Бюджетная система РФ, ее состав и принципы организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:35, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении последнего десятилетия бюджетная система Российской Федерации постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..
3
1. Бюджетная система РФ, ее состав и принципы организации………….
5
1.1. Состав и особенности бюджетной системы РФ …………...……..
5
1.2. Принципы организации бюджетной системы РФ……….…..……
12
2. Практическое задание «Составление проекта бюджета района»……..
16
2.1. Доходы бюджета……………….……………………………………
17
2.2. Расходы бюджета…………………………………………………
22
2.3. Проект бюджета района……………………………………………
41
2.4. Пояснительная записка…………………………………………
42
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 955.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

Кафедра финансов, бюджета и страхования

 

 

 

 

 

 

Контрольная РАБОТА

По дисциплине «Бюджетная система РФ»

 

На тему «Бюджетная система РФ,

ее состав и  принципы организации»

(Вариант задания: теоретическое - 2, практическое -3)

 

 

                   

             Студент 4 курса 2 ВО:

                                                                Факультет: Финансово-кредитный

   Специальность: финансы и кредит

   Студенческий билет №

   Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

Калуга 2011

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..

3

1. Бюджетная система РФ, ее состав и принципы организации………….

5

1.1. Состав и  особенности бюджетной системы  РФ …………...……..

5

1.2. Принципы организации бюджетной системы РФ……….…..……

12

2. Практическое  задание «Составление проекта  бюджета района»……..

16

2.1. Доходы бюджета……………….……………………………………

17

2.2. Расходы бюджета…………………………………………………

22

2.3. Проект бюджета района……………………………………………

41

2.4. Пояснительная записка…………………………………………

42

Список использованной литературы……………………………………

45


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

На протяжении последнего десятилетия бюджетная  система Российской Федерации постоянно  подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.

Бюджетная система  государства, являясь частью инфраструктуры экономического базиса, подвержена его влиянию.

Колебания и  изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и к корректировке ее функций. В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:

• сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

• совершенствование бюджетного федерализма, системы регулирования бюджетными ресурсами и бюджетного процесса;

• укрепление системы финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы;

• разработка методологических подходов, методов и методик формирования бюджетов и распределения бюджетных

средств.

Реформирование  бюджетной системы требует осмысления накопленного опыта, выявления и изучения эволюционных процессов, обобщения разработанных принципов, методов и методик и их реализации в практику бюджетной системы и бюджетного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Бюджетная система  РФ, ее состав и принципы организации

1.1. Состав и особенности  бюджетной системы РФ

 

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [1, ст.6].

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

  1. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (84 бюджетов, из них: 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 54 краевых и областных бюджетов, 6 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) [3, стр. 31];
  2. местные бюджеты (более 24 тыс. местных бюджетов).

Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширенно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ, который представлен на схеме 1 [9, стр. 40]:

 

 

Схема 1. Структура консолидированного бюджета  РФ.

 

 

Государственные внебюджетные фонды являются централизованными фондами денежных средств, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Они предназначаются для реализации прав граждан на социальную защиту (пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь). Целевые бюджетные фонды являются специальными централизованными фондами денежных средств, создаваемых из средств бюджетов или из средств в порядке отчислений от других видов доходов. Средства фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

В РФ государственными внебюджетными фондами являются:

1. Пенсионный фонд РФ;

2. Фонд социального  страхования РФ;

3. Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассматриваются в органах законодательной власти вместе с пакетом документов, представляемых одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий год.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Аналогично бюджеты субъектов РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме законов, издаваемых субъектами РФ, и постановлений, принимаемых органами власти местного самоуправления.

Первые целевые внебюджетные фонды (в основном социальные) начали создаваться в РФ в начале девяностых. Формирование системы целевых внебюджетных социальных фондов было обусловлено необходимостью “разгрузить” государственный бюджет от значительной доли плохо финансируемых на тот момент социальных расходов.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней и не полежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов РФ.

Пенсионный фонд РФ

Основная задача данного фонда  – аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда на цели обязательного пенсионного законодательства.

Пенсионный фонд вместе со своими территориальными органами составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с Федеральным законом  “Об обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации” №167-ФЗ от 15.12.2001 бюджет Пенсионного фонда формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • средств федерального бюджета;
  • сумм пеней и иных финансовых санкций;
  • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
  • иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Большая часть расходов бюджета Пенсионного фонда РФ приходится на выплаты по обязательному пенсионному страхованию. Часть средств Пенсионный фонд расходует на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в которое входит выплата пенсий военнослужащим, выплата второй пенсии участникам ВОВ и др. платежи. Кроме того, из бюджета Пенсионного фонда выплачиваются пенсии и пособия за счет средств, передаваемых фонду Министерством труда и социального развития. К числу таких пенсий и пособий относят, например, пенсии, назначенные безработным досрочно. Еще одним направлением расходования средств Пенсионного фонда являются расходы на дополнительное пенсионное обеспечение, из которых выплачивают дополнительные пенсии летчикам судов гражданской авиации и работникам ядерного оружейного комплекса.

Фонд социального страхования

Фонд социального страхования  действует как самостоятельное  государственное некоммерческое финансово-кредитное  учреждение. Управление Фондом возложено  на Правление фонда и его председателя. Председатель и его заместители  назначаются Правительством РФ.

Среди основных задач фонда:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное оздоровление работников и членов их семей и др. цели государственного социального страхования;
  • участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования

Медицинское страхование является одной из форм социально защиты населения в случае утраты здоровья. Целью медицинского страхования - гарантия гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных государством средств и финансирование профилактических мероприятий.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) – источник в котором аккумулируются средства для осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием.

Основную часть расходов ФОМС составляют расходы на выравнивание финансовых условий территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которым принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. В число основных функций территориальных фондов входят аккумулирование средств на обязательное медицинское страхование, учет страховых взносов и платежей, контроль за их полным и своевременным перечислением плательщикам, финансирование программ обязательного медицинского страхования на территории.

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования создаются  по решению органов государственной власти субъектов РФ для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Целевым бюджетным фондом, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, называют фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению.

Целевые бюджетные фонды создаются при формировании федерального бюджета на предстоящий финансовый год, действуют в течение года, после этого либо создаются вновь, либо прекращают свое существование.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется непосредственно через их назначение и выполнение органами власти функций, а именно:

Информация о работе Бюджетная система РФ, ее состав и принципы организации