Организация учебно-производственного центра в системе дополнительного образования на принципах экономической игры и модульной техноло

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 21:43, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Действующая традиционная система обучения переживает глубокий кризис и вошла в противоречие с новыми условиями информационного взрыва, глобальной информатизации всех сфер жизни современного человека.

Файлы: 1 файл

рациональная организация.docx

— 29.11 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Российский  государственный профессионально-педагогический университет 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

     Организация учебно-производственного центра в  системе дополнительного образования  на принципах экономической игры и модульной технологии обучения 
 
 
 

                Выполнила: студентка гр. 313 сИЭ Самак Е.П.  
                 
                 
                 
                 
                 

Нижний  Тагил

2010 год 

Постановка  проблемы

     В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в  мировое образовательное пространство. Действующая традиционная система  обучения переживает глубокий кризис и вошла в противоречие с новыми условиями информационного взрыва, глобальной информатизации всех сфер жизни современного человека. Эти  противоречия все более усиливаются. Учитель перестал являться основным источником знаний для учащихся. На детей и подростков обрушилась лавина информации из различных источников: телевидение, видеофильмы, компьютерные программы и игры, INTERNET, разнообразная  учебная и научно-популярная литература, дополняющая стандартные школьные учебные пособия и пр. Фронтальная  система обучения и классно-урочный  принцип организации учебных  занятий, которые родились более  трех веков назад и в почти  неизменном виде дошли до нас, не способны в настоящее время обеспечить решение задач подготовки компетентных специалистов на современном уровне, обладающих критическим системным  мышлением, способных творчески  решать нестандартные проблемы и  находить высокоэффективные решения.

     Отличительными  признаками традиционной технологии являются следующие: одновозрастность, однородность и стабильность учебного коллектива, единый годовой план и программа, жесткое расписание, регламентация деятельности учащихся, принудительность обучающих процедур, основная единица занятий – урок, ориентация на среднего ученика, урок посвящен одному учебному предмету, теме.

     Методы  усвоения знаний основаны на следующем: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, вербальное изложение учебного материала, нагрузка на механическая память, репродуктивное воспроизведение. Процесс обучения, как деятельность, характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьников. (обучение из-под палки)

     Количественная  оценка – отметка – часто становится средством принуждения, орудием  власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика. Отметка, как результат познавательной деятельности, как правило, отождествляется  с личностью в целом, сортирует  учащихся на «хороших» и «плохих».

     Существующая  система образования является авторитарной системой и не учитывает индивидуальных особенностей и способностей к восприятию новой информации у детей, она  навязывает один темп обучения и предъявляет  одинаковые требования ко всем учащимся. В результате ученики с замедленной  интеллектуальной деятельностью не справляются с учебной программой и не выдерживают заданного темпа, попадая в разряд хронических  «двоечников», сильные ученики с  быстродействующим интеллектом  испытывают скуку и не могут реализовать  свой потенциал, у них школьное обучение приводит к потере интереса, притуплению  способностей и разбалтыванию. Этот принцип – ориентация на средние  способности, приводит к особенно тяжелым  последствиям. Современное образование, которое преследует цель сообщить известную  и одинаковую сумму знаний, выглядит как массовое «убийство» талантов.

     Фронтальная система обучения уничтожает у детей  положительную мотивацию к обучению, формирует у них ложную цель –  получение знаний ради оценки. Следствие: в средней школе широко распространены различные формы обмана учителей – списывание, подсказки, зубрежка и т.п.

     При огромном дефиците учебного времени  оно используется в школе крайне нерационально. Параллельно изучается  большое количество предметов небольшими дозами, с малыми и большими перерывами. На забывание отводится больше времени, чем на получение информации. В  процессе обучения преобладает нагрузка на механическую память. Мышление, способности  к активному восприятию информации у детей и подростков не развиваются. Учащиеся привыкают к роли пассивных  слушателей объяснений учителя и  не владеют методами самообразования. В условиях жесткой регламентации учебной деятельности дети и подростки не получают навыков планирования и организации личной работы, не умеют ставить цели и добиваться их реализации.

     Вывод: классно-урочная система фронтального обучения является тормозом развития образования, развития творческих способностей у детей и подростков. Учащиеся после школьного обучения, как  правило, плохо подготовлены к реальной жизни, так как система обучения является формальной и приспособлена  больше для учителей и контролирующих органов, чем для учеников.

     Альтернативой школьному обучению может быть система  дополнительного образования, которая  специально организована для обучения и развития детей и подростков с учетом их интересов и построена  на принципах добровольности. К сожалению в этой сфере также накопилось много проблем и противоречий. Прежде всего надо отметить слабость материальной базы большинства учреждений дополнительного образования, неполноценность организационной структуры управления, преобладание кустарных (ремесленных) форм организации кружковой работы, острый дефицит квалифицированных педагогов дополнительного образования, крепостной характер действующих нормативных документов, излишняя регламентация учебного процесса и функционирования системы в целом. Самое острое противоречие заключается в том, что система дополнительного образования также организационно построена на принципах классно-урочного фронтального обучения, как и система обязательного школьного образования. Для учета кружковой работы применяется форма журнала, бланки которого полностью соответствуют школьному журналу. Правила заполнения требуют от педагога записи темы урока на каждом занятии. Так как журнал учета является финансовым документом и основанием для оплаты труда преподавателя, это означает, что другие педагогические технологии, ориентированные на личность ребенка, менее авторитарные, не допускаются для официального применения. Так как фронтальная система обучения несовместима с идеями дополнительного образования и фактическое выполнение всех требований нормативных документов в полном объеме практически невозможно, реальная кружковая работа строится, как правило, на других принципах. При этом журналы учета работа заполняются педагогами, как положено, в соответствии с требованиями администрации, в результате чего в системе дополнительного образования мы имеем недостоверную отчетность, в чем педагоги не очень виноваты. Это следствие порочной системы.

