Бюджетная система РФ, ее состав и принципы организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:29, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является рассмотрение бюджетной системы в Российской Федерации и принципы организации бюджета.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:
Дать понятие бюджета и бюджетной системы;
Рассмотреть структуру бюджета;
Раскрыть принципы организации бюджета.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………
3
Бюджетная система РФ, ее состав и принципы организации..……..…...
4
1.1 Бюджетная система Российской Федерации и ее состав…………………...
4
1.2 Принципы бюджетной системы Российской Федерации……….…………
8
Практическое задание……………………………………………………….
13
Заключение………………………………………………………………………….
39
Список литературы………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Бюджетная система Гречишникова.doc

— 918.00 Кб (Скачать)

 

 


 


 

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)

Челябинский филиал Финуниверситета

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

 

на тему

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА  РФ, ЕЕ СОСТАВ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Гречишникова М.Ю.

Группа: 518

Личное дело: 08ффд42427

Факультет: финансово-кредитный

Специальность: банковское дело

Проверила: Кетова И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Челябинск, 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………

3

  1. Бюджетная система РФ, ее состав и принципы организации..……..…...

4

1.1 Бюджетная система Российской Федерации и ее состав…………………...

4

1.2 Принципы бюджетной системы Российской Федерации……….…………

8

  1. Практическое задание……………………………………………………….

13

Заключение………………………………………………………………………….

39

Список литературы………………………………………………………………..

41


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах всех членов общества. 

Бюджетный процесс в  России регулируется нормативными актами, различными положениями.

Успех экономической  стабилизации в России во многом зависит  от создания оптимальных форм бюджетных взаимоотношений, четко работающего механизма выравнивания горизонтальных и вертикальных дисбалансов бюджетов всех уровней, снятия социальной напряженности в стране.

Целью контрольной работы является рассмотрение бюджетной системы в Российской Федерации и принципы организации бюджета.

Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие  задачи:

  1. Дать понятие бюджета и бюджетной системы;
  2. Рассмотреть структуру бюджета;
  3. Раскрыть принципы организации бюджета.

При выполнении работы использовались следующие группы информационных источников:

  • Официальные государственные документы;
  • Нормативно-правовые акты;
  • Учебники, учебные пособия;
  • Информационно-поисковые системы;
  • Интернет ресурсы.

Использовался метод  анализа информации информационный.

 

 

 

  1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ, ЕЕ СОСТАВ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

 

    1. Бюджетная система Российской Федерации и ее состав.

На протяжении последнего десятилетия бюджетная система  Российской Федерации постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.

Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т. е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.

Бюджет — это и  социальная категория, определяющая социальные отношения в обществе и государстве. Государство, используя бюджет в качестве одного из основных и действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества. Проблема понимания природы бюджета обусловлена не только тем, что бюджет понятие экономическое, историческое, социальное, политическое или правовое, но главное, что бюджет есть понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией "государство".

Бюджетная система –  главное звено финансовой системы  государства. Для построения бюджетной  системы РФ по типу бюджетных систем демократических государств огромное значение имеет соблюдение принципов организации бюджетной системы. 

По своей структуре, с одной стороны, бюджет — это  форма образования и расходования ресурса денежных средств, а с  другой — это смета (роспись) доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией.

По своему строению и  организации бюджетная система  состоит из элементов, к которым относятся:

• источники формирования бюджета, законодательно закрепленные за каждым звеном или уровнем бюджетной  системы и бюджетной системой в целом;

• органы государственной  исполнительной власти и местного самоуправления как институты власти, наделенные определенными правами по формированию бюджета, его исполнению и установлению контроля за бюджетным процессом;

• законодательная база, определяющая легитимность бюджета  и бюджетного процесса (Бюджетный  кодекс РФ, законы, постановления, распоряжения, инструкции);

• бюджетные организации, участвующие в бюджетном процессе.

Источниками формирования бюджета являются:

• налоговые доходы;

• неналоговые доходы

• заимствования

• добровольные пожертвования.

Законодательную базу бюджетной  системы составляют законы и иные правовые акты, принимаемые законодательными (представительными) органами власти всех уровней. К органам законодательной (представительной) власти относятся Государственная Дума РФ, Совет Федераций РФ, законодательные органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления.

По отдельным вопросам, определяемым бюджетным законодательством, в интересах оперативного регулирования  бюджетных средств между уровнями бюджетной системы издаются правовые акты Правительством РФ и органами власти субъектов РФ.

Учитывая вышеизложенное, структурно бюджетную систему можно  представить в варианте представленном на рисунке 1.

В такой системе действует  единый принцип: все образования  перечисляют определенную часть  своего дохода в бюджет вышестоящего уровня. В то же время, учитывая неравномерность демографического, экономического и социального развития территориальных образований РФ, в бюджетной системе предусматривается оказание помощи бюджетам нижестоящих уровней за счет перераспределения бюджетных средств вышестоящего уровня бюджетной системы.

Рисунок 1. Бюджетная система  РФ.

 

В данном варианте бюджетной  системы формирование бюджетов различных  уровней осуществляется по принципу разделения источников формирования доходной части каждого уровня бюджетной системы.

С одной стороны, каждый из бюджетов соответствующего уровня напрямую формируется за счет собственных  неналоговых доходов и внутренних и (или) внешних заимствований.

С другой стороны, в бюджет вышестоящего уровня перечисляется  часть налоговых и неналоговых  доходов с бюджетов нижестоящих  уровней.

Региональные образования  или субъекты РФ формируют свой бюджет, исходя исключительно из административно-территориального признака, в том числе в бюджет регионального образования должны перечислять полностью часть своего дохода те субъекты РФ, которые административно входят в региональное образование как субъект РФ. Бюджеты местных образований представлены бюджетами районов, городов, сел, поселков и иных населенных пунктов. 

Определение бюджетной системы РФ приведено в Бюджетном кодексе РФ в следующей трактовке: основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, бюджетная система РФ подразделяется на три уровня.

Первый уровень включает федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Второй уровень - бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;

Третий уровень - местные бюджеты.

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

 

    1. Принципы бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетное устройство —  организация бюджетной системы, принципы ее построения.

Как следует из Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах:

— единства;

— разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

— самостоятельности  бюджетов;

— полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— сбалансированности бюджета;

— эффективности  и экономности использования  бюджетных средств;

— общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

— гласности;

— достоверности бюджета;

— адресности и целевого характера бюджетных средств. Рассмотрим принципы организации бюджетной системы подробнее.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Это один из актуальнейших вопросов как теории финансовой науки, так и практики бюджетной работы. «Размытость» полномочий и ответственности приводит весьма часто к низкой эффективности бюджетного процесса.

Принцип самостоятельности  бюджетов провозглашает:

—  право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

— наличие собственных  источников доходов бюджетов каждого  уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;— законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ;

— право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

— недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

— недопустимость компенсации  за счет бюджетов других уровней бюджетной  системы РФ в доходах и дополнительных расходах, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты  отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в них в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставленных в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета, достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Информация о работе Бюджетная система РФ, ее состав и принципы организации