации
1.Классификация принципов организации………………………………………….……
2.Характеристика основных принципов организации……………………………….....3
3.Процедуры применения принципов организации………………………………….….6
3.1. Процедуры освоения принципов организации……………………………….……..7
3.2. Совершенствование системы принципов организации………………………........8
4.Задание.Охарактеризовать применение
принципов организации на примере конкретного
предприятия…………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………………
Принцип есть не что иное, как исходное положение, правило действия, вытекающее из закона. Принципы организации - это общие правила (положения) формирования (самоформирования) систем в природе и обществе, обеспечивающие их упорядоченность и целесообразность функционирования.
Принцип и законы, по сути дела, отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятивной нормы). Отличие принципа от закона выражается и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов, а также той или иной всеобщей формы бытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований. Так, например, принцип историзма, о котором мы говорили во второй главе, отражает в своих требованиях ряд всеобщих законов, а также движение как всеобщую форму бытия (атрибут) материи.
Все многообразие принципов организации можно классифицировать по ряду признаков:
По степени обоснованности выделяют научные и обыденные принципы. К научным относятся такие, которые могут быть сформулированы на основе познания законов и закономерностей организации и содержат в себе определенные требования к мыслящему субъекту, ориентирующие его на познавательную деятельность. К обыденным относятся в основном те правила и действия, которые сформулированы человеком на основе собственного восприятия действительности, традиций и интуиции. Они почти все без исключения субъективны и не несут достаточной научной обоснованности.
По степени универсальности принципы организации можно
разделить на универсальные (общие), спец
По способу реализации можно выделить принципы, реализуемые природой без какого-либо участия человека; при взаимодействии природы и человека и только с участием человека. Последние могут быть осуществлены посредством индивидуальной, коллективной и совокупной общественной деятельности.
По масштабу действия принципы организации можно условно разделить на действующие только в отдельных элементах системы, на уровне работника предприятия (принцип индивидуальной работы); между элементами организации внутри предприятия (принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи); между организациями (между предприятиями, отраслями народного хозяйства).
- Принцип примата целей, определяющий сущность субъективной организации как достижение запланированного результата организационной деятельности человека.
- Принцип дерева цели определяет логически обоснованную и общепринятую процедуру разработки и представления процесса организации в виде последовательности ее определенных состояний.
- Принцип целевой адаптации проявляется в определении состава и содержания элементов, характера и конфигурации связей между ними, сущности и особенностях построения взаимодействия организации с внешней средой.
- Принцип перманентности целеполагания, с помощью которого формируются правила построения и функционирования механизма сопровождения любого процесса оперативным развитием, уточнением и адаптацией разработанного дерева цели.
- Принцип стратегического планирования заключается в обосновании и разработке научного прогноза развития смешанной организации, во всестороннем и комплексном учете влияния на этот процесс объективных условий и субъективных факторов.
- Принцип системности устанавливает требование формирования, представления и рассмотрения любой организации в виде совокупности взаимосвязанных элементов; опирается на действие законов формации, итерации, синергии, выделяет решающее значение связей в построении и представлении формы организации.
- Сущность и основное содержание требований обеспечения устойчивости организации к внешним обращениям и воздействиям определяет принцип толерантности.
- Принцип конструктивности отражает и раскрывает существенную причинно-следственную связь между конфигурацией построения, структурой и стабильностью организации.
- Принцип иерархичности проявляется в процессе последовательного отбора, раскрывается построением дерева цели, устанавливается организационной структурой и выражается в процедуре осуществления деятельности субъектов.
- Принцип универсальности обеспечивает достижение и поддержание необходимого уровня адекватности, приспособленности формы организации к широкому спектру возможных целей, функций и условий.
- Принцип главного звена формирует, мобилизует и концентрирует основные качества организации.
- Принцип необходимого разнообразия: адекватность организации обеспечивается разнообразием ее составляющих.
- Принцип необходимости и достаточности определяет приоритет достижения и сохранения оптимального количества разнообразия составляющих устойчивой организации.
- Принцип резервирования и дублирования.
- Принцип единства формы и содержания: соотношение формы и содержания определяет качества организации.
- Принцип линейности и функциональности.
- Принцип параллельности и последовательности обеспечивае
- Принцип распределения и специализации, определяющий необходимость функционального закрепления и развития в соответствующих составляющих организации.
- Принцип оптимальной звенности: адекватность организации обеспечивается оптимальным соотношением ее звеньев.
- Принцип обратной связи обуславливает качества организации, обеспечивающие ее возникновение, становление, функционирование, преобразование и развитие.
- Принцип оперативности и гибкости, который развивает динамические основы организации как процесса.
- Параллельность, оперативность и гибкость формирования, осуществления и развития организации как процесса предопределяет принцип непрерывности и ритмичности.
- Принцип разделения и кооперации обеспечивает функционирование и развитие организации реализацией ранее сформированного и развиваемого потенциала распределения и специализации.
- Принцип адекватности воздействия акцентирует внимание на необходимости соблюдения определяющего качественного и параметрического соответствии содержания и объекта воздействия как основного условия устойчивого функционирования и развития организации, подразумевает поддержание
- Принцип компенсации противодействия заключается в обеспечении ожидания и разработке содержания компенсации противодействия.
Принципы организации становятся ассоциированным продолжением на практике реализующим действие объективных законов. Именно в них отражаются и учитываются основные тенденции формирования, функционирования и развития организации, реализуемые в эффективных средствах реагирования на складывающуюся ситуацию.