 

     Проектное решение

     Возможно  решение большинства проблем  школьного и дополнительного  образования на основе перехода к  новым образовательным технологиям. Такие системы обучения существуют и они активно развиваются в цивилизованных странах на основе информатизации системы образования. Быстрыми темпами внедряются различные формы модульного обучения, системы дистанционного обучения. Этому способствует насыщенность учебных заведений вычислительной техникой и современным обучающим мультимедийным программным обеспечением. Свободный доступ детей и подростков к компьютерам и информационным сетям дает возможность использовать вычислительную технику, как универсальный инструмент для изучения различных предметов школьного курса. При этом обеспечен глобальный, сплошной, непрерывный оперативный рейтинговый контроль и учет знаний, умений и навыков у всех участников учебного процесса.

     В клубе «Электрон» центра творчества «Шанс» в течение многих лет проводятся эксперименты по созданию новой образовательной  модели учебно-производственного центра, максимально отражающей реальную жизнь. К настоящему времени сложилась  определенная система работы, которая  включает в себя элементы модульной  технологии обучения. Технология модульного обучения является одним из направлений  индивидуализированного обучения, позволяющим  осуществлять самообучение, саморазвитие, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

     Обучающим модулем называется автономная часть  учебного материала, состоящая из следующих  компонентов:

     · Точно сформулированная учебная  цель

     · Информационный блок (банк информации) - учебный материал, структурированный  на учебные элементы в виде методических пособий, рабочих тетрадей или обучающих  компьютерных программ

     · Методический блок – методическое руководство по достижению целей (алгоритмы  обучения)

     · Исполнительский блок (для формирования умений) – пакеты задач и упражнений с алгоритмами решений, описания лабораторных и практических работ

     · Контролирующий блок – банк контрольных  заданий, соответствующий целям, поставленным данным модулем

     В системе дополнительного образования  есть возможность усилить эффект от применения модульного обучения путем  организации модели учебно-производственного  центра, в котором реализованы  хозрасчетные отношения в режиме экономической игры. В клубе «Электрон» сделана попытка создания подобной структуры. В такой учебной среде  всем участникам предлагаются различные  формы деятельности: изучение различных  модульных курсов, самостоятельные  занятия по интересам и личным планам, элементы производственной и  творческой деятельности, выполнение функций инструктора (супервайзера), развлечения (компьютерные игры). Все учащиеся имеют возможность получать образовательные услуги в удобное для себя время с учетом действующего расписания компьютерного класса. Темп индивидуальных занятий не регламентируется. Преподаватель является организатором учебного процесса, обращая основное внимание на методы обучения и развитие способностей к этому виду деятельности у всех учащихся. Методы фронтального обучения почти полностью исключены. Традиционный журнал учета кружковой не может быть применен в этих условиях. Вместо этого документа построена система информационного обеспечения, включающая в себя компьютерную базу данных. Первичные записи о всех видах деятельности обучаемых производятся в специальных бланках индивидуальных учетных карт, в которых учитывается вся информация, необходимая для анализа (посещаемость, структура затрат технологического времени, учебные результаты в виде рейтинга в баллах, сведения о состоянии личных счетов по правилам экономической игры). Всем участникам предоставляется возможность реализовать свои способности и творческий потенциал на рабочих местах компьютерного класса. Возможна работа в индивидуальном режиме или в составе временных творческих групп. За выполненную работу индивидуальный исполнитель или члены творческого коллектива получают вознаграждение по правилам экономической игры.

     Предлагаемая  система работы дает возможность  реализовать цели, которые трудно достичь в условиях классно-урочного фронтального обучения:

     · предоставление обучаемым возможности самостоятельного выбора из большого количества различных курсов, обеспечение у большинства учащихся положительной мотивации на процесс получения знаний с целью практического применения

     · формирование у учащихся навыков  самостоятельной работы с источниками  информации, развитие способностей к  обучению

     · развитие у детей и подростков навыков планирования и организации  личной работы

     · экономическое образование и  воспитание участников учебно-производственного  процесса на основе включения их в  систему хозрасчетных отношений  по правилам экономической игры

     · организация практической деятельности индивидуальных исполнителей и рабочих  групп (разработка информационного, методического  и программного обеспечения для  обучающих модульных курсов )

     По  результатам эксперимента, организованного  в клубе «Электрон» можно сделать  вывод, что модульная технология, в отличие от традиционной классно-урочной  системы фронтального обучения, обеспечивает активизацию мыслительной деятельности обучаемых, включает у них положительную  мотивацию на получение знаний, развивает  аналитическое системное мышление, предоставляет учащимся возможность  обучения в своем темпе с учетом индивидуальных особенностей и способностей к восприятию новой информации. Это система (модель дополнительного образования), включаясь в которую все участники учебно-производственного процесса (независимо от возраста) играют по одним правилам. Все учащиеся находятся в образовательном пространстве, которое непрерывно расширяется за счет методической деятельности творческой лаборатории. Планирование работы и организация деятельности учебного центра построены на основе личных планов участников экономической игры и с учетом их потребностей. Система обучения очень тесно связана с практической деятельностью, что означает возможность немедленного применения полученных знаний и навыков работы.

     Все учащиеся имеют возможность выбора и принятия самостоятельных решений  по следующим направлениям:

     · Содержание обучения (выбор курсов из большого количества предложений)

Информация о работе Организация учебно-производственного центра в системе дополнительного образования на принципах экономической игры и модульной техноло