3. Процедуры применения принципов организации
Принципы находятся в определенном противоречии
друг к другу, и поэтому должны применяться
не в их прямом значении, а в условиях компромисса
друг с другом. Например, можно пойти на
превышение норм управляемости с целью
сокращения уровней управления, если это
повысит оперативность управления. Нарушение
принципа единоначалия может быть компенсировано
в случае делегирования полномочий функциональным
и штабным подразделениям, которые имеют
потенциал для повышения уровня квалификации
принимаемых решений.
Принципы надо применять гибко. При этом
и структура организации должна быть гибкой,
чтобы лучше адаптироваться к изменениям
внешней среды и внутренним сбоям и эффективнее
достигать поставленных целей. Гибкость
заключается не только в создании специальных
подразделений и механизмов, при помощи
которых своевременно отслеживаются изменения
внешней среды, но и в обеспечении оперативной
процедуры принятия решений и необходимых
изменений структуры организации.
3.1. Процедуры освоения принципов организации.
Важным этапом цикла является освоение организации предприятия. Освоение продукции представляет собой производственный процесс, в течение которого проходят необходимая отладка технологического процесса, организации и планирования производства с целью выпуска продукции в заданном объеме и достижение намеченных экономических показателей. Продукция считается освоенной в том случае, если она выпускается в установленном объеме и обладает требуемыми технико-экономическими параметрами. Термин «освоенная продукция» применяется, как правило, по отношению к конкретному предприятию. Продукция, освоенная на одном предприятии, в случае ее передачи на другое предприятие требует также освоения в зависимости от типа и может потребоваться небольшое преобразование данной продукции.
Началом освоения следует считать выпуск установочной серии, которая изготавливается по документации серийного производства с целью подтверждения готовности производства к выпуску продукции в заданных объемах и с установленными требованиями. Различают техническое, производственное и экономическое освоение.
Техническое освоение проводится в процессе создания нового изделия еще в предпроизводственный период и характеризуется достижением технических параметров, которые установлены для изделия в технических условиях и в стандартах. Проектные технические показатели должны быть достигнуты в опытном производстве во время подготовки к серийному выпуску новой продукции. Учитывая высокие требования, предъявляемые в настоящее время к качеству продукции, выполнять техническое освоение во время серийного производства нецелесообразно.
Производственное освоение представляет собой производственный процесс, в течение которого предприятие выходит на проектный объем (количество) выпуска новой продукций. Одновременно выполняется и экономическое освоение производства изделия. Оно начинается с выпуска первых промышленных серий, но не заканчивается выходом производства на намеченный объем выпуска в штуках. Окончанием экономического освоения следует считать достижение проектного уровня экономических показателей новой продукции, прежде всего трудоемкости и себестоимости изделий. Теоретически оно может закончиться раньше производственного, но, как правило, предприятия выходят на намеченный уровень экономических показателей позже, чем достигнут проектный уровень выпуска изделий.
Освоение новых изделий является этапом производственного процесса. Поэтому в период освоения действуют основные принципы организации производственного процесса: специализация, пропорциональность, параллельность, прямоточность, непрерывность, ритмичность и др. Они действуют также в период развернутого производства и во время уменьшения выпуска и снятия с производства устаревших изделий. Кроме общих принципов, производственный процесс при освоении основывается на частных принципах, которые служат основой его организации и слабо проявляются в период развернутого производства. Такими принципами являются: интеграция разработчиков, производителей и потребителей; готовность производства к освоению; гибкость производства; комплексность освоения.
3.2. Совершенствование системы принципов организации.
Система совершенствования принципов
в организации является повышение эффективности
деятельности и конкурентоспособности
компании за счет повышение производительности,
эффективности и адаптивности ее бизнес-процессов.
Внедрение системы постоянного совершенствования
происходит на всех уровнях организации,
и в фокусе ее внимания находятся:
• бизнес-процессы, протекающие внутри
каждой структурной единицы организации;
• корпоративная среда, поддерживающая
инициативу постоянного совершенствования.
Результаты внедрения системы постоянного
совершенствования:
• Повышение общей производительности
труда в компании на 10-30% без существенных
инвестиций;
• Повышение качества и снижение издержек
на процессы за счет бездефектной работы,
более рациональной организации работ,
учета потребностей внешних клиентов
и соседних подразделений компании;
• Повышение адаптивности, гибкости
и времени выполнения бизнес-процессов;
• Компания, способная самостоятельно
совершенствоваться.
Основные характеристики системы постоянного
совершенствования:
• Постоянство улучшений, как норма деятельности
организации обеспечивает длительный,
долгосрочный и стабильный эффект.
• Локальность и постепенность изменений
требует минимальных затрат на их осуществление,
так как:
o изменения сосредоточены на некрупных
локальных бизнес-процессах внутри каждой
структурной единицы и локальные изменения
требуют незначительных по объему вложений;
o изменения постепенны, что приводит
к равномерному распределению затрат
на проведение изменений по времени;
o изменения не вызывают социальной напряженности
в организации и затрат на ее снятие.
• Полномасштабный подход к внедрению
системы постоянного совершенствования
в организации, охватывает все уровни
управления: высший менеджмент, средний
менеджмент, рабочие группы в функциональных
отделах и обеспечивает улучшение работы
всей компании одновременно, как единого
организма.
• Внедрение непрерывного совершенствования
происходит на уровне корпоративной философии,
провозглашающей в качестве ценностей:
бездефектную работу, вовлечение персонала
в управление процессом, ориентация на
потребности внутренних и внешних клиентов,
командный стиль работы, поощрение положительных
результатов, что создает долгосрочную
мотивацию и атмосферу, поддерживающую
инициативу.